Практический опыт взаимодействия органов местного самоуправления и войсковых частей по вопросам военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на примере города Хабаровска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.11.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Антонов, М. С. Практический опыт взаимодействия органов местного самоуправления и войсковых частей по вопросам военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на примере города Хабаровска / М. С. Антонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119376/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует как теоретические вопросы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, так и практический опыт взаимодействия субъектов. Автором проведен анализ различных подходов современных авторов к проблеме военно-патриотического воспитания, исследована актуальная правовая база, регулирующая вопросы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи.

Научная новизна статьи заключается в изучении и анализе практического опыта взаимодействия субъектов через организацию и проведение совместных мероприятий патриотической направленности.

Наряду с динамичным развитием системы военно-патриотического воспитания, активной государственной поддержкой сектора, положительно влияющего на совершенствование системы военно-патриотического воспитания, автором был выявлен ряд проблемных вопросов, требующих комплексного подхода для их решения.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, допризывная молодежь, субъекты взаимодействия, органы местного самоуправления, войсковая часть, патриотические ценности.

На протяжении долгого времени Россия продолжает оставаться сильным экономическим и политическим соперником для ряда стран Запада, безуспешно пытающихся на протяжении десятилетий сломить ее мощь, разделить территориально и духовно население нашей страны. Начатая Россией в феврале 2022 года Специальная военная операция (СВО) в Украине по защите мирного населения Украины от националистского захвата ознаменовала еще более резкий рост экстремистских настроений западных стран, яростно ведущих русофобскую пропаганду и поддерживающих идею о России как о стране-агрессоре, переступившей с оружием границу другого государства.

Объявленная в рамках СВО частичная мобилизация в сентябре 2022 года обнажила серьезные проблемы, связанные с патриотическим сознанием молодого поколения, которое в большинстве оказалось не готовым встать на защиту интересов своей Родины, что является одним из центральных аспектов в системе военно-патриотического воспитания. Формирование военно-патриотического сознания молодого поколения происходит постепенно, обязательным в этой системе является наличие согласованного системного сотрудничества субъектов, занятых в сфере военно-патриотического воспитания.

В научно-практическом поле исследованию проблемы военно-патриотического воспитания посвящено достаточное количество работ авторов. Так, согласно позиции Киреева Д. Г., Сухиной Ю. В., «процессы военно-патриотического воспитания должны быть не только сбалансированными, взаимосвязанными, но и подчиненными друг другу» [1]. Авторы выделяют три этапа: первый этап представляет собой базис для формирования стремления молодого поколения быть полезным и нужным своему Отечеству, развивает познавательные и мотивационные потребности и приходится на начальную школу (1–4 классы); второй этап определен как подготовительный, связан с формированием понимания всей важности высокого уровня личной подготовки молодого поколения к службе и приходится на период с 5 по 9 классы; третий этап назван авторами военно-ориентированным, в течение которого происходит формирование основных социальных смыслов, моральных и патриотических ценностей, данный этап приходится на 10–11 классы.

Богданов А. В. акцентирует свое внимание на потребности высокого уровня допризывной подготовки в связи с сокращением срока военной службы до одного года. Автор видит проблему в отсутствии во многих образовательных учреждениях такой подготовки. По мнению автора, «военно-патриотическое воспитание является наиболее полным решением стоящих перед государством задач в воспитании подрастающего поколения» [2] и в связи с этим наделяет образовательные учреждения ключевой ролью в системе военно-патриотического воспитания.

В своем совместном научном труде Спасенников В. В., Монахова Л. Ю., Печников А. Н. рассматривают проблемы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Авторами предлагается формирование патриотической направленности студентов вузов в процессе изучения социогуманитарных дисциплин через «целостную систему специально отобранного знания о глобализации и мультикультурализме, о нациях и их роли в международных отношениях, о понятиях «российская нация» и «суверенитет российского государства» [3].

В работе Гайдукова Д. А. и Воронцова А. А. рассматривается система военно-патриотического воспитания молодежи, в которой выделяется ряд проблемных вопросов не только теоретического, но и правового характера. Авторы находят целесообразным введение федеральной системы военно-патриотического воспитания с «государственно-общественным характером» [4] и предпринимают попытки предложить конкретные рекомендации, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере военно-патриотического воспитания.

Мелентьев А. В. исследует военно-патриотическое воспитание как социально-педагогическую проблему в узком концептуальном поле воспитательной работы в военизированном вузе. По мнению автора, содержание военно-патриотического воспитания возможно представить в качестве «целенаправленного педагогического процесса, в рамках которого курсанты овладевают системой профессиональных знаний и качеств» [5], которые постепенно формируют компетенции, необходимые для успешного решения ими своих профессиональных задач.

Правовое регулирование системы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи реализуется через нормативную базу, которая представлена следующими основными документами:

– Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

– Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;

– Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

– Постановление Правительства РФ от 30.03.2010 № 194 «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию»;

– Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

– Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;

– Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

С целью обеспечения более узкого анализа практической деятельности по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи в качестве субъектов были определены Администрация города Хабаровска по управлению Центральным районом и войсковая часть 10253 Хабаровского гарнизона, по территориальному принципу относящаяся к центральному району города. Хронологические рамки анализа совместной деятельности субъектов приходятся на период с 2021 по 2023 годы.

Деятельность администрации г. Хабаровска по управлению Центральным районом и войсковой части 10253 по вопросам военно-патриотического воспитания реализуется, главным образом, через проведение совместных мероприятий патриотической направленности. Согласно отчетам о деятельности субъектов за период с 2021 по 2023 годы была составлена таблица 1, в которой отражены проведенные за указанный период мероприятия патриотической направленности.

Таблица 1

Совместные мероприятия субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания

Наименование мероприятия

2021 год

(кол-во мероприятий)

2022 год

(кол-во мероприятий)

2023 год

(кол-во мероприятий)

Мероприятия для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, реабилитированных граждан, участников СВО (начиная с 2022 года)

189

203

209

Творческие, развлекательные мероприятия для детей, молодежи

202

214

220

Спортивные соревнования

1346

1484

1499

Торжественные мероприятия, посвященные памятным дням в истории России (День Победы, День памяти и скорби,

День неизвестного солдата)

454

472

498

Встречи молодежи с участниками боевых действий, локальных конфликтов и участников СВО (начиная с 2022 года)

38

47

55

Акции

«Бессмертный полк», «Окна Победы», «Свеча Памяти»

9

18

38

Военно-патриотическая акция «Письмо защитнику Отечества», «Солдатский треугольник»

12

28

Данные за 2021 год представляют плановые цифры, а в 2022 и 2023 годах отмечено увеличение плановых показателей. Так, в 2022 году на 7,4 % увеличилось число мероприятий для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, реабилитированных граждан, участников СВО, а в 2023 году таких мероприятий стало больше на 10,6 %. Творческих и развлекательных мероприятий для молодежи стало больше на 6,3 % в 2022 году, на 9,5 % в 2023 году. Спортивные соревнования, организованные субъектами взаимодействия для молодежи, увеличились на 10,2 % в 2022 году и на 11,3 % в 2023 году. Торжественные мероприятия, приуроченные к памятным датам и историческим событиям военного времени (митинги, шествия, возложения цветов на мемориалах и др.), увеличились на 4 % в 2022 году и на 9,7 % в 2023 году. Чаще стали и встречи молодежи с участниками боевых действий, локальных конфликтов, СВО. В 2022 году число встреч выросло на 23,7 %, в 2023 году — на 44,7 %.

Резкое увеличение акций «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Свеча Памяти» наблюдается с началом проведения СВО. В частности, это относится к акции «Свеча Памяти», когда субъектами взаимодействия организуется освещение для общественности событий, связанных с гибелью как военнослужащих, задействованных в зоне спецоперации, так и мирного населения, столкнувшегося с нацистским геноцидом. В 2022 году отмечается увеличение таких акций на 50 %, в 2023 году — на 52,6 %. Активно растущее число таких акций, как никакое другое мероприятие, формируют в сознании молодого поколения нетерпимость к экстремизму, готовность к борьбе за справедливость и недопущение любых посягательств на свою Родину. Растет активность молодежи к участию и в других акциях — «Письмо защитнику Отечества», «Солдатский треугольник», которые проводятся субъектами взаимодействия с 2022 года, и число которых в 2023 году увеличилось на 42,9 % по сравнению с предыдущим годом.

Другим показателем результативности совместной деятельности войсковой части 10253 и администрации г. Хабаровска по управлению Центральным районом является количество человек, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности. Согласно данным, представленным в отчетных документах субъектов по военно-патриотическому воспитанию, были отмечены заметные результаты по увеличению числа молодежи в данных мероприятиях, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Совместные мероприятия субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания, направленные на привлечение молодежи к участию

Наименование мероприятия

2021 год

(кол-во человек)

2022 год

(кол-во человек)

2023 год

(кол-во человек)

Военно-спортивные игры, «Лазертаг», мастер-классы по боевому искусству

68

73

81

Военно-технический форум «Армия»

19

24

29

Встречи с ветеранами военных действий в Афганистане и на Кавказе, участниками СВО (начиная с 2022 года), посвященные Дню Героев

198

239

270

Экскурсии в войсковую часть, на Большой аэродром (знакомство с боевой авиационной техникой, парашютным снаряжением)

99

126

138

В 2021 году к участию в военно-спортивных играх, «Лазертаге», мастер-классах по боевому искусству было запланировано привлечение 60 человек, фактически это число составило 68 человек, что на 13,3 % превышает плановые показатели. В 2022 году число участников стало выше еще на 7,4 %, в сравнении с предыдущим годом, а в 2023 году — на 11 %. По плану число участников военно-технического форума «Армия» определено в количестве 15 человек в 2021 году, фактически это число составило 19 человек, что на 26,7 % выше планового показателя. В 2022 году показатель вырос на 20,8 % по сравнению с 2021 годом, в 2023 году — на 34,5 %. В 2021 году было запланировано 190 встреч с ветеранами военных действий в Афганистане и на Кавказе, посвященные Дню Героев, фактически этот показатель составил 198 человек, что на 4 % выше планового показателя. В 2022 году отмечено увеличение на 17,2 %, в 2023 году — на 26,7 %. В 2022 году отмечено увеличение количества человек, участвовавших в экскурсиях в войсковую часть, на Большой аэродром, целью которых определено знакомство с боевой авиационной техникой, парашютным снаряжением, на 21,4 %, в 2023 году — на 28,3 %.

Третьим основным направлением деятельности субъектов по военно-патриотическому воспитанию определена работа по организации деятельности по призыву граждан на военную службу. Результаты анализа по данному направлению были получены из отчетных документов о деятельности субъектов взаимодействия и представлены в таблице 3.

Таблица 3

Совместная деятельность субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания по организации призыва граждан на военную службу

Наименование мероприятия

2021 год

отобрано /

отправлено в войска

2022 год

отобрано/

отправлено в войска

2023 год

отобрано/

отправлено в войска

Весенняя призывная кампания (май)

194 человека (102 %) /

121 человек (88 %)

213 человек (111 %)/

186 человек (103 %)

262 человека (137 %)/

200 человек (105 %)

Осенняя призывная кампания (октябрь)

132 человека (93 %) /

96 человек (78 %)

148 человек (98 %) /

112 человек (86 %)

162 человека (108 %) /

152 человека (101 %)

Проведенный анализ деятельности субъектов взаимодействия по вопросам военно-патриотического воспитания за период с 2021 по 2023 годы позволил убедиться в результативности работы в данной сфере, которая обеспечивается путем слаженной, хорошо организованной совместной деятельности. В ходе анализа были отмечены хорошие показатели вовлеченности молодежи в мероприятия патриотической направленности, а также достаточное количество мероприятий, организованных субъектами. Наряду с положительной динамикой были отмечены и некоторые проблемы, которые снижают результативность совместной деятельности субъектов по военно-патриотическому воспитанию.

Первая проблема заключается в отсутствии, как на федеральном, так и на местном уровнях, единого нормативного акта, который бы четко регламентировал все основные положения, функции, задачи, права и обязанности субъектов взаимодействия, а также направления их деятельности по военно-патриотическому воспитанию.

Вторая проблема — отсутствие системы отчетности субъектов взаимодействия о совместно проводимой работе. Данная проблема выражается в отсутствии контроля и мониторинга динамики развития военно-патриотического направления.

Третья проблема — отсутствие новаций в системе взаимодействия субъектов по военно-патриотическому воспитанию.

Проблемы, выявленные в ходе анализа субъектов взаимодействия по военно-патриотическому воспитанию, были определены в качестве самых актуальных и значимых и требующих комплексного подхода для их решения.

Литература:

  1. Киреев Д. Г., Сухина Ю. В. Особенности военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации // Теория и практика современной науки. 2022. № 6 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii
  2. Богданов А. В. Актуальность военно-патриотического воспитания в современной школе. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/97450/1/978–5–7996–3165–9_2020_015.pdf
  3. Спасенников В. В., Монахова Л. Ю., Печников А. Н. Проблемы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях.// Современные проблемы науки и образования. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32471
  4. Гайдуков Д. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи (правовой аспект) / Д. А. Гайдуков, А. А. Воронцов // Молодой ученый. 2024. № 3 (502). с. 330–338. URL: https://moluch.ru/archive/502/110351/
  5. Мелентьев А. В. Военно-патриотическое воспитание как социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А. Ч. II. С. 905–914. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022–6a2/37-melentev.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): военно-патриотическое воспитание, войсковая часть, военная служба, мероприятие, патриотическая направленность, допризывная молодежь, проблема, Российская Федерация, субъект взаимодействия, Центральный район.


Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании мер по профилактике и предотвращению коррупции

В рамках данного исследования была сделана попытка разработки мер по профилактике и предотвращению коррупции. Специфика данного исследования, заключалась в том, что меры по профилактике и предотвращению коррупции были рассмотрены на примере г. Холмск...

Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физического воспитания молодежи

В статье описывается сравнительные анализ физической подготовки двух групп подростков старшего школьного возраста, где критериями определяющий уровень физической подготовки молодежи в основу которых положены результаты выполнения молодежью физических...

Актуальные проблемы международного сотрудничества в правоохранительной сфере

Предметом исследования данной статьи выступает система международного сотрудничества и взаимодействия государств по вопросам борьбы с преступностью. Исследование проведено при помощи использования общих методов познания (сравнение, анализ, синтез и д...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников

В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования пре...

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Повышение эффективности муниципальной молодежной политики в Республике Башкортостан на примере Хайбуллинского района

В современном обществе молодежь играет ключевую роль в формировании будущего и развитии региона. Муниципальная молодежная политика становится стратегическим инструментом для создания благоприятных условий для роста и развития молодежи. Научная статья...

Антикоррупционная политика России: современное состояние и перспективы развития

Статья посвящена системному анализу современного состояния и перспектив развития отечественной антикоррупционной политики. Подчеркивается, что в условиях глобализации, когда коррупция приобретает транснациональный характер и представляет реальную угр...

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании мер по профилактике и предотвращению коррупции

В рамках данного исследования была сделана попытка разработки мер по профилактике и предотвращению коррупции. Специфика данного исследования, заключалась в том, что меры по профилактике и предотвращению коррупции были рассмотрены на примере г. Холмск...

Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физического воспитания молодежи

В статье описывается сравнительные анализ физической подготовки двух групп подростков старшего школьного возраста, где критериями определяющий уровень физической подготовки молодежи в основу которых положены результаты выполнения молодежью физических...

Актуальные проблемы международного сотрудничества в правоохранительной сфере

Предметом исследования данной статьи выступает система международного сотрудничества и взаимодействия государств по вопросам борьбы с преступностью. Исследование проведено при помощи использования общих методов познания (сравнение, анализ, синтез и д...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников

В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования пре...

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Повышение эффективности муниципальной молодежной политики в Республике Башкортостан на примере Хайбуллинского района

В современном обществе молодежь играет ключевую роль в формировании будущего и развитии региона. Муниципальная молодежная политика становится стратегическим инструментом для создания благоприятных условий для роста и развития молодежи. Научная статья...

Антикоррупционная политика России: современное состояние и перспективы развития

Статья посвящена системному анализу современного состояния и перспектив развития отечественной антикоррупционной политики. Подчеркивается, что в условиях глобализации, когда коррупция приобретает транснациональный характер и представляет реальную угр...

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Задать вопрос