Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Детство — это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Вовремя созданная благоприятная среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. [5]
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию — это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотическое воспитание — систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины. [2, с. 12]
В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования формирование нравственно-патриотических ценностей является важным аспектом развития личности ребенка. На этом этапе жизни дети начинают осознавать свои корни, традиции, культуру и историю своей страны. Работа системы дошкольного образования, в этом направлении, заключается в том, чтобы через игры, рассказы, песни и разные виды деятельности привить детям любовь и уважение к родине.
Чувство Родины формируется у ребенка с отношения к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Так же чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Основой для развития патриотизма служит любовь к родной земле, ее истории, культуре и традициям. Воспитатели и родители должны активно включать в образовательный процесс элементы, способствующие ознакомлению детей с богатой историей родного края. Это могут быть экскурсии по памятным местам, знакомства с народными умениями, региональными праздниками и элементами фольклора. Использование художественных средств, таких как народные песни, танцы, сказки и другие формы искусства, служит мощным инструментом, позволяющим создать положительный эмоциональный фон для обучения. [1, с. 7]
Неотъемлемым элементом работы по формированию патриотических чувств является создание условий для эмоционального отклика детей на увиденное и услышанное. Игровые формы обучения, творческие мастерские и совместные проекты помогут развивать у дошкольников чувство гордости за свою страну. Участие в патриотических мероприятиях, таких как праздники, тематические занятия и выставки, является основой для формирования их гражданской позиции. Дети учатся ценить культурное наследие, осознавать значимость исторических событий и гордиться достижениями своей страны. [3, с. 19]
В процессе работы педагогам необходимо учитывать взаимодействие с родителями, которые играют ключевую роль в процессе воспитания. Совместные мероприятия, вовлечение семьи в образовательные процессы помогают создать единое пространство для формирования нравственных ориентиров у детей. Совместное творчество помогает развивать у детей креативность и практические навыки, одновременно укрепляя их связь с культурой и традициями родного края.
Участие дошкольников в местных фестивалях и праздниках создает уникальную среду для практического погружения в традиции. Дети, принимая участие в подготовке и проведении мероприятий, сами становятся хранителями культуры, что усиливает их чувство ответственности за сохранение наследия. В результате формируется гармоничная личность, способная с гордостью и ответственностью относиться к своей стране, её культуре и истории. Такие качества становятся основой для воспитания осознанного гражданина, который уважает свои корни и стремится к их сохранению.
В современном мире, стремительно развиваются новые технологии, использование которых, является еще одним неотъемлемым элементом в работе по формированию патриотических чувств дошкольников. Такие технологии можно использовать для интеграции фольклора и традиций в образовательный процесс. Создание мультимедийных проектов, помогает развивать творческие способности и расширять кругозор детей. Использование интернета и социальных сетей для обмена опытом с другими регионами способствует формированию более широкой гражданской идентичности, основанной на уважении к своим корням.
Важным аспектом является и сотрудничество с местными мастерами и художниками. Проведение мастер-классов, встреч с носителями традиционных ремесел создает уникальную возможность для детей научиться у тех, кто живет и творит, продолжая вековую историю родного края. Такие взаимодействия укрепляют связь между поколениями и обеспечивают передачу знаний о культурных ценностях в ходе практического опыта. [4, с. 25]
При внедрении современных технологий в образовательный процесс важно учитывать возможности, которые они предоставляют для освоения фольклора и традиций. Создание интерактивных приложений, в которых дошкольники могут знакомиться с народными сказками или музыкальными ритмами своего региона, не только делает обучение увлекательным, но и пробуждает интерес к культурному наследию. Такие инструменты, как анимация и видеозаписи, позволяют детям увидеть и почувствовать традиции в динамике, что значительно увеличивает уровень вовлеченности.
Современные технологии также открывают возможности для создания мультимедийных ресурсов, таких как виртуальные экскурсии и интерактивные карты, которые могут познакомить детей с культурными памятниками региона. Дети могут виртуально «посетить» исторические места, участвовать в онлайн-мастер-классах по традиционным ремеслам и взаимодействовать с виртуальными экскурсоводами, что значительно расширяет их представление о местной культуре и истории. Такой подход не только делает обучение более динамичным, но и помогает сохранить интерес к изучению родного края.
Самым важным элементом в работе по формированию патриотических чувств дошкольников к родному краю является использование игровых технологий, которые вовлекают детей в процесс обучения через элементы соревнования и совместного творчества. Разработка и использование образовательных игр, основанных на народных сказках или фольклорных персонажах, способствует не только освоению культурного наследия, но и формированию навыков командной работы, коммуникации и критического мышления.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, крае, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой родине и служит основой для понимания истории родного края и приобщения к культуре. [6]
Литература:
- Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» — М.: Просвещение, 2005. — 34 с.
- Дмитриенко З.С, Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» — СПб: Детство-Пресс, 2009. — 37 с.
- Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» — М.: Сфера, 2004. — 77 с.
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.
- http://metior.ru/article/330-prezentacija-formirovanie-pervichnyh-predstavlenii-o-maloi-rodine-i-otechestve.html
- https://users.antiplagiat.ru/report/go?to=CfDJ8Ojm88S-TkpBrnmN90YeCE-nz24AHlbwXmqDjp8yDFLaff4TVnGLQsOYgy4UEmvqrzo4DvB2AX4VODxYRs_alT3SARdLyO1arqwlBz03fRsILyJuwzr8nndjSweD4lhcPcPWUf_atcE6JL5UB2puecbcUmxTxdcuWsUdF_oS7IJy&next=do