Автором рассматривается вопрос о необходимости внесения законодательных изменений в уголовное законодательство в части приведения в соответствие содержания и диспозиции ст. 134 и 135 УК РФ, предусмотрев конкретные формы преступных действий, за которые следует определить соответствующий вид наказания с учетом общественной опасности обозначенных деяний, по признаку наличия физического контакта с потерпевшим.
Ключевые слова: наказание, развратные действия, половое сношение, иные действия сексуального характера, лицо, не достигшее шестнадцати лет.
Проблема защиты прав и законных интересов личности в сфере сексуальных отношений в последние годы привлекает все большее внимание общественности в связи с возрастанием доли данной категории преступлений в структуре российской преступности, изощрённости способов их совершения, а также в связи с тенденцией к уменьшению возраста как лиц, совершающих половые преступления, так и возраста потерпевших.
Особого внимания заслуживает проблема снижения возраста потерпевших: по информации Следственного комитета Российской Федерации за последние пять лет в России на 20 % увеличилось количество преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних [5]. В силу высокой общественной значимости совершения сексуальных преступлений в отношении самой беззащитной категории граждан — детей — представляется обоснованным возрастающий интерес к теме ужесточения уголовной ответственности за совершение преступлений сексуальной направленности в отношении лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
В рамках исследования вопросов уголовной ответственности за совершение таких преступлений особый интерес представляет вопрос анализа диспозиции и санкции полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшем шестнадцатилетнего возраста, (ст. 134 УК РФ) и развратных действий в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 135 УК РФ).
Основное различие указанных норм сведено к тому, что совершение в отношении потерпевшей (потерпевшего), не достигшей (не достигшего) шестнадцатилетнего возраста, иных, кроме указанных в диспозиции ст. 134 УК РФ, сексуальных действий на добровольной основе требует квалификации по ст. 135 УК РФ как развратные действия. При этом согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» к числу развратных действий относятся все иные действия сексуального характера, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства.
Следовательно, уголовная ответственность за действия сексуального характера, имеющие физический контакт с лицом, не достигшем шестнадцати лет, наступает:
– по ст. 134 УК РФ за половое сношение, мужеложство, лесбиянство;
– по ст. 135 УК РФ любые иные действия, которые были направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного, или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям.
При этом в том же п. 17 ППВС РФ № 16 говорится о том, что развратными могут признаваться и такие действия, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал, включая действия, совершенные с использованием сети Интернет, иных информационно-телекоммуникационных сетей.
Следовательно, по ст. 134 УК РФ уголовно наказуемыми признаются исключительно действия, имеющие физический контакт с телом потерпевшего, а по ст. 135 УК РФ — как имеющие физические контакт, так и не имеющие такого контакта.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что санкция, предусмотренная ст. 135 УК РФ, мягче, чем предусмотренная ст. 134 УК РФ. В этой связи возникает вопрос — почему одни действия сексуального характера, в рамках которого происходит физический контакт с потерпевшим, наказываются строже, чем иные?
О данной проблеме писала В. В. Романова [4] еще в 2010 году, однако до сих пор законодатель не урегулировал существующее противоречие. На практике это проявляется таким образом, что совершение добровольного полового сношения совершеннолетнего мужчины с девушкой 15 лет влечет максимальное наказание — 4 года лишения свободы, а осуществление анального контакта на добровольной основе влечет максимальное наказание в размере 3 лет лишения свободы. Исследователи [1] называют такое противоречие «остаточным принципом», отмечая сомнительность возможности логически обосновать разницу в общественной опасности указанных действий.
О характеристике «остаточности» исследуемого преступления говорят и другие исследователи: «в соответствии со сложившейся судебной практикой ст. 135 УК РФ выступает в качестве своего рода «факультативной» нормы, которая применяется для квалификации посягательств на половую неприкосновенность, не охватываемых ст. 134 УК РФ (например, для добровольного орального сексуального контакта взрослого мужчины с лицом, не достигшим 16-летнего возраста). Следовательно, содержание объективной стороны состава развратных действий определяется не только диспозицией ч. 1 ст. 135 УК РФ, но и предписаниями ст. 134 УК РФ» [3, с. 21].
Отдельно отметим, что в доктрине А. В. Мотиным [2, с. 10] предлагается внести изменения следующим образом: предлагается в ст. 134 УК РФ установить уголовную ответственность за все возможные виды телесных сексуальных действий с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста: в части 1 — за половое сношение, а в части 2 — за иные действия сексуального характера, без детализации их на виды. В ст. 135 УК РФ предлагается сохранить ответственность только за бестелесные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (сексуальное растление). При этом обязательным признаком таких действий должна выступать специальная цель (удовлетворение сексуального влечения виновного, пробуждение у потерпевшего интереса к сексуальным отношениям и его сексуальное возбуждение).
Таким образом, в настоящее время за развратные действия (то есть все иные действия сексуального характера, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства) (ст. 135 УК РФ), предусмотрена более мягкая санкция, чем за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ), в условиях равной степени общественной опасности совершенного деяния в случае осуществления развратных действий посредством физического контакта.
Сказанное обуславливает необходимость внесения законодательных изменений в уголовное законодательство в части приведения в соответствие содержания и диспозиции анализируемых правовым норм. Представляется необходимым предусмотреть конкретные формы преступных действий, за которые следует определить соответствующий вид наказания с учетом общественной опасности обозначенных деяний, по признаку наличия физического контакта с потерпевшим. Необходимость таких изменений подтверждается также тем, что сексуальные действия (в том числе развратные), нарушающие телесную половую неприкосновенность несовершеннолетних, обладают большей общественной опасностью, они должны влечь более строгое наказание, чем действия, воздействующие только на психику, при которых непосредственный физический сексуальный контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал (например, при развратных действиях через интернет).
Литература:
- Дядюн К. В. К вопросу о разграничении понятий «развратные действия» и «иные действия сексуального характера» // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2019. № 5 (62).; Островецкая Ю. А. Развратные действия: проблемы квалификации// Вестник ЮУрГУ. Серия Право. 2010. № 38.
- Мотин А. В. Квалификация преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2019. С. 10.
- Оберемченко А. Д. Развратные действия: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации): автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 21.
- Романова В. В. Особенности состава преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ // КриминалистЪ. 2010. № 2(7). С. 25–29.
- Известия. В СК сообщили о росте сексуальных преступлений против детей URL: https://iz.ru/1213100/2021–08–26/v-sk-soobshchili-o-roste-seksualnykh-prestuplenii-protiv-detei (дата обращения: 11.07.2022)