Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
В. А. Сухомлинский
Младший дошкольный возраст — уникальный период развития детей. Именно это время ребенок делает первые шаги в мир большой литературы. В силу возрастных особенностей дети еще не умеют читать, а только слушают чтение взрослых, они выбирают, что будут слушать; воспринимают то, что слышат, оценивают художественные произволения, а значит, являются читателями.
Эффективность процесса формирования интереса к книге к чтению у детей 3–5 лет напрямую зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в данный процесс родители дошкольников.
В настоящее время существует множество форм, методов и технологий работы с семьями дошкольников по приобщению к книге к чтению, но особенно можно выделить инновационную технологию — буккроссинг.
Буккроссинг в дошкольной организации — это своеобразная, необычная библиотека, в которой прочитанные книги оставляют в специально отведенное место для того, чтобы ими могут воспользоваться все семьи воспитанников группы.
«Буккроссинг» — эффективная практика приобщения к книге к чтению, поскольку:
— способствует формированию информационной среды, благоприятной для популяризации чтения и условий для доступности необходимой литературы детям;
— продвигает лучшие образцы литературы (книги, жанры);
— формирует у детей дошкольного возраста представления о ценности и значении чтения и книжной культуры;
— способствует созданию у дошкольников положительных и привлекательных образов читающего человека, книг, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных учреждений, связанных с чтением.
— реализация главного принципа буккросинга: «Прочитал — отдай другому» способствует повышению интереса к книгам, приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг, возрождению интереса к чтению, традициям семейного чтения.
В группах младшего дошкольного возраста технологию буккросинг можно включить в содержание проекта, состоящего из трех этапов:
I этап. Подготовительный:
— Выявление уровня знаний детей по проблеме (снижение интереса к чтению у современных детей; необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учетом современных требований и подходов)
— Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга», «Когда и про что тебе читает мама (папа?», «Какие книги есть у тебя дома?» и другие.
— Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей».
— Анкетирование «Семейное чтение» с целью выявления самой читающей семьи.
— Опрос родителей «Роль книги в воспитании детей».
— Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией о социальном движении «Буккроссинг»
2 этап. Основной:
— Консультации для родителей и педагогов «Что такое «Буккроссинг?», «Вечернее чтение (20 книг перед сном)», «Как же приучить ребенка к чтению?», «Тематический буккроссинг в группе», «Праздники книги». Также педагог договаривается с родителями об обмене прочитанными книгами, журналами.
— Разработка правил пользования открытым фондом библиотеки по принципу буккроссинга. Определение и оформление места для буккросинга, например, полочки с книгами в раздевалке детского сада. На каждую книгу можно прикрепить красочную эмблему, где будет сообщаться о том, что эта книга участвует в обмене, ее нужно прочитать и передать другому).
3-этап. Заключительный:
— Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития и образования детей.
— Создание условий для деятельности, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
— Театрализованные постановки.
— Изобразительная деятельность: рисование «Иллюстрация к любимой сказке», «Мама читает перед сном»; ручной труд «Изготовление книжек-малышек», «Книжкина больница (ремонт книг)».
— Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Семья», «Книжный магазин».
— Разработка буклета для родителей детей, желающих принять участие в акции «Буккроссинг шагает по планете».
— Создание презентации по итогам реализации проекта.
— Представление опыта работы на педагогических советах ДОУ и методических объединениях города.
Таким образом, реализации проекта по приобщению к книге к чтению с включением технологии буккроссинг будет способствовать повышению у детей младшего дошкольного возраста интереса к слушанию произведений художественной литературы; развитию инициативы, стремления дошкольников к самостоятельному, добровольному обращению к книге; активному участию родителей воспитанников организации вечеров семейного чтения.
Литература:
- Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. -СПб: Детство-Пресс, 2004.– 128 с.
- Евтюшкина, Д. А. Буккроссинг в дошкольной образовательной организации / Д. А. Евтюшкина. // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 245–247.
- Суворова, В. Книгообмен, книговорот — что дальше? /В. Суворова // Вестник библиотек Москвы. — 2009. — № 3. — С. 14–16;
- Томилова, С.Д., Дрокина О. В. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе литературного развития дошкольников // Филологическое образование в период детства. 2015. № 22. С. 156–159.
- Чурсинова, Е. С. Влияние технологии буккросинга на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста / Е. С. Чурсинова// Международный научный журнал «Вестник науки». — 2023. — № 7. — 68–72.