Значение и судьба «Народного соглашения» левеллеров в английской буржуазной революции XVII века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.10.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Нарбекова, А. Р. Значение и судьба «Народного соглашения» левеллеров в английской буржуазной революции XVII века / А. Р. Нарбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118654/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрывается деятельность Джона Лильберна. Рассматривается его вклад и роль в английской буржуазной революции. Определяются последствия и влияние деятельности Лильберна на развитие английского общества и государства.

Ключевые слова: английская буржуазная революция XVII века, Джон Лильберн, движение протеста, левеллеры.

Английскую буржуазную революцию XVII века можно считать важным и даже поистине грандиозным историческим событием, которое и по сегодняшний день завораживает своей сложностью, одухотворенностью и вызывает интерес у историков.

Английская буржуазная революция XVII века, как и любое другое масштабное историческое событие, позволила проявиться деятелям своего времени и стать великими, запечатлев навсегда свое имя как в отечественной, так и мировой истории. Такими именами можно считать Оливера Кромвеля, Джона Лильберна, Джерарда Уинстенли и других.

Так, Джона Лильберна можно считать идеологическим вождем и «китом» английской буржуазной революции. Момент складывания и формирования характера, а также мировоззрения Джона Лильберна пришелся на тридцатые годы XVII столетия. В данный период времени число недовольных ведением казенной государственной церкви и религии в целом увеличивалось. Так возникло в конце XVI века и наиболее активно начало развиваться в XVII столетии пуританство.

Пуританство — широкое общественно-религиозное движение, берущее свои истоки еще с конца XVI в. и включившее в себя самые различные секты — от умеренных до самых крайних, — находило все большее распространение в среде буржуазии, близкого к ней нового предпринимательского дворянства, части крестьян и городских плебейских элементов [1, c. 188].

Лондон и его окрестности оказались особенно восприимчивы к новой идеологии, в религиозной форме, которые отразили протест против феодально-абсолютистского строя.

Впечатлительный, страстно увлекающийся Лильберн быстро оказался захваченным новым течением. Он лично познакомился с наиболее выдающимися пуританскими учителями, с жадностью поглощал пуританскую литературу, обычно печатавшуюся в Голландии, и скоро сам принял участие в распространении запрещенных памфлетов. Епископским шпионам удалось, однако, выследить конспиративную деятельность Лильберна, и в декабре 1637 г. он был арестован.

Девятнадцатилетний Лильберн на допросе держался очень смело, спорил со следователем и в конце концов категорически отказался отвечать на вопросы.

Ведущей деятельностью Лильберна в годы английской буржуазной революции стало левеллерское движение протеста. Под движением левеллеров следует понимать политическое движение периода Английской революции XVII века.

Оно возникло как радикальное крыло индепендентов, а с 1647 года стало самостоятельной политической группировкой под руководством Дж. Лилберна, Р. Овертона, У. Уолвина и других.

Левеллеры выступали за создание республики с однопалатным парламентом, введение всеобщего избирательного права, предоставление населению широких прав и свобод, снижение налогового бремени, возвращение огороженных земель крестьянам, проведение судебной реформы и другие цели.

В годы Республики и Протектората (1649–1658) движение левеллеров распалось на мелкие группировки и уже не представляло собой самостоятельной политической силы.

Левеллеры, в отличие от диггеров, выступали за уничтожение власти короля и палаты лордов, предлагали оставить верховную власть у палаты общин. Их идеи зиждились на принципе веротерпимости и всеобщего избирательного права [2, c. 35].

Вклад Лильберна в революцию заключался в том, что он выступал против монархической формы правления и существования палаты лордов, за республику, против всяких феодальных привилегий, за равенство всех перед законом, защищал свободу религиозных убеждений. Он отстаивал неприкосновенность личности и имущества, свободу печати.

Важное значение для углубления революции имели требования Лилберна об уничтожении монополий и патентов, отмене десятины, облегчении налогового бремени. В то же время он выступал против ликвидации частной собственности.

Составленное в 1647 году им и его соратниками «Народное соглашение» явилось программным документом партии левеллеров.

Левеллерский проект, отображенный в «Народном соглашении», подразумевал реализацию следующих аспектов и преобразований:

  1. Замена английского монархического строя на республиканский.
  2. Формальное юридическое равенство всех перед законом.
  3. Отмена всех сословных привилегий какого-либо рода.
  4. Введение всеобщего избирательного права.

Леввелеры, предлагая радикальные изменения, при этом были уважаемы в обществе. В своем проекте изменений, то есть программном документе, они отмечали, что «мы не вверяем нашим представителям права сохранять в силе или издавать какие-либо законы, устанавливать клятвенные обязательства и соглашения (covenants), посредством которых принуждать путем наложения взысканий или иным образом какое-нибудь лицо к чему-либо в области, касающейся или относящейся к делам веры, религии или богопочитания, или препятствовать какому-либо лицу в исповедании своей веры или совершении им религиозных обрядов, согласно его убеждениям, в каком-либо доме или месте, за исключением тех, которые в настоящее время или впоследствии будут закрыты для публичного богопочитания» [3, c. 89–90].

Однако предписание или распоряжение нации в публичном порядке по делам веры, богопочитания или благочиния, не носящие принудительного характера или не устанавливающее изъятие для папистов, относятся к компетенции представителей»

Согласно данной концепции левеллеров, становится понятно, что правительство в государстве должно быть основано на согласии управляемых.

Значимость «Народного соглашения» Джона Лильберна и его сторонников состояла в том, что они провозглашали основы, на которых должно было строиться общество и государстве. Но на тот период в Англии они не реализовывались и воспринимались достаточно радикально.

Левеллеры считали, что все люди равны перед Богом и законом. Они выступали против аристократии и привилегий дворянства, а также против неравенства в доступе к образованию и власти. Также они отмечали, что каждый человек имеет право на свободу совести, речи и ассоциации. Они выступали против религиозного преследования и цензуры.

Джон Лильберн со своими сторонниками в «Народном соглашении» отмечал, что власть должна исходить от народа. Левеллеры выступали за избирательную систему, которая предоставляла бы право голоса всем мужчинам, вне зависимости от их имущественного положения.

А также они выступали против несправедливого распределения богатства и земли. Они считали, что каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Ценность «Народного соглашения» левеллеров заключалась в том, что она предлагала альтернативу существующей системе власти, которая основывалась на привилегиях и неравенстве. Она выступала за более справедливое и демократическое общество, в котором все люди имели бы равные права и возможности.

Хотя и «Народное соглашение» левеллеров не реализовалось в полной мере, их идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие политических идей и борьбу за справедливость и равенство в Англии и за ее пределами.

Не малозначительный интерес представляет и сама судьба программного документа левеллеров.

Так, «Народное соглашение» являло собой серию манифестов, публикуемых в период 1647–1649 гг. Данный программный документ левеллеров неоднократно переиздавался и редактировался.

Первая редакция «Народного соглашения» была отвергнута индепендентами. Однако, нуждаясь в поддержке левеллеров для борьбы с пресвитерианами, индепенденты в ноябре 1648 года согласились участвовать в выработке новой (второй) редакции соглашения.

Последующая, но не последняя редакция была самовольно значительно изменена индепендентским советом офицеров (15 января 1649 года). Эта третья редакция соглашения сохранила лишь его название. Свой вариант офицеры представили в парламент, но он там никогда не обсуждался.

В ответ на действия индепендентов Джон Лилберн и другие руководители левеллеров опубликовали 1 мая 1649 года «Соглашение свободного народа Англии» четвёртый вариант соглашения. Он исходил из основных принципов первых двух редакций, но вносил и известные изменения (одногодичный парламент, отказ от лишения избирательных прав рабочих и всех бедняков и т. д.).

В целом, судьба «Народного соглашения» была неудачной в том смысле, что оно не привело к реализации своих основных целей. Однако, оно оставило глубокий след в истории, как символ борьбы за демократию и социальную справедливость, и как источник вдохновения для будущих поколений, оказало влияние на составление многих важнейших юридических актов и законов. Одним из них можно считать действующую Конституцию США.

Литература:

  1. Попов-Ленский И. Л. Лильберн и левеллеры. — Москва: Московский рабочий, 1928. — 229 с.
  2. Бацер М. И. Левеллеры против Кромвеля (1647–1649 гг.) // Новая и новейшая история. — 2002. — № 3. — с. 31–48.
  3. Дмитриевский Н. П. Законодательство Английской революции 1640–1660 гг. — Москва: Ленинград, 1946. — 331 с.
Основные термины (генерируются автоматически): английская буржуазная революция, XVII века, Англия, движение левеллеров, движение протеста, левеллер, программный документ левеллеров, редакция соглашения.


Ключевые слова

английская буржуазная революция XVII века, Джон Лильберн, движение протеста, левеллеры

Похожие статьи

Задать вопрос