Особенности обучения детей цыганской национальности в инклюзивном пространстве школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Бударин, С. И. Особенности обучения детей цыганской национальности в инклюзивном пространстве школы / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 372-375. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119406/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор разъясняет особенности интеграции детей цыганской национальности в образовательную среду школы на примере работы школы № 35 города Калуги.

Ключевые слова: образовательная среда, адаптация, дети цыганской национальности.

Обучение детей цыганской национальности в инклюзивном пространстве школы является актуальной и важной темой современного образования. Цыганская культура и традиции имеют свои особенности, которые могут потребовать специфического подхода к обучению. Инклюзивное образование предполагает создание условий для полноценного участия всех детей в учебном процессе, независимо от их социокультурного или этнического происхождения.

В нашей школе 35 учащихся цыганской национальности. Для успешного обучения детей цыганской национальности в инклюзивной среде необходимо учитывать следующие моменты: методы обучения, языковые особенности, а также культурные нормы и ценности. Важно создать благоприятную атмосферу в классе, где каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Работа по инклюзии требует от педагогов гибкости, терпимости и умения строить отношения на основе взаимопонимания и уважения к различиям.

Культурные особенности детей цыганской национальности

Дети цыганской национальности обладают уникальными культурными особенностями, которые имеют значение при организации обучения в инклюзивном пространстве школы. Они часто ценят семейные традиции, коллективизм и уважение к старшим. Цыганская культура — это особый мир культурных практик, язык и религиозные убеждения. При работе с детьми цыганской национальности педагогический коллектив школы стремится к пониманию и уважению их культурных особенностей, что способствует эффективному обучению детей цыганской национальности.

Принципы инклюзивного образования в школе

Инклюзивное образование в школе основано на нескольких принципах, которые являются основой для успешного обучения детей цыганской национальности. Первый принцип — принятие разнообразия и уважение каждого ребенка. Это позволяет создать благоприятную атмосферу для обучения, где каждый ребенок чувствует себя принятым и равным. Второй принцип — индивидуализация образовательного процесса, учитывающая личностное развитие каждого ученика, особенно детей цыганской национальности. Такой подход помогает обеспечить эффективное обучение и развитие каждого ребенка, несмотря на их различия. Третий принцип — сотрудничество всех участников образовательного процесса: учителей, родителей и специалистов. Взаимодействие и партнерство способствуют созданию комплексной поддержки и помогают детям цыганской национальности успешно интегрироваться в обществе и образовательной среде.

Адаптация цыганских детей в образовательной среде

Адаптация цыганских детей в образовательной среде является важным аспектом успешного инклюзивного обучения. Жизнь цыганских семей отличается от общепринятых норм и ценностей нашего общества. Для эффективной адаптации цыганских детей необходимо учитывать их историю и традиции. Важно создать доверительные отношения с родителями и обществом цыганского населения, чтобы обеспечить поддержку и понимание со стороны сообщества. Содействие взаимопониманию и установлению партнёрских отношений между школой и семьёй цыганского ребёнка способствует успешной адаптации и интеграции в учебный процесс.

Роль педагогов в успешном обучении детей цыганской национальности

Для успешного обучения детей цыганской национальности в инклюзивном пространстве школы ключевую роль играют педагоги. Педагоги нашей школы понимают культурные особенности цыганского народа и умело учитывают их в процессе обучения. Они толерантны, открыты к различиям и умеют строить доверительные отношения с учениками и их семьями. Педагоги также умеют применять индивидуализированные методики обучения, учитывая потребности каждого ученика. Важно создавать безопасную и поддерживающую обучающую среду, где каждый ребенок чувствует себя равноправным и уважаемым. Педагоги содействуют взаимопониманию между детьми разных культурных групп и способствуют формированию уважения к различиям. Кроме того, они сотрудничают с семьями учеников цыганской национальности, поддерживая их в вопросах образования и интеграции в школьное сообщество. Имея поддержку и понимание со стороны педагогов, дети цыганской национальности успешно обучаются и развиваются в инклюзивной образовательной среде.

В 2020 году наша школа стала участницей проекта «Мы разные, мы вместе!». С сентября наша команда педагогов работает над составлением программ, планов работы и проводят непосредственно занятия с детьми. Команда школы состоит из двух педагогов РКИ и педагога по социализации.

Началом нашей работы было проведение диагностики по представленным руководителями проекта материалам. В итоге выявлены три группы начинающих (одна — 2–4 классов, 5–7 классов и 8–9 классов) и одна группа нулевая — 1 класс. В конце сентября проведены родительские собрания для родителей-цыган.

Важной составляющей является УМК Кокориной Е. В. «Русский язык: от ступени к ступени», предоставленный руководителями проекта. Учебники необычны, интересны для детей, с ними приятно работать, методическое пособие составлено практично и легко в использовании.

Результаты работы школы в проекте:

– работа школы с детьми-цыганами обрела систему во всех направлениях: каждый педагог (не только включенные в проект) имеет свой план работы с конкретными планируемыми результатами в соответствии с общим планом работы;

– дети-цыгане включились в работу по РКИ и пытаются изучать русский язык с помощью новых интересных учебников;

– школа приобрела хорошие методическое сопровождение для занятий (учебники, методички), которые раньше проводились каждым педагогом по своему отдельному плану в меру своих знаний и умений, часто без методической поддержки;

– занятия по социализации и в рамках объединений дополнительного образования способствуют повышению уровня самооценки детей-цыган (начали участвовать в конкурсах, например, агитбригада ЮИД, конференция «Огонь — опасная игра»).

Работа в проекте способствует активизации деятельности школы по социализации и адаптации учеников цыганской национальности.

В планы работы школы входит в первую очередь систематическая работа всех участников образовательного процесса в соответствии с общим планом работы проекта. Команда проекта поставила перед собой следующие задачи:

– научить детей-цыган целесообразно, активно использовать в своей речи два языка — родной и русский — не ущемляя прав ни одного из них, ведь каждый язык ярок, индивидуален и важен по-своему;

– приобрести и не потерять интерес к русскому языку, как бы дальше не сложилась судьба детей;

– познакомить детей-цыган с русской культурой, особенностями быта с целью формирования доброго отношения к миру, в котором живешь.

Мы убеждены, что владение русским языком, в том числе как иностранным, — это навык, который можно развить.

Цель работы нашей команды школы: сделать русский язык для детей цыган НУЖНЫМ: интересным, вдохновляющим, своим и правильным в использовании. Каждый из нас обладает каким-то талантом: кто-то поет, кто-то танцует, кто-то говорит на нескольких языках. Мы хотим, чтобы владение русским языком дало детям-цыганам чувство внутреннего комфорта, личной победы, уверенности в своих силах.

Также большую роль играет организация досуговой деятельности детей-цыган. В этом помогает работа на базе школы Центра «Точка роста». Для детей различного уровня развития, национальности и социального статуса на базе Центра открыты объединения дополнительного образования: «Театральная студия «Улыбка», школьный хор, «Креативная мастерская», «Виртуальная реальность», школьный краеведческий музей.

Использование межкультурного подхода в обучении цыганских детей

Использование межкультурного подхода в обучении цыганских детей играет ключевую роль в создании инклюзивного пространства в школе. Педагоги нашей школы работают с детьми разных стартовых возможностей, учитывая все то, что может разделять и сближать таких учеников. Этот подход позволяет педагогам учитывать особенности детей разного общественного статуса при организации учебного процесса. Работа по межкультурному обучению способствует взаимопониманию между учащимися разных этнических групп, содействует установлению доверительных отношений и созданию благоприятной образовательной среды. Применение межкультурного подхода способствует снятию стереотипов и предвзятости, способствует усилению взаимодействия между учащимися с разным культурным бэкграундом, что в итоге помогает их успешному развитию адаптации в обществе.

Очень доступно отражена суть нашей работы с детьми цыганской национальности в стихах восточной девушки Аниры Аль-Накиб, которая пишет на разных языках о том, что как никогда актуально сейчас:

Разные национальности

Детям не помеха

Для дружбы и радости,

Для добра и смеха.

Люди, мы же взрослые!

Что же мы с вами делаем?

Самые опасные

Грехи мы совершаем.

Детям дела нет совсем

До цвета глаз и кожи.

Но вырос не такой, как все,

На всех нас не похожий.

И как пингвин среди пустынь

Он будет выделяться.

И ярость из самых глубин

В нем будет подниматься.

Чтоб были в мире все дружней,

Нужна такая малость:

Мы не должны растить детей,

Деля национальности.

G:\фото 2019\фото на стены\DSC_9930.JPG D:\Users\Галина Анатольевна\Desktop\проект Мы разные\РКИ Ф.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): цыганская национальность, ребенок, русский язык, образовательная среда, успешное обучение детей, инклюзивное образование, инклюзивное пространство школы, межкультурный подход, образовательный процесс, учебный процесс.


Ключевые слова

адаптация, образовательная среда, дети цыганской национальности

Похожие статьи

Задать вопрос