Проектная деятельность с включением технологии «буккроссинг» как инновационная форма работы с семьями дошкольников по приобщению к чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, И. А. Проектная деятельность с включением технологии «буккроссинг» как инновационная форма работы с семьями дошкольников по приобщению к чтению / И. А. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118927/ (дата обращения: 22.12.2024).



Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

В. А. Сухомлинский

Младший дошкольный возраст — уникальный период развития детей. Именно это время ребенок делает первые шаги в мир большой литературы. В силу возрастных особенностей дети еще не умеют читать, а только слушают чтение взрослых, они выбирают, что будут слушать; воспринимают то, что слышат, оценивают художественные произволения, а значит, являются читателями.

Эффективность процесса формирования интереса к книге к чтению у детей 3–5 лет напрямую зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в данный процесс родители дошкольников.

В настоящее время существует множество форм, методов и технологий работы с семьями дошкольников по приобщению к книге к чтению, но особенно можно выделить инновационную технологию — буккроссинг.

Буккроссинг в дошкольной организации — это своеобразная, необычная библиотека, в которой прочитанные книги оставляют в специально отведенное место для того, чтобы ими могут воспользоваться все семьи воспитанников группы.

«Буккроссинг» — эффективная практика приобщения к книге к чтению, поскольку:

— способствует формированию информационной среды, благоприятной для популяризации чтения и условий для доступности необходимой литературы детям;

— продвигает лучшие образцы литературы (книги, жанры);

— формирует у детей дошкольного возраста представления о ценности и значении чтения и книжной культуры;

— способствует созданию у дошкольников положительных и привлекательных образов читающего человека, книг, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных учреждений, связанных с чтением.

— реализация главного принципа буккросинга: «Прочитал — отдай другому» способствует повышению интереса к книгам, приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг, возрождению интереса к чтению, традициям семейного чтения.

В группах младшего дошкольного возраста технологию буккросинг можно включить в содержание проекта, состоящего из трех этапов:

I этап. Подготовительный:

— Выявление уровня знаний детей по проблеме (снижение интереса к чтению у современных детей; необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учетом современных требований и подходов)

— Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга», «Когда и про что тебе читает мама (папа?», «Какие книги есть у тебя дома?» и другие.

— Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей».

— Анкетирование «Семейное чтение» с целью выявления самой читающей семьи.

— Опрос родителей «Роль книги в воспитании детей».

— Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией о социальном движении «Буккроссинг»

2 этап. Основной:

— Консультации для родителей и педагогов «Что такое «Буккроссинг?», «Вечернее чтение (20 книг перед сном)», «Как же приучить ребенка к чтению?», «Тематический буккроссинг в группе», «Праздники книги». Также педагог договаривается с родителями об обмене прочитанными книгами, журналами.

— Разработка правил пользования открытым фондом библиотеки по принципу буккроссинга. Определение и оформление места для буккросинга, например, полочки с книгами в раздевалке детского сада. На каждую книгу можно прикрепить красочную эмблему, где будет сообщаться о том, что эта книга участвует в обмене, ее нужно прочитать и передать другому).

3-этап. Заключительный:

— Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития и образования детей.

— Создание условий для деятельности, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

— Театрализованные постановки.

— Изобразительная деятельность: рисование «Иллюстрация к любимой сказке», «Мама читает перед сном»; ручной труд «Изготовление книжек-малышек», «Книжкина больница (ремонт книг)».

— Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Семья», «Книжный магазин».

— Разработка буклета для родителей детей, желающих принять участие в акции «Буккроссинг шагает по планете».

— Создание презентации по итогам реализации проекта.

— Представление опыта работы на педагогических советах ДОУ и методических объединениях города.

Таким образом, реализации проекта по приобщению к книге к чтению с включением технологии буккроссинг будет способствовать повышению у детей младшего дошкольного возраста интереса к слушанию произведений художественной литературы; развитию инициативы, стремления дошкольников к самостоятельному, добровольному обращению к книге; активному участию родителей воспитанников организации вечеров семейного чтения.

Литература:

  1. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. -СПб: Детство-Пресс, 2004.– 128 с.
  2. Евтюшкина, Д. А. Буккроссинг в дошкольной образовательной организации / Д. А. Евтюшкина. // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 245–247.
  3. Суворова, В. Книгообмен, книговорот — что дальше? /В. Суворова // Вестник библиотек Москвы. — 2009. — № 3. — С. 14–16;
  4. Томилова, С.Д., Дрокина О. В. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе литературного развития дошкольников // Филологическое образование в период детства. 2015. № 22. С. 156–159.
  5. Чурсинова, Е. С. Влияние технологии буккросинга на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста / Е. С. Чурсинова// Международный научный журнал «Вестник науки». — 2023. — № 7. — 68–72.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, младший дошкольный возраст, ребенок, чтение, семейное чтение.


Похожие статьи

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка»

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Похожие статьи

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка»

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Задать вопрос