Средневековые общественно-политические процессы в Западной Европе и их воздействие на формирование поэтического наследия вагантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Шевцов, Н. В. Средневековые общественно-политические процессы в Западной Европе и их воздействие на формирование поэтического наследия вагантов / Н. В. Шевцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87804/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются предпосылки возникновения первых университетов в средневековой Европе и последствия данного процесса, одним из итогов которого стало появление вагантов, создавших уникальную литературу.

Ключевые слова: Средневековье, европейские университеты, ваганты, поэзия вагантов.

Средние века, сменившие Античность, поначалу были периодом всеобщего упадка, но даже в таких условиях кое-где сохранялись островки грамотности и люди, стремившиеся не допустить полного исчезновения наследия минувшей эпохи. В Западной Европе с подачи итальянского гуманиста Ф. Петрарки многие исследователи стали называть это время «тёмными веками», но именно тогда началось постепенное пробуждение интереса к античной культуре.

Так в годы правления Карла Великого (768–814) Франкская империя пережила Каролингское возрождение, ставшее яркой искрой во мраке Средневековья. Тогда науки и искусства после длительного упадка испытали кратковременный подъём [4, с. 163]. Но и тогда не обошлось без потерь. Трагической страницей истории Раннего Средневековья стала утрата многих античных сочинений погибших не только в огне пожаров, но и в результате деятельности священников, уничтожавших «языческие» книги, не вписывавшиеся в рамки христианской идеологии [1, с. 6]. Поразительно, но при этом само же духовенство поспособствовало сохранению и распространению античного наследия, во многом, благодаря которому церковь и обрела монополию на образование.

Этому также поспособствовало то, что средневековые монастыри, обладавшие обширными библиотеками, имели мастерские по переписке книг — скриптории, в которых специально обученные монахи-переписчики делали копии не только религиозной, но и античной литературы [1, с. 6]. Так, одновременно с богослужебными книгами на полках монастырских библиотек накапливались древние произведения, а со временем число этих книг увеличивалось.

К X-XI вв. в Европе произошли существенные перемены: возросло население городов, ожила торговля, начался хозяйственный и культурный подъем, и что немаловажно изменилась техника производства (ремесло отделилось от сельского хозяйства и мастера стали уходить из сёл в города) [4, с. 318]. Так экономические потребности общества стали важнейшими предпосылками для создания монастырских школ, на основе которых, впоследствии, при епископских кафедрах были образованы университеты [8, с. 544].

Города богатели, в них стали концентрироваться купцы, ремесленники и лица, занимающиеся интеллектуальным трудом. Поэтому университеты поначалу стали появляться в городах, через которые, проходили торговые пути, но значительное увеличение их числа произошло только в XII-XIII вв. благодаря Крестовым походам и коммунальным революциям.

Средневековые университеты обладали автономией, которая выражалась в наличии самоуправления, суда, права присваивать ученые степени, а также права бастовать в случае несогласия с новыми городскими законами. Студенты, обучавшиеся в них, освобождались от налогов и военной службы, а также были неподсудны никому, кроме университетских судов. Однако не следует забывать, что многие учебные заведения находились под патронажем Католической церкви [2].

Благодаря коммунальным революциям как никогда прежде стали востребованы люди с образованием, а университеты, в свою очередь, стали набирать в большом количестве учеников, что вскоре привело к перепроизводству кадров, так как далеко не все выпускники могли найти работу учителя, служащего канцелярии или получить церковный приход [6; с.59].

Это вынуждало многих безработных и невостребованных выпускников бродить по городам в поисках работы или случайного заработка. Иногда они подрабатывали, занимаясь репетиторством, составлением юридических документов, давали юридические или медицинские консультации [7]. Бродячие студенты сбивались в группы, в которые также могли входить исключённые из университета либо бросившие учёбу за неимением средств школяры[1]. Также они вели кочевой образ жизни из-за университетской специализации, так например, Парижский университет специализировался в богословии, а Болонский в области права [2].

Из-за бродячего образа жизни студенты получили прозвище ваганты (vagantes), означающее в переводе с латыни — бродячий. Первоначально во времена Раннего Средневековья это понятие применялось лишь к священникам без прихода или к покинувшим монастырь монахам, а лишь впоследствии к ним стали относить студентов, а также неимущих выходцев из сёл и городов [3, с.496].

Несмотря на то, что студенты являлись носителями разных языков, для них знавших международный в то время латинский язык, были стёрты все границы, поскольку на нём служили мессы, читали лекции и вели делопроизводство в городах [5; с. 187].

Благодаря этому у них постепенно стала складываться собственная уникальная культура, поскольку знание данного языка помогало им прочитать Библию, а также приобщиться к античной мифологии. Чтобы прокормиться, они стали сочинять латинские славословия и стихи, адресованные благотворителям от пожертвований, которых они кормились. Это были, как правило, аббаты, епископы и светские сеньоры [2].

Они также сочиняли стихотворения, реже прозу, для собственного удовольствия высмеивая церковь и феодалов, нередко они были нарушителями общественного порядка, но из-за неподсудности со стороны светских и церковных судов их не трогали. Однако чрезмерно свободомыслящие ваганты не на шутку тревожили Католическую церковь, которая считала их угрозой для своего авторитета, поэтому она их преследовала и неоднократно осуждала в соборных актах [3, с.496]. Потому ваганты, опасаясь за свою жизнь и свободу, не подписывали своих произведений, из-за чего их многообразная и яркая поэзия является преимущественно анонимной [6; с. 187].

Таким образом, постепенное оживление экономики и накопление научных знаний, создало потребность в образованных людях, что в свою очередь поспособствовали появлению в средневековой Европе университетов. Начавшееся вскоре перепроизводство кадров привело к тому, что многие выпускники стали поневоле вести бродячий образ жизни, перебиваясь случайными заработками.

К ним стали присоединяться различные социальные группы, из которых и сформировались ваганты. Одним из факторов, подтолкнувших их к литературному сочинительству стали голод и острая необходимость в деньгах. Помимо славословий, они в стихах рассказывали о своей непростой жизни желая разжалобить сильных мира сего, чтобы те помогли им. Также, ваганты, сочиняли для собственного удовольствия, нередко совершая в стихотворной форме нападки на всесильную церковь. Но самой большой заслугой данной группы стало то, что она, впитав в себя Античное и Средневековое культурное наследие, создала уникальную литературу, запустившую процесс обмирщения культуры.

Литература:

  1. Библиотека в саду: писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве / Сост. В. А. Эльвова. — М.: Книга, 1985. — 254 с.
  2. Болдаков И. М. Ваганты, странствующие студенты/ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] / И. М. Болдаков. — Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ваганты,_странствующие_студенты. (Дата обращения — 17.12.2021)
  3. Ваганты / Большая Советская энциклопедия: В 51-м томе. Т. 6. / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1951. — С. 496.
  4. Всемирная история. Т. 3. / Отв. ред. Н. А. Сидорова — М.: Госполитиздат, 1957. — 896 с.
  5. Гаспаров М. Л. Ваганты // Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А. Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — С.59–62.
  6. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие/ Сост. и отв. ред. В. Г. Безрогов; Под общ., ред. Т. Н. Матулис. — М.: РОУ, 1996. — 416 с.
  7. Погребная Я. В. История зарубежной литературы Средних веков. [Электронный ресурс] / Я. В. Погребная. — Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/poeziya-vagantov.htm. (Дата обращения — 20.12.2021)
  8. Уваров П. Ю. Университет // Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А. Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — С.544–552.
  9. Нищий студент // Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов / Вступ. статья Б. Пуришева. – М., 1974. – С. 429.

[1] В поэзии вагантов довольно часто говорится о крайней нищете и полном безденежье студентов [9].

Основные термины (генерируются автоматически): сталь, X-XI, XII-XIII, бродячий образ жизни, быль, вагант, город, Католическая церковь, перепроизводство кадров, Раннее Средневековье, собственное удовольствие, студент, университет, уникальная литература.


Ключевые слова

Средневековье, европейские университеты, ваганты, поэзия вагантов

Похожие статьи

Тенденции развития китайской литературы в конце XX века: обзор становления и упадка авангарда, послуживших становлению других течений

В статье рассматриваются особенности развития литературы Китая в конце 20 века. Изучаются основные направления развития литературы того времени. Статья представляет собой обзор становления и упадка авангарда, послужившее становлению других течений. ...

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Развитие естествознания в Средние века и феномен алхимии

В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика...

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей

В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии

Исследуются этапы формирования отечественной либеральной традиции сквозь призму историографической «картины». Приведена история возникновения интеллектуального и политического феномена раннего русского либерализма. В рамках изучения последнего назван...

История становления и развития британских институтов криминологии

В данной работе автором рассматривается история криминологии, а также ее становления и развития в Великобритании как одной из основных стран, которые, имея долгую историю становления криминологической науки, до сих пор продолжают заниматься ее развит...

Похожие статьи

Тенденции развития китайской литературы в конце XX века: обзор становления и упадка авангарда, послуживших становлению других течений

В статье рассматриваются особенности развития литературы Китая в конце 20 века. Изучаются основные направления развития литературы того времени. Статья представляет собой обзор становления и упадка авангарда, послужившее становлению других течений. ...

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Развитие естествознания в Средние века и феномен алхимии

В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика...

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей

В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии

Исследуются этапы формирования отечественной либеральной традиции сквозь призму историографической «картины». Приведена история возникновения интеллектуального и политического феномена раннего русского либерализма. В рамках изучения последнего назван...

История становления и развития британских институтов криминологии

В данной работе автором рассматривается история криминологии, а также ее становления и развития в Великобритании как одной из основных стран, которые, имея долгую историю становления криминологической науки, до сих пор продолжают заниматься ее развит...

Задать вопрос