В статье рассматриваются предпосылки возникновения первых университетов в средневековой Европе и последствия данного процесса, одним из итогов которого стало появление вагантов, создавших уникальную литературу.
Ключевые слова: Средневековье, европейские университеты, ваганты, поэзия вагантов.
Средние века, сменившие Античность, поначалу были периодом всеобщего упадка, но даже в таких условиях кое-где сохранялись островки грамотности и люди, стремившиеся не допустить полного исчезновения наследия минувшей эпохи. В Западной Европе с подачи итальянского гуманиста Ф. Петрарки многие исследователи стали называть это время «тёмными веками», но именно тогда началось постепенное пробуждение интереса к античной культуре.
Так в годы правления Карла Великого (768–814) Франкская империя пережила Каролингское возрождение, ставшее яркой искрой во мраке Средневековья. Тогда науки и искусства после длительного упадка испытали кратковременный подъём [4, с. 163]. Но и тогда не обошлось без потерь. Трагической страницей истории Раннего Средневековья стала утрата многих античных сочинений погибших не только в огне пожаров, но и в результате деятельности священников, уничтожавших «языческие» книги, не вписывавшиеся в рамки христианской идеологии [1, с. 6]. Поразительно, но при этом само же духовенство поспособствовало сохранению и распространению античного наследия, во многом, благодаря которому церковь и обрела монополию на образование.
Этому также поспособствовало то, что средневековые монастыри, обладавшие обширными библиотеками, имели мастерские по переписке книг — скриптории, в которых специально обученные монахи-переписчики делали копии не только религиозной, но и античной литературы [1, с. 6]. Так, одновременно с богослужебными книгами на полках монастырских библиотек накапливались древние произведения, а со временем число этих книг увеличивалось.
К X-XI вв. в Европе произошли существенные перемены: возросло население городов, ожила торговля, начался хозяйственный и культурный подъем, и что немаловажно изменилась техника производства (ремесло отделилось от сельского хозяйства и мастера стали уходить из сёл в города) [4, с. 318]. Так экономические потребности общества стали важнейшими предпосылками для создания монастырских школ, на основе которых, впоследствии, при епископских кафедрах были образованы университеты [8, с. 544].
Города богатели, в них стали концентрироваться купцы, ремесленники и лица, занимающиеся интеллектуальным трудом. Поэтому университеты поначалу стали появляться в городах, через которые, проходили торговые пути, но значительное увеличение их числа произошло только в XII-XIII вв. благодаря Крестовым походам и коммунальным революциям.
Средневековые университеты обладали автономией, которая выражалась в наличии самоуправления, суда, права присваивать ученые степени, а также права бастовать в случае несогласия с новыми городскими законами. Студенты, обучавшиеся в них, освобождались от налогов и военной службы, а также были неподсудны никому, кроме университетских судов. Однако не следует забывать, что многие учебные заведения находились под патронажем Католической церкви [2].
Благодаря коммунальным революциям как никогда прежде стали востребованы люди с образованием, а университеты, в свою очередь, стали набирать в большом количестве учеников, что вскоре привело к перепроизводству кадров, так как далеко не все выпускники могли найти работу учителя, служащего канцелярии или получить церковный приход [6; с.59].
Это вынуждало многих безработных и невостребованных выпускников бродить по городам в поисках работы или случайного заработка. Иногда они подрабатывали, занимаясь репетиторством, составлением юридических документов, давали юридические или медицинские консультации [7]. Бродячие студенты сбивались в группы, в которые также могли входить исключённые из университета либо бросившие учёбу за неимением средств школяры[1]. Также они вели кочевой образ жизни из-за университетской специализации, так например, Парижский университет специализировался в богословии, а Болонский в области права [2].
Из-за бродячего образа жизни студенты получили прозвище ваганты (vagantes), означающее в переводе с латыни — бродячий. Первоначально во времена Раннего Средневековья это понятие применялось лишь к священникам без прихода или к покинувшим монастырь монахам, а лишь впоследствии к ним стали относить студентов, а также неимущих выходцев из сёл и городов [3, с.496].
Несмотря на то, что студенты являлись носителями разных языков, для них знавших международный в то время латинский язык, были стёрты все границы, поскольку на нём служили мессы, читали лекции и вели делопроизводство в городах [5; с. 187].
Благодаря этому у них постепенно стала складываться собственная уникальная культура, поскольку знание данного языка помогало им прочитать Библию, а также приобщиться к античной мифологии. Чтобы прокормиться, они стали сочинять латинские славословия и стихи, адресованные благотворителям от пожертвований, которых они кормились. Это были, как правило, аббаты, епископы и светские сеньоры [2].
Они также сочиняли стихотворения, реже прозу, для собственного удовольствия высмеивая церковь и феодалов, нередко они были нарушителями общественного порядка, но из-за неподсудности со стороны светских и церковных судов их не трогали. Однако чрезмерно свободомыслящие ваганты не на шутку тревожили Католическую церковь, которая считала их угрозой для своего авторитета, поэтому она их преследовала и неоднократно осуждала в соборных актах [3, с.496]. Потому ваганты, опасаясь за свою жизнь и свободу, не подписывали своих произведений, из-за чего их многообразная и яркая поэзия является преимущественно анонимной [6; с. 187].
Таким образом, постепенное оживление экономики и накопление научных знаний, создало потребность в образованных людях, что в свою очередь поспособствовали появлению в средневековой Европе университетов. Начавшееся вскоре перепроизводство кадров привело к тому, что многие выпускники стали поневоле вести бродячий образ жизни, перебиваясь случайными заработками.
К ним стали присоединяться различные социальные группы, из которых и сформировались ваганты. Одним из факторов, подтолкнувших их к литературному сочинительству стали голод и острая необходимость в деньгах. Помимо славословий, они в стихах рассказывали о своей непростой жизни желая разжалобить сильных мира сего, чтобы те помогли им. Также, ваганты, сочиняли для собственного удовольствия, нередко совершая в стихотворной форме нападки на всесильную церковь. Но самой большой заслугой данной группы стало то, что она, впитав в себя Античное и Средневековое культурное наследие, создала уникальную литературу, запустившую процесс обмирщения культуры.
Литература:
- Библиотека в саду: писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве / Сост. В. А. Эльвова. — М.: Книга, 1985. — 254 с.
- Болдаков И. М. Ваганты, странствующие студенты/ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] / И. М. Болдаков. — Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ваганты,_странствующие_студенты. (Дата обращения — 17.12.2021)
- Ваганты / Большая Советская энциклопедия: В 51-м томе. Т. 6. / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1951. — С. 496.
- Всемирная история. Т. 3. / Отв. ред. Н. А. Сидорова — М.: Госполитиздат, 1957. — 896 с.
- Гаспаров М. Л. Ваганты // Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А. Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — С.59–62.
- Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие/ Сост. и отв. ред. В. Г. Безрогов; Под общ., ред. Т. Н. Матулис. — М.: РОУ, 1996. — 416 с.
- Погребная Я. В. История зарубежной литературы Средних веков. [Электронный ресурс] / Я. В. Погребная. — Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/poeziya-vagantov.htm. (Дата обращения — 20.12.2021)
- Уваров П. Ю. Университет // Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А. Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — С.544–552.
- Нищий студент // Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов / Вступ. статья Б. Пуришева. – М., 1974. – С. 429.
[1] В поэзии вагантов довольно часто говорится о крайней нищете и полном безденежье студентов [9].