В статье автор пытается проанализировать положение рабочего класса в Англии и в Германии с целью выявления причин перехода к социально-ориентированной политике в конце XIX в.
Ключевые слова: буржуазный либеральный реформизм, стачка рабочих , тренд-юниоры, рабочая партия.
Социальные реформы — характерная особенность политики стран Запада в последней трети XIX — начале XX вв. Это явление в исторической литературе называется буржуазный или либеральный реформизм. Составными элементами социальной политики являются: фабричное законодательство, регулирующее продолжительность рабочего дня, условия труда женщин и детей, технику безопасности на производстве и др.; законы о социальном страховании, направленные на предоставление пенсионного обеспечения престарелых, социального страхования незащищенных категорий граждан и т. д.; реформа народного образования. От успешности решения данных проблем зависит качество и уровень жизни населения, социальная устойчивость развития общества, что является важным и актуальным и на современном этапе.
Чтобы определить причины перехода к социально-ориентированной политике в конце XIX в., необходимо проанализировать положение рабочего класса до начала проведения реформ. Исходя из работы Ф. Энгельса, посвященной положению рабочего класса в Англии, можно сделать вывод о том, что продолжительность рабочего дня составляла 12–14 часов, распространенной была работа по воскресным дням [9, с. 144].
Низкая заработная плата рабочего не обеспечивала прожиточный минимум семьи. Исследователь П. Бризон приводит статистические данные, на основе которых можно сделать вывод о том, что денежная плата не соответствовала возрастанию цен на хлеб, не соответствовала повышению цен на другие припасы, соответственно, скудным было и питание рабочих [1, с. 338]. Также рабочие настаивали на том, чтобы были отменены слишком высокие и несправедливые штрафы. За опоздание на работу на 5–10 мин. рабочих штрафуют. На одних фабриках штрафы незначительны, на других слишком велики [3, с. 131].
Невыносимы были и жилищные условия рабочих. Квартиры рабочих состояли из 1–2 комнат, считая в том числе и кухню, иногда присоединялся коридор с одним окнами без печки. В такой квартире жили 8–12 и более человек. Спали вдвоем или втроем на кровати. Из экономии семья в квартире сдавала «углы» одиноким работникам или работницам [4, с. 201]. Ф. Энгельс в своей работе использует опубликованное в газете описание жилища умершей работницы фабрики: «в комнате не было ни кровати, ни постельных принадлежностей, ни мебели. Часть пола в комнате была сорвана, и вся семья пользовалась эти отверстием в качестве отхожего места». Улицы в рабочих районах немощеные, без сточных канав, повсюду кучи мусора и помои. Беспорядочная застройка домов не позволяет проникновению воздуха [9, с. 140–143].
Рост машинного производства вызвал безработицу, вытеснение взрослых мужчин-рабочих. Всю тяжелую работу теперь выполняла машина, требовалась только гибкость пальцев, поэтому на фабрике вынуждены были работать дети и женщины. Дети начинали работать в возрасте трех и четырех лет. Большинство работающих на фабрике — лица от 13 до 18 лет. Рабочий день детей составлял 10–14 часов, а иногда и 18 часов [7, с. 138–139]. Работа начиналась с 6 часов утра. Часто дети не имели времени для приема пищи, принимали ее во время работы [4, с. 199]. Следовательно, дети не могли получить образование за неимением свободного времени; они начинали подражать взрослым — шли в кабаки, к чему побуждал каждодневный тяжелый труд.
Фабричная система оказала пагубное влияние на семью: женщина проводила значительное количество времени на фабрике, соответственно, дети росли без надзора. Именно поэтому в фабричных округах зафиксировано огромное число несчастных случаев с маленькими детьми: за 9 месяцев — 225 несчастных случаев; в Ливерпуле за 12 месяцев — 146 несчастных случаев со смертельным исходом. Для того чтобы дети лежали спокойно, не исключено применение наркотических средств [9, с. 144–145].
Значительное количество времени, проведенное за рабочим станком, в душных помещениях с огромным скоплением людей, недостаточное количество питания оказали негативное влияние на здоровье рабочих. Профессиональными заболеваниями считались искривление и вывихи позвоночника, рахит, плоскостопие, болезни легких, чахотка, заболевания органов пищеварения [9, с. 184; 7, с. 139].
Крайне тяжелое положение трудового населения способствовало появлению еще одной причины перехода к социально-ориентированной политике — рост рабочего движения. В конце 80-х гг. наблюдается оживление английского рабочего движения: в феврале 1886 года в Лондоне и других городах страны развернулись массовые демонстрации безработных с требованиями хлеба и работы. В начале ноября 1887 года правительство запретило устройство митингов на площади Трафальгар-сквер. Несмотря на запрет, 13 ноября в воскресенье огромная масса народа собралась на площади. Попытка разогнать собравшихся силой привела к ожесточенному столкновению с полицией; среди рабочих было много раненых. Событие 13 ноября 1887 г. получило название «кровавого воскресенья». Стачка рабочих газовых заводов Лондона в мае 1889 года имела положительный результат: был установлен 8-часовой рабочий день в этой отрасли [5, с. 124].
Стачка лондонских докеров в августе 1889 года стала поворотным моментом в истории английского рабочего движения. В этой стачке участвовало до 150000 человек. Докеры выдвинули требования: увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня, выдача спецодежды. Забастовка рабочих привела не только к прекращению всех работ в лондонском порту, но и к прекращению торговли в Сити. Стачка продолжалась около месяца и окончилась победой рабочих [3, с. 152–156].
На протяжении 80–90-х гг. активизировалось забастовочное движение в Германии: с начала 1889 г. — 1 мая 1890 г. в Германии произошло свыше 1130 стачек, в которых участвовало около 400 тыс. человек [6, с. 352].
В работе Е. Н. Водовозовой описана самая знаменитая стачка углекопов, которая началась в 1889 г., в Вестфалии — главном каменноугольном районе Германии. Рабочие выдвинули следующие требования: повысить заработную плату на 15 %; 8-ми часовой рабочий день. Владельцы шахт не согласились выполнять требования рабочих. К 13 мая от работы отказались 90 000 человек, доля добычи угля резко уменьшилась, что привело к остановке работы на многих фабриках. Но голод 17 мая сломил рабочих, к концу месяца стачка прекратилась. Однако владельцы шахт повысили заработную плату на 10–15 % [4, с. 203–205].
С ноября 1890 — январь 1891 г. в Германии за повышение заработной платы и введение 8-часового рабочего дня боролись 10 тыс. печатников. На рубеже 1892–1893 гг. разразилась стачка 22 тыс. саарских шахтеров. Стачка гамбургских докеров продолжалась с ноября 1896 — февраль 1897 г., охватила 18 тыс. человек [6, с. 360].
Не менее важной причиной перехода к социально-ориентированной политике стран Западной Европы является рост профсоюзного движения и появление самостоятельных рабочих партий. Англия считается классической страной профессиональных союзов или тренд — юниоров, деятельность которых легализована законами 70-е гг. XIX в. Профессиональные союзы — соединения рабочих, которые ставят своей целью защищать интересы трудящихся, путем коллективного давления на предпринимателей [8, с. 570–572]. Статистические данные, опубликованные в труде Н. А. Ерофеева, свидетельствуют о том, что на протяжении 80–90-х гг. общее число членов английских тред-юнионов значительно возросло: в 1880 г. — 604 тыс., в 1890 г. — 1054 тыс., в 1900 г. — 1972 тыс. человек [5, с. 130].
Парламентские реформы 1832 г., 1867 г., 1884–1885 г. в Англии, в результате которых рабочие получили избирательные права, способствовали возникновению среди рабочих собственных политических партий. Плимутский конгресс тред-юнионов 1899 г. решил созвать специальную конференцию с целью создания рабочей партии в парламенте. В 1900 г. в Лондоне прошла учредительная конференция новой партии «Комитет рабочего представительства для организации избирательной кампании». В 1905 г. Комитет был переименован в Лейбористскую партию. Крупным успехом партии явились выборы 1906 г., когда Лейбористская партия провела в парламент 29 человек [2, с. 42–59]. Таким образом, создание Лейбористской партии выражало растущее понимание рабочими самостоятельности их политических интересов и отражало стремление рабочих к политике для защиты своих интересов.
В 1875 г. была создана Социал-демократическая рабочая партия в Германии. В 1891 г. на съезде в Эрфурте была принята партийная программа партии, в которой содержались следующие требования рабочих: установление 8-часового рабочего дня и обязательного отдыха, запрет ночных работ, запрет труда детей моложе 14 лет, введение производственной гигиены [10, с. 170].
Таким образом, буржуазный реформизм возник в период, когда обнаружились коренные антагонизмы капиталистического способа производства. Годы завершения промышленного переворота явились периодом крайне тяжелого положения трудового населения: низкая заработная, безработица, высокие штрафы, невыносимые жилищные условия, рост смертности в рабочих кварталах. Для поддержания своего существования на фабрике вынуждены были работать жена и дети рабочего. Эти обстоятельства вызвали оживление рабочего движения и появление самостоятельных рабочих партий, что способствовало переходу государства от политики невмешательства в социальную сферу к политике социальных реформ.
Литература:
- Бризон П. История труда и трудящихся. — СПб.: Государственное изд-во, 1921. — 447 с.
- Виноградов К. Б. Дэвид Ллойд Джордж. — М.: Масль, 1970. — 418 с.
- Водовозова Е. Н. Как люди на белом свете живут. Англичане. — СПб.: Типография Балашева, 1897. — 248 с.
- Водовозова Е. Н. Как люди на белом свете живут. Немцы. — СПб.: Типография Балашева, 1895. — 260 с.
- Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815–1917 гг. — М.: ИМО, 1959. — 263 с.
- Ерусалимский А. С. Германская история в новое и новейшее время. — М.: Наука, 1970. — 390 с.
- Работа малолетних на фабриках и в ремеслах // Практикум по новой истории стран Европы и Америки / под ред. Т. В. Пантюхиной. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — С. 138–139.
- Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. — СПб.: Типография Колпинского, 1900. — 132 с.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Практикум по новой истории стран Европы и Америки / под ред. Т. В. Пантюхиной. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — С. 140–149.
- Эрфуртская программа 1891 г. // Там же. С. 168–170.