Данная статья посвящена взглядам одного из крупнейших британских историков ХХ века Кристофера Г. Доусона относительно феномена «буржуазности» и «буржуазного духа, изложенные в его программной статье «Католицизм и буржуазный дух» 1935 года. Приводится Доусоновская трактовка данного феномена и влияния, оказанного им на историю Европы Нового времени, включая Реформацию, промышленный переворот и начало индустриализации. Дается характеристика буржуа как особого психологического склада людей. Обнаруживаются параллели между взглядами Доусона и ряда других мыслителей XIX-XX вв.
Ключевые слова: Кристофер Доусон, буржуазность, «буржуазный дух», католицизм, Реформация, Вернер Зомбардт, Антанас Мацейна.
Кристофер Генри Доусон (1889–1970) — английский католический историк, философ и культуролог, оказавший сильнейшее влияние на Арнольда Джозефа Тойнби и других значимых историков своего времени. Выросший в англиканской среде, в сознательном возрасте он перешел в католичество, считая именно эту ветвь христианства наиболее каноничной и приближенной к изначальной традиции. Отношение Доусона к Реформации и капитализму в целом может быть охарактеризовано как крайне негативное:
«Между духом буржуа и духом Христовым существует фундаментальная дисгармония…» [1, c. 223–229]
Буржуазия, по мнению Доусона, происходит из небольших городских коммун, по сути, находившихся за пределами традиционной иерархической схемы «духовенство-знать-крестьянство». С XVI века начинается процесс распада замкнутого мира-сообщества. Доусон подчеркивает, что в Англии становление буржуазии носило более медленный и последовательный характер, в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы (в качестве примера приводятся Австрия, Германия и Россия), где высокой скоростью перехода одной формации в другую и объясняется стремительный рост классовой ненависти в обществе. Во многих работах Доусона выдвигается и отстаивается тезис о том, что буржуазно-промышленная цивилизация и буржуазная культура — не сущность Англии, а искажение сущности. Арнольд Дж. Тойнби выступает в целом как скептик по отношению к безудержному продвижению научно-технического прогресса, свидетелем которого ему приходилось бывать на протяжении всей его жизни, и на страницах своих воспоминаний пишет: «Приведенного выше обзора достижений науки и технологии за время моей жизни, пожалуй, достаточно — каким бы он ни был кратким, поверхностным и недостоверным, — для того чтобы подчеркнуть, что наука и технология — силы морально нейтральные. Это плоды нейтральных в моральном отношении интеллектуальных способностей Человека, и они вознаграждают Человека за его успехи в этой области человеческой деятельности тем, что наделяют его властью, которую он по желанию может использовать во имя жизни и добра или для смерти и зла». [2]
Урбанизм и индустриализацию Доусон трактует как «развод человека с землей», влекущий, помимо очевидного ухудшения экологической обстановки, и разрыв с национальной традицией, ведь старая английская цивилизация была по преимуществу аграрной.
Буржуа — «враг крестьянина не в меньшей степени, чем художника или ремесленника». Жизнь буржуа естественно и единственно верно связана с деньгами; единственный смысл его существования — «делать деньги», а развитие его социального превосходства показывает, до какой степени деньги господствуют над цивилизацией и человеческой жизнью. Вот почему большинство мыслителей прошлого относились к подобному типу людей негативно, ведь, по выражению Фомы Аквинского, бизнес «сам по себе не предполагает почетного и необходимого конца».
Пока христианский идеал оставался верховным, буржуазному духу трудно было утвердиться. Только после того, как Реформация разрушила контроль церкви над общественной жизнью, в Европе обнаружился подлинно буржуазный дух. Католическая же среда (в основном в романских странах) так и осталась для него неблагоприятной. Однако политические интересы некоторых представителей католической верхушки оказывали распространению Реформации немалую услугу. Английский историк Хилэр Беллок в своем биографическом труде «Ришелье», иллюстрирует деятельность кардинала Ришелье как наиболее успешный пример противодействия Контрреформации путем вступления Франции в Тридцатилетнюю войну на стороне протестантских государств. [3]
В своей программной статье «Католицизм и буржуазный дух» написанной в 1935 году, Доусон неоднократно ссылается на немецкого историка и экономиста Вернера Зомбарта, знакомство с трудами которого в ранние годы оказало сильнейшее влияние на формирование социально-экономических взглядов Доусона. Зомбарт в своих работах часто оперирует понятиями «буржуазного» и «эротического» типа личности, оппозиционными друг другу не на социальном, но уже на психологическом уровне, и речь здесь, таким образом, может идти об особых психологических темпераментах [4, c. 49]. Эротический тип — человек желания, подобный блаж. Августину или св. Франциску. Им противопоставляются люди «закрытого» типа, «фарисеи», люди, способные применять принцип расчета и приобретения не только к экономике, но и к самой религии; если первый тип стремится к отдаче и открытости духа, то второй всегда и везде стремится приобрести и ищет выгоды даже из отношений с Высшими Силами. Наиболее ярко оппозиция двух Зомбартовских типов предстает в контрасте культур «стран Контрреформации» с одной стороны, и Англии, Шотландии и Северной Америки — с другой [4, c. 194].
Наконец, нельзя не упомянуть о целом ряде философов, с которыми Доусон не был знаком ни лично, ни посредством прочтения трудов, но идеи которых обладают целым рядом схожих черт. Это, в первую очередь, литовский писатель и богослов, политический и общественный деятель периода межвоенной независимости Литвы и периода эмиграции Антанас Мацейна. В своем труде 1940 года «Падение буржуазии», написанном на основе курса лекций «Буржуазия, прометеизм и Христианство», приводит образное противопоставление двух духов — «буржуазного» и «прометеевского» — которые различны качественно, но являются одинаково противны духу христианскому. По мнению Мацейны, противостояние этих «духов» с переменным успехом наблюдалось на протяжении всей мировой истории, однако ХХ век сулит, по мнению Мацейны, полное поражение «буржуазного» духа и полный триумф одной из разновидностей «прометеевского» духа — фашистской или коммунистической (которые на практике могут предложить только войны. Страдания и гибель миллионов людей). Чтобы выжить, носителям «христианского духа» необходимо разорвать всякую связь с со старым либерально-буржуазным порядком, так как только «небуржуазное» христианство способно, по мнению Мацейны, поднять лозунги социальной справедливости и предложить Европе «непрометеевский» вариант развития. [5]
Из русских философов Мацейна отдает предпочтение Н. А. Бердяеву, Вл.С. Соловьеву и Е. Н. Трубецкому, а у последнего обнаруживаются те же самые признаки превращения в буржуа, что и у Мацейны — падение («устремление вниз») духа, и отсутствие глубинных духовных устремлений, занятие «общественной ниши» в качестве сначала основной, а затем единственной цели. Совершенно логичным следствием возвышения буржуазного начала («мещанства») в России, стал упадок «духовного желания» русского человека и появление некоей «нейтральной среды» внешнего комфорта и благополучия, которые, как покажет в дальнейшем мировая история и что найдет полное подтверждение и у Мацейны, и у Трубецкого, является лишь затишьем перед грандиозным мировым катаклизмом. [6, c. 67–68]
Выводы:
– упадок подлинной западноевропейской традиции, которая была неразрывно связана с католицизмом, ознаменовался реформацией и наступлением капитализма.
– конфликт пролетария и буржуа по Марксу — явление поверхностное; и тот, и другой мало чем отличаются друг от друга по своей сути, если они относятся к «закрытому» типу по Бергсону (или «фарисеям», как их нередко называл сам Доусон).
– экономических и политических перемен в обществе будет недостаточно для коренного изменения духа культуры.
«Истинную оппозицию к буржуазии следует искать не в коммунисте, а в духовном человеке — «человеке желания». Буржуазия должна быть заменена не столько другим классом, сколько другим типом человечества». [1, c. 223–229] Карл Маркс, по мнению Доусона, не был «человеком желания», и не осознавал необходимости наступления нового духовного порядка. Утопические социалисты Сен-Симона же поняли это, но ошибочно приняли идеализм за христианские ценности.
Литература:
1. Доусон К. Г. Католицизм и буржуазный дух / пер. с англ. яз., примечания и послесловие М. В. Медоварова // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Вып. 16. Н.Новгород, 2018. С. 223–239.
2. Тойнби А.Дж. Пережитое. Мои встречи. М., 2003. 598 С.
3. Беллок Х. Ришелье. Пер. с англ. Ю. В. Дубровина. — М.: Алетейа, 2002
4. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем.; изд. подгот. Ю. Н. Давыдов, В. В. Сапов. — М.: Наука, 1994.
5. Maceina A. Buržuazijos žlugimas. Kaunas, 1940.
6. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991 С. 67–68.