Актуальность выбранной темы состоит в том, что половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, относятся к числу наиболее распространенных и опасных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности.
При совершении преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ, виновный посягает не только на половую свободу и половую неприкосновенность, но и на иные права личности, общества и государства, гарантированные Конституцией РФ. Общественная опасность полового сношения и иных действий сексуального характера возрастает в случаях, когда потерпевшими являются дети, достигшие к моменту совершения преступления двенадцатилетнего возраста, но не достигшие четырнадцатилетнего возраста. Совершение таких действий в отношении детей представляет большую угрозу их дальнейшему половому развитию, что может привести к нравственным и психологическим отклонениям, связанным с наступлением тяжких последствий, начиная от физиологических травм и заканчивая самоубийством.
За 16 лет действия УК РФ законодатель внес 6 изменений и дополнений в правовую характеристику состава полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, последние из которых, пока не стали предметом детального обсуждения на страницах юридической печати [1].
Кроме того, в доктрине уголовного права до сих пор нет единства мнений в толковании отдельных элементов и признаков данного состава преступления, а по ряду вопросов квалификации деяния порой предлагаются диаметрально противоположные рекомендации.
В результате, как показывает изучение практики применения ст. 134 УК РФ, судьи и следственные и прокурорские работники зачастую испытывают затруднения и даже допускают ошибки при квалификации данного преступления.
Вышеуказанная информация, свидетельствует о своевременности и целесообразности дальнейшего изучения всего комплекса вопросов, связанных с законодательной характеристикой и проблемами квалификации полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста [3, с. 14].
Половая свобода как право, реализуемое в рамках личной жизни, начинается с 16 лет. Термин «половая неприкосновенность» применяется к лицам, не достигшим 16 лет, при определении объекта преступного посягательства в сексуальных преступлениях. Таким образом, по сути, исходя из своего физического и психического развития, ребенок, достигший 16 лет, по мнению законодателя, уже может самостоятельно решать вопросы половой жизни. На наш взгляд, это право не соответствует понятию дееспособности, когда таковой становится лицо только по достижении совершеннолетия — 18 лет [4, с. 157].
Исследования подчеркивают, что около 70 % детей, подвергшихся сексуальному насилию, подвергались развратным действиям со стороны родителей и знакомых; по американским данным, 20,9 % мужчин и 29,9 % женщин в детстве имели сексуальные контакты с близкими родственниками. По другим данным, среди преступлений, предусмотренных ст. 134 УК РФ, 16 % совершены в домашней обстановке, среди осужденных по ст. 135 УК РФ 38 % составили родственники потерпевших [5, с. 198–199]..
Чаще всего преступления, предусмотренные ст. 134, 135 УК РФ, совершают лица, знакомые потерпевшим (63 %), и только 37 % — незнакомые.
Несмотря на существующий разброс в цифрах, проблема очевидна — сексуальные действия с детьми в семье имеют место и требуют немедленного реагирования со стороны государства.
Большая общественная опасность и вред, причиняемый несовершеннолетнему преступлениями, предусмотренными ст. 134 и ст. 135 УК РФ, наступает в случае, когда субъектом является родитель, или лицо, его заменяющее, педагог или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию и содержанию потерпевшего. Этим субъектам гораздо легче совершать преступления, предусмотренные ст. 134 и 135 УК РФ, поскольку несовершеннолетние находятся на иждивении этих лиц, кроме того, потерпевший получает особую психологическую травму, причиняется более тяжкий вред его психическому и физическому здоровью, нарушаются процессы нравственного, психического и психосексуального развития. Так, Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области признал гражданина Ш. виновным по совокупности статей: 135 УК РФ, 135 УК РФ, 135 УК РФ, 135 УК РФ, 135 УК РФ, 135 УК РФ, пп. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ, пп. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ.
Судом установлено, что Ш., являясь лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, работая охранником в Красногорском детском доме с января 2008 года по май 2009 года, совершил развратные действия с В., Т.С., Т. К., Т.Д., К., которые заведомо не достигли шестнадцатилетнего возраста для виновного.
Из показаний самого Ш. следует, что с мая 2007 года он работал охранником в Красногорском детском доме, а также учителем физкультуры. Дети называли его «папа» или «дядя Алик» [2].
Ш. приговорен к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
На сегодняшний день, сенаторы одобрили поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, совершенствующие механизмы противодействия преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Федеральным законом статья 133 «Понуждение к совершению действий сексуального характера» Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется новой частью, согласно которой понуждение к совершению действий сексуального характера (в том числе в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с использованием средств массовой информации или сети Интернет, а равно лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет. Федеральным законом установлена уголовная ответственность за сокрытие тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста [1].
Этим же законом вносятся изменения в статью 280 «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливая, что допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля может проводиться с участием не только педагога, но и психолога. Кроме того, увеличивается возраст, с которого такое участие является обязательным: с четырнадцати до шестнадцати лет. Устанавливаются особенности допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, достигшие 14 лет и не достигшие к моменту совершения преступления 18 лет. Дети, не достигшие 14 лет, считаются несовершеннолетними. Запрет на половые отношения распространяется на всех несовершеннолетних, но не распространяется на всех несовершеннолетних. Минимальный возраст, с которого несовершеннолетний может свободно вступать в половые отношения, составляет 16 лет; половые отношения между совершеннолетним и несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, караются уголовным законом. Также, на данный момент, усовершенствованы механизмы борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изм. и доп. от 07.08.2024 г.). Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 08.08.2024).
- Архив Невьянского городского суда Свердловской области. Дело № 1–102/2010.
- БаумштейнА. Б. Некоторые проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с половой неприкосновенностью несовершеннолетних. Проблемы уголовного права. 2012. № 5. С. 12 -15.
- Кон И. С. Введение в сексологию. Учебное пособие. М. Олимп, Инфа-М, 1999. С. 220.
- Романов В. Г. Уголовная ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2019. 200 с.