Совершенствование курса огневой подготовки в рамках первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 31.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Домарева, А. А. Совершенствование курса огневой подготовки в рамках первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. А. Домарева, А. М. Зернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118839/ (дата обращения: 21.11.2024).



В учреждениях ФСИН предоставляется высшее образование в различных направлениях с продолжительностью обучения от 4 до 5 лет. В то же время, первоначальное обучение проходит всего один месяц. Это вызывает разногласия между руководителями структурных подразделений и учеными, поскольку изучение всего материала за такой короткий период кажется невозможным. В результате у обучающихся не формируются устойчивые навыки и умения в практической стрельбе.

Один из основных документов, регулирующих огневую подготовку сотрудников уголовно-исполнительной системы, это приказ Минюста России от 26 февраля 2006 года № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы». В этом приказе содержится подробное описание упражнений учебных стрельб, изучение и отработка которых требуют значительного количества времени.

Следует отметить, что первоначальная подготовка включает различные направления, такие как физическая, боевая и огневая подготовка, делопроизводство, режим секретности, вопросы содержания осужденных, обеспечение безопасности исправительных учреждений и другие. При таком многообразии предметных курсов занятия по огневой подготовке получают незначительную долю от общего объема учебных часов. В результате не достигается должная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к навыкам, знаниям и умениям в стрельбе из огнестрельного оружия.

Для успешного преподавания дисциплины «Огневая подготовка» необходимо учитывать разнообразие теоретических и практических вопросов, что требует от преподавателей использования специальных методик обучения и постепенного изучения учебного курса. Более подробную информацию о данной теме можно найти в научной работе автора С. Н. Серикова [5].

Важным аспектом преподавания этой дисциплины является изучение правовых и теоретических основ. В первую очередь студентов знакомят с нормативными правовыми актами, которые регулируют использование и применение огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также с мерами безопасности при проведении практических занятий. В рамках обучения также проводятся занятия по знакомству с материальной частью оружия и баллистикой. Основными источниками правового регулирования являются Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473–1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» и приказ Министерства юстиции РФ от 26 февраля 2006 года № 24 «Об утверждении курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы». Основные положения, касающиеся баллистики, устройства, сборки, разборки, ухода, хранения и чистки оружия, содержатся в Наставлении по стрелковому делу 1985 года. Объем теоретической базы данной дисциплины предполагает тщательное и продолжительное изучение материала и регулярную проверку его усвоения студентами.

Как отмечает A. B. Барабанщиков, знания, умения и навыки тесно связаны между собой. Знания играют ведущую роль в этом взаимодействии. Умения и навыки развиваются на основе знаний, а полученные умения и навыки, в свою очередь, расширяют, углубляют и закрепляют знания [2].

Уже на этапе знакомства с оружием необходимы дополнительные занятия для практической демонстрации работы основных частей и механизмов стрелкового оружия, а также для отработки элементов его сборки, разборки, снаряжения магазина и т. д. В результате можно сделать вывод, что для освоения только теоретических основ огневой подготовки требуется значительное количество учебного времени, которое невозможно уложить в один месяц.

Еще одним аспектом преподавания огневой подготовки является психологическое сопровождение обучающихся, а затем и сотрудников. Важность этого аспекта обусловлена необходимостью преодоления стрелковых рефлексов на первом этапе обучения. По мере развития навыков у стрелков требуется совершенствование конкретных навыков, необходимых для достижения наилучших результатов в стрельбе. И. С. Абазов подробно рассматривает эту тему, указывая, что «направленность психологической подготовки, ее содержание и методические приемы должны изменяться в соответствии с уровнем подготовки обучаемого. В этом контексте необходимо учитывать эмоции как проявления психики, которые могут непосредственно влиять на качество стрельбы студента. Они могут вызывать как состояние неуверенности, боязливости, робости, упадка сил, так и состояние мобилизации, внутренней уверенности и концентрации» [1].

Следующий основной аспект обучения огневой подготовке, как уже отмечалось ранее, заключается в систематическом проведении занятий после изучения теоретических основ. Необходимо регулярно проводить контрольные испытания для оценки уровня знаний и навыков обучающихся, о чем Д. Ю. Дубинин пишет в своих работах [4].

Получение высшего образования в образовательных учреждениях ФСИН России предусматривает изучение дисциплины «Огневая подготовка» на протяжении всего периода обучения. Это означает, что в отличие от начальной подготовки у студентов имеется четкое разграничение всех аспектов огневой подготовки, описанных ранее. Каждому из них уделяется достаточное количество учебных часов. Соблюдение этого ключевого условия позволяет достичь хороших результатов в практической стрельбе — систематичности и продолжительности. Курсанты образовательных организаций регулярно и систематически под руководством опытных преподавателей отрабатывают свои навыки. При этом нельзя недооценивать роль педагогов в этом процессе, которые способны указать на ошибки при стрельбе и помочь их исправить.

Лица, прошедшие начальную подготовку, поступают на службу в исправительные учреждения, как правило, на должность младшего инспектора, которая включает использование огнестрельного оружия в особых случаях. Из-за этого многие ученые, включая сотрудников уголовно-исполнительной системы, поднимают проблематические вопросы о недостаточной подготовленности младших инспекторов, служащих в исправительных учреждениях, из-за ограниченного времени их подготовки или переподготовки [3].

Однако важно учесть, что не все лица, проходящие начальную подготовку в Уголовно-исполнительной системе (УИС), принимаются на службу без опыта работы в других государственных ведомствах или вооруженных силах Российской Федерации. Прохождение военной службы является обязательным требованием при приеме мужчин на службу в УИС, за исключением тех, кто поступает на обучение в учебные заведения ФСИН России. Поэтому представляется разумным проводить исследования уровня подготовленности претендентов перед началом первоначального обучения, то есть в самом начале обучения проводить испытания, которые позволят определить уровень уже имеющихся навыков и знаний обучающихся.

Подводя итог, следует еще раз указать на проблемные аспекты при прохождении дисциплины «Огневая подготовка» в период первоначального обучения лиц, впервые принятых на службу в УИС:

  1. Ограниченная продолжительность начального обучения.
  2. Отсутствие информации о существующих знаниях и навыках обучающихся.
  3. Фактическое прекращение любой подготовки, предусмотренной в рамках дисциплины «Огневая подготовка».

Для преодоления указанных проблемных аспектов при прохождении дисциплины «Огневая подготовка» в период первоначального обучения лиц, впервые принятых на службу в Уголовно-исполнительную систему (УИС), можно принять следующие меры:

1) Необходимо выделить достаточное количество времени для освоения теоретических и практических аспектов огневой подготовки. Это позволит обучающимся получить более полное представление о принципах работы и использования стрелкового оружия, а также достаточное время для тренировок и отработки навыков.

2) Перед началом обучения необходимо провести предварительные тесты или испытания, чтобы определить уровень подготовленности обучающихся. Это позволит более точно адаптировать программу обучения и сконцентрироваться на тех аспектах, которые требуют особого внимания.

3) Важно предусмотреть систему регулярных тренировок и повторений уже изученного материала даже после завершения начального обучения. Это позволит сохранить и укрепить полученные знания и навыки. Также следует учесть необходимость периодического прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки для обновления знаний и совершенствования навыков.

4) Опытные преподаватели должны играть важную роль в обучении обучающихся. Они могут обнаружить и исправить ошибки в стрельбе и помочь развивать навыки стрелкового дела. Поэтому важно обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации педагогического состава.

5) Учитывая разнообразный уровень подготовки обучающихся, необходимо предоставить возможность индивидуальной работы с каждым обучающимся, учитывая его потребности и особенности. Это может включать дополнительные тренировки, консультации или дифференцированные задания, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.

Применение данных подходов позволит улучшить качество обучения огневой подготовке и справиться с проблемами, связанными с ограниченной продолжительностью обучения, отсутствием информации о знаниях и навыках обучающихся, а также прекращением подготовки после начального обучения.

Литература:

  1. Абазов И. С. Некоторые психологические особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 372–374.
  2. Барабанщиков A. B. Педагогические основы обучения советских воинов. М.: Воен. издат. МО СССР, 1962. С. 27.
  3. Витушкин А. В. Особенности огневой подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы / / Вестник Кузбасского института. 2017. № 4 (33). С. 162–167.
  4. Дубинин Д. Ю. Методика и организация проведения занятий по огневой подготовке / / Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–4. С. 74–78.
  5. Сериков С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 3 (70). С. 251–254.
Основные термины (генерируются автоматически): Уголовно-исполнительная система, огневая подготовка, стрелковое оружие, навык, навык обучающихся, начальная подготовка, начальное обучение, огнестрельное оружие, Россия, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос