Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кононенко, С. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани / С. В. Кононенко, М. Н. Глита, Е. Ю. Завертнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119211/ (дата обращения: 13.11.2024).

Препринт статьи



В современном мире важно не только обеспечить детей знаниями и навыками, но и формировать у них ценностное отношение к окружающему миру. Особую роль в этом процессе играет нравственно-патриотическое воспитание, которое помогает детям понять свою принадлежность к определенной культуре и стране.

Тематические занятия посвященные истории и культуре Краснодарского края Тематические занятия посвященные истории и культуре Краснодарского края

Рис. 1. Тематические занятия посвященные истории и культуре Краснодарского края

Одним из способов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой может быть знакомство с традициями и достопримечательностями Кубани. Наш регион богат не только природными красотами, но и уникальным наследием, которое можно использовать для формирования гордости за свою страну.

Роль нравственно-патриотического воспитания в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Роль нравственно-патриотического воспитания в развитии детей старшего дошкольного возраста заключается в формировании у них основных ценностей и принципов, необходимых для становления личности и успешной адаптации в обществе. Взаимодействие с культурой региона, в данном случае культурой Кубани, играет важную роль в этом процессе. Познакомившись с традициями, историей, искусством и музыкой родного края, дети развивают уважение к своей родине, любовь к отечеству и гордость за его достижения.

Изучение культурного наследия Кубани способствует формированию у детей устойчивого интереса к своей родной земле, пониманию ее многообразия и уникальности. Они учатся ценить и сохранять культурные традиции, уважать и понимать историю своего народа. Эти знания помогают детям развивать чувство патриотизма, ответственности за свою страну, уважение к своим предкам и сопереживание к современным событиям.

Взаимодействие с культурой Кубани также способствует формированию нравственных качеств у детей. Они учатся культуре поведения, уважению к старшим, терпимости к другим культурам и традициям. Знакомство с историей региона помогает детям понять ценности и принципы, на которых построено общество, и стать более добрыми, толерантными и отзывчивыми людьми.

Таким образом, воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой Кубани имеет огромное значение для их гармоничного развития. Это помогает им почувствовать себя частью своей родины, сформировать чувство гордости за место, в котором они живут, и принять активное участие в жизни общества.

Знакомство с кубанской культурой способствует формированию патриотических чувств у детей. Они узнают о кубанских казачьих обычаях, народной мудрости, народных песнях и танцах (такие как «Кубанка», «Казачья», «Шкракобушка» и другие)– всем, что делает этот регион уникальным. Эти знания помогают детям чувствовать себя частью кубанского народа, ценить наследие предков, беречь и продолжать традиции.

Погружение в культуру Кубани также способствует уважению к окружающему миру и людям. Воспитанники и сотрудники нашего детского сада являются победителями и лауреатами открытого городского конкурса декоративно-прикладного, изобразительного искусства и медиатворчества «Ода Краснодару», приуроченного к празднованию образования Кубанской столицы. Дети начинают понимать, что каждый регион имеет свою уникальную культуру, которую нужно беречь и уважать. Они осознают ценность национального наследия и понимают важность сохранения его для будущих поколений.

Благодаря знакомству с культурой Кубани дети развивают чувство гордости за свой край и страну в целом. Они начинают осознавать свою принадлежность к родному народу, учатся ценить и уважать историю и традиции. Таким образом, знакомство с культурой Кубани способствует воспитанию и формированию патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методы и подходы к интеграции культурных ценностей Кубани в образовательный процесс играют ключевую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с культурой родного края способствует формированию у детей уважения к истории, традициям и обычаям своего народа. Одним из методов включения культурного наследия Кубани в образовательный процесс является проведение тематических занятий и мероприятий, посвященных культуре и истории региона. (Рис.1)

Детям могут предлагаться интересные задания, например, изучение фольклорных песен и танцев кубанского казачества, создание поделок в технике кубанского народного ремесла, готовка традиционных блюд кубанской кухни. Важно, чтобы такие мероприятия были интерактивными и увлекательными для детей, чтобы они могли не только получать новые знания, но и вовлекаться в творческий процесс.

Еще одним методом интеграции культурных ценностей Кубани является организация экскурсий в музеи, выставки и другие культурные учреждения региона. Посещение мест, где дети могут познакомиться с историей и культурой Кубани на практике, способствует их эмоциональному вовлечению и лучшему запоминанию ученого материала.

Важным аспектом интеграции культурных ценностей Кубани в образовательный процесс является работа с родителями. Детский сад должен установить партнерские отношения с семьей, чтобы помочь родителям в воспитании у детей патриотизма и уважения к своему народу. Родители могут принимать участие в проведении мероприятий, поделок, конкурсов, что способствует органичной интеграции культурных ценностей в семейную жизнь.

Игровые и творческие активности как способ воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

Игровые и творческие активности представляют собой эффективный способ воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой Кубани. Игры, направленные на изучение истории, традиций, народных обычаев этого региона, способствуют формированию у детей любви к своей родной земле и уважения к наследию предков.

Кубанские народные игры (Рис.2)

« Шкракобушка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры.

Считалкой выбирается водящий, который спрашивает у одного из игроков, а тот отвечает:

«Где ты был?» — На мельнице. «Что делал?» — Муку молол. «Что вымолол?» — Копеечку. «Что купил?» — Калачик. «С кем съел?» — С тобой.

«Кто крошки подбирал?» — Он! — указывая при этом на кого-нибудь из детей. Все разбегаются от названного ребенка со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!» Пойманный становится «Шкракобушкой» и помогает ловить других детей до тех пор, пока все не станут «Шкракобушками».

«Казачья»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры.

В центре круга стульчик — «боевой конь», на котором сидит «командир», в руках у него дудка и красный флажок. Дети по кругу скачут на воображаемых лошадях, левая рука вытянута вперед, правая поднята вверх. По свистку «командир» соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все дети маршируют по кругу за «командиром». «Командир» дудит в дудку. Около кого он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны по кругу. Тот, кто первым возьмет флажок и вскочит на

«боевого коня», становится «командиром».

«Чапля»

Цель: развивать быстроту и красоту движений.

Ход игры.

По считалке выбирается водящий — «Чапля». Остальные дети — «лягушки».

Пока Чапля «спит» — стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. По сигналу Чапля просыпается, издает крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от Чапли, прыгая на корточках. Пойманная лягушка становится Чаплей и игра повторяется. (Рис.2)

«Домовой за грубкой?»

Цель: развивать ловкость, выносливость, быстроту.

Ход игры

Если игра проходит в помещении,

ребенок — водящий «Домовой» становится в угол, а если во дворе — около дерева.

Остальные участники бегают вокруг него и приговаривают:

«Хто за грубкой? Домовой?»

После этих слов «Домовой» выбегает и начинает догонять детей. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

В рамках таких игровых мероприятий дети могут познакомиться с традиционными народными песнями и танцами Кубани, создать поделки, отражающие этнокультурное наследие региона, участвовать в театрализованных представлениях, где ребята воплощают образы кубанских казаков или других исторических персонажей. Такие позитивные и интерактивные занятия помогают детям лучше усвоить и запомнить информацию о своей культуре и истории.

Творческие задания, такие как рисование на тему участие в творческих конкурсах («Мой любимый уголок Кубани», «Моя дружная семья», «Ода Краснодару») или создание поделок из природных материалов, способствуют не только развитию художественных навыков у детей, но и укреплению их связи с родной землей. Через творчество дети могут выразить свои чувства и эмоции по поводу кубанской культуры, а также увидеть свои творения как часть этого богатого наследия.

Важным аспектом игровых и творческих занятий является вовлечение детей в активное общение и сотрудничество друг с другом. Процесс совместного творчества позволяет детям развивать навыки коммуникации, учиться слушать и уважать мнение других, а также поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Таким образом, игровые и творческие активности становятся не только средством познания культуры Кубани, но и инструментом формирования у детей чувства гордости за свою родину и желания беречь и продолжать традиции своего народа.

Для успешной реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой Кубани необходимо учитывать ряд практических рекомендаций. Первоочередной задачей является создание интересного и познавательного контента, (с которым вы можете ознакомиться на официальных страницах нашего учреждения) который поможет детям лучше понять и воспринять культурные особенности региона. Это можно осуществить через использование разнообразных методик, таких как игры, мастер-классы, экскурсии и творческие проекты.

Особое внимание следует уделить формированию у детей уважения к культурному наследию Кубани. Рекомендуется организовывать занятия, направленные на изучение традиций, обычаев, а также исторических событий, связанных с регионом. Важно показать детям примеры ярких представителей культуры Кубани, таких как писатели, художники, музыканты, чтобы вдохновить их на творчество и самовыражение.

Для усиления восприятия и запоминания информации рекомендуется проводить интерактивные занятия, включающие в себя игры, театрализованные постановки и коллективные творческие проекты. При этом стоит акцентировать внимание на практическое применение полученных знаний, например, через участие в конкурсах, выставках или культурных мероприятиях.

Необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для развития их творческого потенциала. Для этого можно объединять детей в группы с общими интересами и предпочтениями, чтобы они могли вместе исследовать и открывать мир культуры Кубани.

Кубанская народная игра «Чапля» Кубанская народная игра «Чапля»

Рис. 2. Кубанская народная игра «Чапля»

Важным аспектом является привлечение родителей к процессу нравственно-патриотического воспитания детей. Родители могут стать активными участниками мероприятий, помогать в организации экскурсий и культурных программ, а также поддерживать интерес к изучению культуры региона в повседневной жизни.

Следует помнить, что успешное воспитание через знакомство с культурой Кубани требует системного и постоянного подхода. Важно поддерживать интерес детей к изучению на протяжении всего процесса и вдохновлять их на новые открытия и творческие идеи.



Задать вопрос