Данная статья посвящена рассмотрению мнений, которые сложились у деятелей профсоюзного движения о проекте и реализации плана легализации рабочего движения под руководством начальника Московского охранного отделения Сергея Васильевича Зубатова.
Ключевые слова: С. В. Зубатов, зубатовщина, профсоюзное движение, легализация рабочего движения.
В начале XX века в Российской империи различные общественные силы и властные институты пытались реализовать свои проекты по созданию профессиональных союзов рабочих. Революционные партии и движения видели в создаваемых рабочих союзах, будущие ячейки революционной борьбы с капиталом. Другую сторону можно назвать «охранители», в лице С. В. Зубатова и его покровителя Д. Ф. Трепова, которые старались направить рабочее движение в мирное русло и по возможности решить наиболее острые социально-бытовые вопросы рабочих. Как уже было показано в статье, посвященной отношению представителей высшей бюрократии к легальным «зубатовским» союзам, проект С. В. Зубатова не нашел единомышленников и в целом бюрократическая среда с опасением смотрела на реализацию «зубатовского проекта» [7,с.81–86]. Поэтому для создания более общей картины отношения современников к проекту С. В. Зубатова необходимо рассмотреть мнения, которые сложились у идеологов и деятелей профсоюзного движения.
Профсоюзный деятель и русский публицист В. В. Португалов негативно относился к любым проявлениям «зубатовщины»: «Зубатовские общества устраивались агентами правительства, и имели целью скрыть от рабочих истинных врагов их, отвлечь рабочих от всякого интереса к политике и выловить из них среды таких людей, которые способны выяснить рабочим их действительное положение и о том, как надо бороться с хозяевами и покровительствующим им правительством» [6,с.6]. Словом «зубатовские агенты прикидывались «друзьями» рабочих на самом деле всячески старались затушевать рабочее дело, представить его в таком виде, в каком это было желательно для полицейского правительства» [6,с.6–7]. Отдельно В. В. Португалов отмечает то обстоятельства, что в «обществах» этих процветали подкупы рабочих, взаимное наушничанье, доносы, шпионство, все это вносило в товарищескую семью рабочих один разврат» [6,с.7]. Однако, со временем рабочие стали отмежёвываться от этих организаций, вскоре слово «зубатовщина» стала означать что то грязное и подозрительное. Зубатовские «общества взаимопомощи», по замечанию В. В. Португалова носили другой характер, чем вне правительственные, независимые профессиональные, и серьезной пользы рабочим приносить не могли.
Профессор В. В. Святловский, русский экономист, идеолог профсоюзного движения, один из организаторов первых российских профсоюзов впоследствии писал: «рабочие понемногу выяснили истинный характер и задачи этого движения. Поднятое зубатовцами движение с течением времени стало развиваться как чисто рабочее движение. От него постепенно отпадал налет зубатовщины. Вскоре само правительство разочаровалось в своем «новом курсе». Департамент полиции перестал выдавать деньги. Рабочие остались рабочими, и ядро зубатовских организаций начало проникаться революционно-пролетарским духом… Освободившись от зубатовщины, рабочий класс теперь уже сознательно и определённо, становится на классовую точку зрения» [8,с.83,86].
Российский правый социал-демократ («экономист»), деятель профсоюзного движения (Московское Центральное бюро профсоюзов), кооперативист, А. А. Евдокимов, открещиваясь от зубатовских рабочих союзов пишет категорично «до 1905 года в России не было открытых рабочих союзов. Профессиональные рабочие организации, имеющие целью борьбу за улучшение условий труда, действовали нелегально, и их было немного — «Союз типографов» в Москве и «Союз щетинщиков» в Северо-западном крае» [4, с. 1].
Также от зубатовских обществ отрекается М. Л. Хейсин: «Профессиональное движение в России еще очень молодо. Оно развивается при самых неблагоприятных внешних условиях. Возникло оно — я говорю о настоящем профессиональном движении, опуская зубатовщину, после 9 января» [9, с. 140].
Член РСДРП и основоположник профсоюзного движения «Группа единства и независимости профсоюзов» П. Н. Колокольников, писавший под псевдонимом К.Дмитриев не скрывал своей радости, что зубатовские «общества начинают терять прежний характер, и, в разрез с утверждёнными в министерских канцеляриях уставах, захватным путём превращаются в боевые статичные союзы» [3, с. 6]. В след за другими деятелями профсоюзного движения П. Н. Колокольников отмечает, что рабочие в новообразованных союзах стараются всячески отделить себя от «зубатовского» прошлого: «Большинство московских обществ слишком явно носило на себе каинову печать отца своего Зубатова, с пробуждением сознания рабочих они все более хирели и чахли.
Дни зубатовских обществ сочтены. Рабочие спешат отмежеваться от них. Центральное Бюро профсоюзов не принимает представителей от них в свою среду» [3, с. 6].
Сами деятели профсоюзов и рабочие, вступившие в профсоюз в последствии отмечают негативную роль зубатовских рабочих организаций «рабочие наученные горьким опытом зубатовских союзов вообще очень боязливо относятся ко всякой организации [5,с.25]. Кондитеры на митинге заявляют, что «деятельность зубатовцев…не может быть допустима впредь ни в каких размерах. В виду этого начавшееся профессиональное движение вообще и кондитеров в частности, должно быть ограждено от вторжения агентов зубатовщины. Возникающий профессиональный союз кондитеров не имеет ничего общего со старым зубатовским союзом [1, с. 16–17]. Как отмечал П. Н. Колокольников: «Надо заметить, что враждебное отношение к зубатовцам особенно сильно в тех профессиях, где они раньше имели успех» [3, с. 7–8].
Более того 6-го октября 1905 в Москве состоялась 1-я Конференция представителей Профессиональных рабочих организаций, в ней принимали участие представители крупнейших организаций Москвы: Московский союз столяров, Московский союз рабочих ювелирного цеха, Общество взаимопомощи русских техников в Москве, группа рабочих механического завода Гоппера и Бромлея и др. На конференции так же присутствовали представители из Харькова, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринославля. На этой конференции было «единогласно признано недопустимым участие на съезде так называемых «зубатовских» обществ» [4, с. 5–7].
На собраниях депутатов текстильных рабочих попытки зубатовцев доказать, что их общества скрыто, делали то же, к чему явно стремятся новые профсоюзы, встречали суровый отпор [1, с. 16–17]. В новой политической реальности, которую диктовала революция, все старания зубатовцев стать своими для рабочих потерпели крах, как замечал П. Н. Колокольников: «В Москве было несколько попыток преобразовать общества взаимопомощи в профессиональные союзы, удалось из них более-менее только одна» [1, с. 16–17].
Как мы смогли убедиться, сочувствующих проекту С. В. Зубатова в стане профсоюзных деятелей не нашлось. Кооператоры, экономисты, и другие общественные деятели, которые вполне могли помочь ему в осуществлении плана легализации рабочего движения наотрез отказывались сотрудничать с С. В. Зубатовым и его обществами, видя в них полицейскую ловушку. Впрочем, сложившиеся мнения не должны нас удивлять, так как большинство деятелей профсоюзного движения относились к так называемому левому лагерю и были членами РСДРП и Трудовой народно-социалистической партии, поэтому любые проекты, предлагаемые полицией или правительством, встречали в штыки. Правых же профсоюзных деятелей не существовало. Идеологи правого направления старались не придавать большого значения «рабочему вопросу», а деятельность по созданию союзов рабочих вредную и не желательную, так русский националист и монархист Вязигин А. С. писал: «Рабочие союзы составляют ткань революции…В огромном большинстве случаев профессиональные союзы — это стачечные организации, и радикалы хлопочут о них исключительно в видах мобилизации бунта» [2, с. 69]. Таким образом организация различных рабочих союзов и организаций была отдана на откуп представителям революционного движения.
Литература:
- Бюллетени Музея содействия труду.1905. № 2.
- Вязигин А. С. «Гололобовский инцидент». - Харьков: Типография журнала «Мирный труд», 1909.
- Дмитриев К.Профессиональные союзы в Москве.-СПБ.:Новая Типо-Лит. Бузе и Лассман, 1906.
- Евдокимов А. А. Справочные сведения по объединению профессиональных рабочих союзов в России / Составил А. Белин. М.: Типография Д. Н. Бутаева, 1906.
- Первая областная конференция профессиональных союзов по обработке волокнистых веществ Московского промышленного района. М - 1907.
- Португалов В. В. Союзы рабочих в России. Возникновение, организация и задачи рабочих союзов в России.-М.: Типография Г. Лисснера и Д.Собко, 1906.
- Российский исторический процесс//Гусев А. Н. «Зубатовские» общества в оценке представителей высшей бюрократии Российской империи начала XX века. - М.: МГОУ, 2016. С. 81–86.
- Святловский В. В. История профессионального движения в России. О возникновения рабочего класса до конца 1917 года. - Л.: Издание Губернского Совета Профессиональных Союзов,1925.
- Хейсин М. Л. Профессиональные рабочие союзы (сущность их, организация, деятельность и средства борьбы). - СПБ.: Типография т-ва «Общественная польза», 1907.