В статье автор исследует как теоретические вопросы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, так и практический опыт взаимодействия субъектов. Автором проведен анализ различных подходов современных авторов к проблеме военно-патриотического воспитания, исследована актуальная правовая база, регулирующая вопросы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи.
Научная новизна статьи заключается в изучении и анализе практического опыта взаимодействия субъектов через организацию и проведение совместных мероприятий патриотической направленности.
Наряду с динамичным развитием системы военно-патриотического воспитания, активной государственной поддержкой сектора, положительно влияющего на совершенствование системы военно-патриотического воспитания, автором был выявлен ряд проблемных вопросов, требующих комплексного подхода для их решения.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, допризывная молодежь, субъекты взаимодействия, органы местного самоуправления, войсковая часть, патриотические ценности.
На протяжении долгого времени Россия продолжает оставаться сильным экономическим и политическим соперником для ряда стран Запада, безуспешно пытающихся на протяжении десятилетий сломить ее мощь, разделить территориально и духовно население нашей страны. Начатая Россией в феврале 2022 года Специальная военная операция (СВО) в Украине по защите мирного населения Украины от националистского захвата ознаменовала еще более резкий рост экстремистских настроений западных стран, яростно ведущих русофобскую пропаганду и поддерживающих идею о России как о стране-агрессоре, переступившей с оружием границу другого государства.
Объявленная в рамках СВО частичная мобилизация в сентябре 2022 года обнажила серьезные проблемы, связанные с патриотическим сознанием молодого поколения, которое в большинстве оказалось не готовым встать на защиту интересов своей Родины, что является одним из центральных аспектов в системе военно-патриотического воспитания. Формирование военно-патриотического сознания молодого поколения происходит постепенно, обязательным в этой системе является наличие согласованного системного сотрудничества субъектов, занятых в сфере военно-патриотического воспитания.
В научно-практическом поле исследованию проблемы военно-патриотического воспитания посвящено достаточное количество работ авторов. Так, согласно позиции Киреева Д. Г., Сухиной Ю. В., «процессы военно-патриотического воспитания должны быть не только сбалансированными, взаимосвязанными, но и подчиненными друг другу» [1]. Авторы выделяют три этапа: первый этап представляет собой базис для формирования стремления молодого поколения быть полезным и нужным своему Отечеству, развивает познавательные и мотивационные потребности и приходится на начальную школу (1–4 классы); второй этап определен как подготовительный, связан с формированием понимания всей важности высокого уровня личной подготовки молодого поколения к службе и приходится на период с 5 по 9 классы; третий этап назван авторами военно-ориентированным, в течение которого происходит формирование основных социальных смыслов, моральных и патриотических ценностей, данный этап приходится на 10–11 классы.
Богданов А. В. акцентирует свое внимание на потребности высокого уровня допризывной подготовки в связи с сокращением срока военной службы до одного года. Автор видит проблему в отсутствии во многих образовательных учреждениях такой подготовки. По мнению автора, «военно-патриотическое воспитание является наиболее полным решением стоящих перед государством задач в воспитании подрастающего поколения» [2] и в связи с этим наделяет образовательные учреждения ключевой ролью в системе военно-патриотического воспитания.
В своем совместном научном труде Спасенников В. В., Монахова Л. Ю., Печников А. Н. рассматривают проблемы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Авторами предлагается формирование патриотической направленности студентов вузов в процессе изучения социогуманитарных дисциплин через «целостную систему специально отобранного знания о глобализации и мультикультурализме, о нациях и их роли в международных отношениях, о понятиях «российская нация» и «суверенитет российского государства» [3].
В работе Гайдукова Д. А. и Воронцова А. А. рассматривается система военно-патриотического воспитания молодежи, в которой выделяется ряд проблемных вопросов не только теоретического, но и правового характера. Авторы находят целесообразным введение федеральной системы военно-патриотического воспитания с «государственно-общественным характером» [4] и предпринимают попытки предложить конкретные рекомендации, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере военно-патриотического воспитания.
Мелентьев А. В. исследует военно-патриотическое воспитание как социально-педагогическую проблему в узком концептуальном поле воспитательной работы в военизированном вузе. По мнению автора, содержание военно-патриотического воспитания возможно представить в качестве «целенаправленного педагогического процесса, в рамках которого курсанты овладевают системой профессиональных знаний и качеств» [5], которые постепенно формируют компетенции, необходимые для успешного решения ими своих профессиональных задач.
Правовое регулирование системы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи реализуется через нормативную базу, которая представлена следующими основными документами:
– Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;
– Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
– Постановление Правительства РФ от 30.03.2010 № 194 «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию»;
– Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
– Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
– Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
С целью обеспечения более узкого анализа практической деятельности по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи в качестве субъектов были определены Администрация города Хабаровска по управлению Центральным районом и войсковая часть 10253 Хабаровского гарнизона, по территориальному принципу относящаяся к центральному району города. Хронологические рамки анализа совместной деятельности субъектов приходятся на период с 2021 по 2023 годы.
Деятельность администрации г. Хабаровска по управлению Центральным районом и войсковой части 10253 по вопросам военно-патриотического воспитания реализуется, главным образом, через проведение совместных мероприятий патриотической направленности. Согласно отчетам о деятельности субъектов за период с 2021 по 2023 годы была составлена таблица 1, в которой отражены проведенные за указанный период мероприятия патриотической направленности.
Таблица 1
Совместные мероприятия субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания
Наименование мероприятия |
2021 год (кол-во мероприятий) |
2022 год (кол-во мероприятий) |
2023 год (кол-во мероприятий) |
|
Мероприятия для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, реабилитированных граждан, участников СВО (начиная с 2022 года) |
189 |
203 |
209 |
|
Творческие, развлекательные мероприятия для детей, молодежи |
202 |
214 |
220 |
|
Спортивные соревнования |
1346 |
1484 |
1499 |
|
Торжественные мероприятия, посвященные памятным дням в истории России (День Победы, День памяти и скорби, День неизвестного солдата) |
454 |
472 |
498 |
|
Встречи молодежи с участниками боевых действий, локальных конфликтов и участников СВО (начиная с 2022 года) |
38 |
47 |
55 |
|
Акции «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Свеча Памяти» |
9 |
18 |
38 |
|
Военно-патриотическая акция «Письмо защитнику Отечества», «Солдатский треугольник» |
12 |
28 |
||
Данные за 2021 год представляют плановые цифры, а в 2022 и 2023 годах отмечено увеличение плановых показателей. Так, в 2022 году на 7,4 % увеличилось число мероприятий для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, реабилитированных граждан, участников СВО, а в 2023 году таких мероприятий стало больше на 10,6 %. Творческих и развлекательных мероприятий для молодежи стало больше на 6,3 % в 2022 году, на 9,5 % в 2023 году. Спортивные соревнования, организованные субъектами взаимодействия для молодежи, увеличились на 10,2 % в 2022 году и на 11,3 % в 2023 году. Торжественные мероприятия, приуроченные к памятным датам и историческим событиям военного времени (митинги, шествия, возложения цветов на мемориалах и др.), увеличились на 4 % в 2022 году и на 9,7 % в 2023 году. Чаще стали и встречи молодежи с участниками боевых действий, локальных конфликтов, СВО. В 2022 году число встреч выросло на 23,7 %, в 2023 году — на 44,7 %.
Резкое увеличение акций «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Свеча Памяти» наблюдается с началом проведения СВО. В частности, это относится к акции «Свеча Памяти», когда субъектами взаимодействия организуется освещение для общественности событий, связанных с гибелью как военнослужащих, задействованных в зоне спецоперации, так и мирного населения, столкнувшегося с нацистским геноцидом. В 2022 году отмечается увеличение таких акций на 50 %, в 2023 году — на 52,6 %. Активно растущее число таких акций, как никакое другое мероприятие, формируют в сознании молодого поколения нетерпимость к экстремизму, готовность к борьбе за справедливость и недопущение любых посягательств на свою Родину. Растет активность молодежи к участию и в других акциях — «Письмо защитнику Отечества», «Солдатский треугольник», которые проводятся субъектами взаимодействия с 2022 года, и число которых в 2023 году увеличилось на 42,9 % по сравнению с предыдущим годом.
Другим показателем результативности совместной деятельности войсковой части 10253 и администрации г. Хабаровска по управлению Центральным районом является количество человек, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности. Согласно данным, представленным в отчетных документах субъектов по военно-патриотическому воспитанию, были отмечены заметные результаты по увеличению числа молодежи в данных мероприятиях, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Совместные мероприятия субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания, направленные на привлечение молодежи к участию
Наименование мероприятия |
2021 год (кол-во человек) |
2022 год (кол-во человек) |
2023 год (кол-во человек) |
Военно-спортивные игры, «Лазертаг», мастер-классы по боевому искусству |
68 |
73 |
81 |
Военно-технический форум «Армия» |
19 |
24 |
29 |
Встречи с ветеранами военных действий в Афганистане и на Кавказе, участниками СВО (начиная с 2022 года), посвященные Дню Героев |
198 |
239 |
270 |
Экскурсии в войсковую часть, на Большой аэродром (знакомство с боевой авиационной техникой, парашютным снаряжением) |
99 |
126 |
138 |
В 2021 году к участию в военно-спортивных играх, «Лазертаге», мастер-классах по боевому искусству было запланировано привлечение 60 человек, фактически это число составило 68 человек, что на 13,3 % превышает плановые показатели. В 2022 году число участников стало выше еще на 7,4 %, в сравнении с предыдущим годом, а в 2023 году — на 11 %. По плану число участников военно-технического форума «Армия» определено в количестве 15 человек в 2021 году, фактически это число составило 19 человек, что на 26,7 % выше планового показателя. В 2022 году показатель вырос на 20,8 % по сравнению с 2021 годом, в 2023 году — на 34,5 %. В 2021 году было запланировано 190 встреч с ветеранами военных действий в Афганистане и на Кавказе, посвященные Дню Героев, фактически этот показатель составил 198 человек, что на 4 % выше планового показателя. В 2022 году отмечено увеличение на 17,2 %, в 2023 году — на 26,7 %. В 2022 году отмечено увеличение количества человек, участвовавших в экскурсиях в войсковую часть, на Большой аэродром, целью которых определено знакомство с боевой авиационной техникой, парашютным снаряжением, на 21,4 %, в 2023 году — на 28,3 %.
Третьим основным направлением деятельности субъектов по военно-патриотическому воспитанию определена работа по организации деятельности по призыву граждан на военную службу. Результаты анализа по данному направлению были получены из отчетных документов о деятельности субъектов взаимодействия и представлены в таблице 3.
Таблица 3
Совместная деятельность субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания по организации призыва граждан на военную службу
Наименование мероприятия |
2021 год отобрано / отправлено в войска |
2022 год отобрано/ отправлено в войска |
2023 год отобрано/ отправлено в войска |
Весенняя призывная кампания (май) |
194 человека (102 %) / 121 человек (88 %) |
213 человек (111 %)/ 186 человек (103 %) |
262 человека (137 %)/ 200 человек (105 %) |
Осенняя призывная кампания (октябрь) |
132 человека (93 %) / 96 человек (78 %) |
148 человек (98 %) / 112 человек (86 %) |
162 человека (108 %) / 152 человека (101 %) |
Проведенный анализ деятельности субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания за период с 2021 по 2023 годы позволил убедиться в результативности работы в данной сфере, которая обеспечивается путем слаженной, хорошо организованной совместной деятельности. В ходе анализа были отмечены хорошие показатели вовлеченности молодежи в мероприятия патриотической направленности, а также достаточное количество мероприятий, организованных субъектами. Наряду с положительной динамикой были отмечены и некоторые проблемы, которые снижают результативность совместной деятельности субъектов по военно-патриотическому воспитанию.
Первая проблема заключается в отсутствии, как на федеральном, так и на местном уровнях, единого нормативного акта, который бы четко регламентировал все основные положения, функции, задачи, права и обязанности субъектов взаимодействия, а также направления их деятельности по военно-патриотическому воспитанию.
Вторая проблема — отсутствие системы отчетности субъектов взаимодействия о совместно проводимой работе. Данная проблема выражается в отсутствии контроля и мониторинга динамики развития военно-патриотического направления.
Третья проблема — отсутствие новаций в системе взаимодействия субъектов по военно-патриотическому воспитанию.
Проблемы, выявленные в ходе анализа субъектов взаимодействия по военно-патриотическому воспитанию, были определены в качестве самых актуальных и значимых и требующих комплексного подхода для их решения.
Литература:
- Киреев Д. Г., Сухина Ю. В. Особенности военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации // Теория и практика современной науки. 2022. № 6 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii
- Богданов А. В. Актуальность военно-патриотического воспитания в современной школе. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/97450/1/978–5–7996–3165–9_2020_015.pdf
- Спасенников В. В., Монахова Л. Ю., Печников А. Н. Проблемы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях.// Современные проблемы науки и образования. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32471
- Гайдуков Д. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи (правовой аспект) / Д. А. Гайдуков, А. А. Воронцов // Молодой ученый. 2024. № 3 (502). с. 330–338. URL: https://moluch.ru/archive/502/110351/
- Мелентьев А. В. Военно-патриотическое воспитание как социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А. Ч. II. С. 905–914. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022–6a2/37-melentev.pdf