В рамках данного исследования была сделана попытка разработки мер по профилактике и предотвращению коррупции. Специфика данного исследования, заключалась в том, что меры по профилактике и предотвращению коррупции были рассмотрены на примере г. Холмска Холмского городского округа. В результате исследования были выделены положительные, а также отрицательные моменты. Наряду с этим, предложены пути решения проблемы в части заимствования опыта отдельных субъектов РФ, а именно включение в систему государственных и муниципальных органов ответственных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений, массовое использование антикоррупционного мониторинга, активное взаимодействие с правоохранительными органами и др. В заключении сделан вывод, что главные направления в решении проблемы противодействия коррупции должны корректироваться не только по мере исполнения отдельных мероприятий, но и с учетом результатов точного и глубокого анализа явления коррупции.
Ключевые слова: правовое государство, антикоррупционная политика, коррупция, профилактика коррупции, предотвращение коррупции, Холмск, Холмский городской округ.
Within this research the attempt of development of measures for prevention and prevention of corruption was made. The specifics of this research, were that measures for prevention and prevention of corruption were considered on the example of Kholmsk of the Holmsky city district. As a result of a research bad points were allocated positive (introduction of institute of the notice by employees of receiving a gift in connection with execution of official duties, conducting anti-corruption examination) and also (lack of transparency and openness in the system of municipal bodies of the power). Along with it, problem solutions regarding loan of experience of certain territorial subjects of the Russian Federation, namely inclusion in the system of the state and municipal bodies of responsible persons for prevention of corruption and other offenses, mass use of anti-corruption monitoring, active interaction with law enforcement agencies, etc. are offered. In the conclusion the conclusion is drawn that the main directions in a solution of the problem of anti-corruption have to be adjusted not only in process of execution of separate actions, but also taking into account results of the exact and deep analysis of the phenomenon of corruption, its reasons, motivation of corruption behavior, more serious and objective assessment of real and indirect economic and other loss, threat of socio-political and national security of the country.
Keywords: constitutional state, anti-corruption policy, corruption, corruption prevention, prevention of corruption, Kholmsk, Holmsky city district.
Проблема коррупции и противодействия ей особенно резко актуализировалась в последнее время — как в мире, так и в России. Она определена чрезвычайно высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате коррупционных правонарушений ущемляются права, законные интересы граждан, организаций, причиняется колоссальный материальный ущерб.
Коррупция, проникнув в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры всех ветвей власти, приводит к огромным потерям в экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на морально-нравственные качества граждан Российской Федерации. Она дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации.
С учетом сказанного представляется актуальной разработка мер по профилактике и предотвращению коррупции (на примере г.Холмска).
Примечательно, что объектами коррупционных проявлений на местном уровне власти выступают многие сферы деятельности органов местного самоуправления: муниципальный бюджет; муниципальный заказ; муниципальные выборы; муниципальная собственность; кадровая политика органов местного самоуправления. Однако наибольший ущерб коррупционные сделки приносят в сферах, для которых характерны большие финансовые потоки. Это прежде всего бюджетный процесс и размещение муниципальных заказов.
Таблица 1
Количество коррупционных преступлений, совершенных муниципальными органами власти в Российской Федерации за 2013–2017 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающихся должности в органах законодательной власти на уровне органах местного самоуправления |
15450 |
19270 |
21670 |
23400 |
25700 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне субъекта РФ |
18900 |
14370 |
14460 |
12400 |
13200 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне субъектов РФ |
9560 |
9930 |
11170 |
5340 |
6740 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах местного самоуправления |
6800 |
4640 |
4800 |
2320 |
3060 |
Количество лиц, совершивших преступления, обладающих иммунитетом от уголовного преследования в соответствии со статьей 447 УПК РФ |
4200 |
14320 |
15890 |
16800 |
17400 |
В настоящее время на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в органах местного самоуправления. В поправках к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены [1]:
– запреты муниципальным служащим, которые находятся в родстве с главой муниципального образования;
– необходимость проверки достоверности сведений о доходах;
– обязательства о предоставлении необходимых сведений кредитным и налоговым организациям;
– в случае утраты доверия, осуществляется увольнение с муниципальной службы;
– меры по противодействию коррупции относятся к перечню вопросов местного значения.
Переходя непосредственно к теме исследования необходимо отметить, что для целей профилактики и предотвращения коррупции в г. Холмск может быть применен опыт других субъектов РФ. В частности, например, в настоящее время способствует предупреждению коррупции включение в систему государственных и муниципальных органов ответственных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений по области. К примеру, в Самарской области в 2018 г. численность лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, составила 216 человек в государственных органах власти и 215 человек в органах местного самоуправления [7, С. 153].
Важную роль в противодействии коррупции на территории г. Холмска играет введение института уведомления служащими о получении подарка в связи с исполнением служебных обязанностей [3].
Однако, на наш взгляд, важным недостатком предупреждения и профилактики коррупции на примере г. Холмск является отсутствие прозрачности в системе органов власти. В частности, на сайте Администрации Холмского городского округа отсутствуют статистические сведения о соответствующих уведомлениях служащих о получении подарка в связи с исполнением служебных обязанностей, о возникающих случаях конфликта интересов и др. Примечательным, является также и тот факт, что на сайте Администрации Холмского городского округа в разделе «Отчеты о деятельности органов местного самоуправления» последние сведения о результатах датируются 2017 г., что на наш взгляд, является недопустимым.
В тоже время, показательным является также и отчет Счетной палаты за 2016 г., согласно которому было проведено 145 экспертно-аналитических и контрольных мероприятий [4].
По результатам проверок было выявлено финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 63 051,08 тыс. рублей.
Из них 10646,18 тыс. рублей было классифицировано как неэффективное использование бюджетных средств, 42,32 — нецелевое использование бюджетных средств, 52 362,58 тыс. рублей — иные нарушения. По результатам данных контрольных мероприятий проверяемым органам направлено 31 представлений с содержанием соответствующих рекомендаций по устранению выявленных нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц.
Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с органами исполнительной власти Холмского городского округа.
Взаимодействие понимается как система мер, основанная на законах, подзаконных нормативных актах, согласно их целям, месту и времени; это работа разнообразных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач [8, С. 305]. Все это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку коррупционная преступность, как ни один другой вид преступности, способствует росту и молниеносному распространению многих видов преступности.
Так, согласно исследованию Е. В. Черепановой за 2016–2017 гг. год одними из наиболее коррумпированных сфер деятельности являются: сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, здравоохранение, образование, наука и культура, которые напрямую затрагивают все общество в целом [10, С. 104].
Одним из главных направлений политики в сфере противодействия и профилактики коррупции на долгосрочную перспективу является совершенствование правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.
К основным мероприятиям, направленным на профилактику коррупции, можно отнести проведение постоянного анализа изменений коррупции и её причин с учётом социально-экономических и политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы, расширение сферы коллегиального принятия решений. Велика роль институтов гражданского общества, усиления прозрачности и содействия вовлеченности населения в противодействие коррупции.
В тоже время следует отметить, что главной особенностью современного этапа противодействия, коррупции в Холмском городском округе является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. Принятие основополагающих документов свидетельствует о том, что в данном субъекте РФ сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции.
Однако, как совершенно справедливо отмечают Антошин В. А. и Гусельникова О. Ю., «зачастую действующие нормативные правовые акты не достигают поставленных перед ними целей, что обусловлено различными факторами: внесением многочисленных поправок, выявлением в процессе правоприменения коллизий и пробелов, неверным истолкованием закона правоприменителями, неиспользованием предоставленных законом полномочий, вмешательством в компетенцию других органов, нарушением прав граждан и организаций, противоправными действиями» [6, С. 2], что, на наш взгляд, способствует расширению поля для коррупционных проявлений.
Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы в процессе правоприменения позволяет исключать, корректировать нормы, допускающие их произвольную трактовку и применение государственными (муниципальными) служащими.
В связи с чем совершенно справедливо отмечает Трунцевский Ю. В., что наиболее эффективным (и это согласуется с положениями действующего российского законодательства) является проведение антикоррупционной экспертизы в процессе правового мониторинга [9, С. 57]. Неслучайно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при выполнении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Оценивая результаты противодействия коррупции в Холмском городском округе, в целом, можно отметить, положительную динамику. Подтверждение вышесказанному нашло свое отражение и в статистических данных. Так, всего за 2017 г. по 360 проектам законов проведена антикоррупционная экспертиза, результаты направлены в городскую прокуратуру. Кроме того, ежемесячно между собранием муниципального образования, администрацией и городской прокуратурой подписываются акты сверки нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на соответствие действующему федеральному и региональному законодательству [5].
Таким образом, налицо положительная динамика.
Обобщая вышеизложенное следует отметить, что главные направления в решении проблемы противодействия коррупции должны корректироваться не только по мере исполнения отдельных мероприятий, но и с учетом результатовточного и глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь, угрозы социально-политической и национальной безопасности страны.
Литература:
- Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007, № 25-ФЗ (с изм. и доп. от 18.04.2018, № 83-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2018. — № 23. — Ст. 1060.
- Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (с изм. и доп. от 04.06.2018, № 145-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2018. — № 17. — Ст. 4530.
- Решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 23.10.2014 года № 14/5–158 «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Собрании муниципального образования «Холмский городской округ», муниципальными служащими Собрания муниципального образования «Хомлский городской округ» о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, сдачи и реализации (выкупа) подарка [Электронный ресурс]// URL: http://sobranie-kholmsk.ru/protiv_korrup/poryadok_podarok/ (дата обращения — 19.11.2018 г.)
- Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмский городской округ» за 2016 год [Электронный ресурс]// URL: http://sobranie-kholmsk.ru/protiv_korrup/poryadok_podarok/ (дата обращения — 19.11.2018 г.)
- Холмский совет по противодействию коррупции подвел итоги прошлого года [Электронный ресурс]// https://sakhalin.info/news/148546 (дата обращения — 19.11.2018 г.)
- Антошин В. А., Гусельникова О. Ю. Теоретические и практические особенности выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе в Российской Федерации// ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. Т. 21. № 3 (21). С. 2.
- Моисеев А. В., Иванчук Д. В. Реализация антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих самарской области// Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 3. С. 150–158.
- Зайцева Е. В. Отдельные аспекты организации правоохранительного обеспечения борьбы с коррупционными проявлениями// Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 304–306.
- Трунцевский Ю. В., Гехова Д. Х., Муратова О. В. Правопорядок и коррупция: современные вызовы// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 51–68.
- Черепанова Е. В. Противодействие коррупции в государственном управлении// Журнал российского права. 2017. № 4 (244). С. 100–105.