К вопросу о генезисе марксизма в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 703 раза

Библиографическое описание:

Борисов, Д. П. К вопросу о генезисе марксизма в России / Д. П. Борисов, В. А. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65527/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье подробно рассматривается вопрос зарождения и развития первых марксистских организаций в России. В статье обосновывается необходимость дальнейшего изучения деятельности материалов группы «Освобождения труда».

Ключевые слова: марксизм, Г. В. Плеханов, группа «Освобождения труда».

Марксизм в России зародился не просто как результат механического переложения постулатов К. Маркса и Ф. Энгельса на русскую почву, но как своеобразный синтез отдельных положений учения К. Маркса и Ф. Энгельса с элементами русского «общинного»" социализма, что в итоге положило начало появлению такого феномена как «русский марксизм», не вполне понятый современниками и потомками. «Русский марксизм» — это творческое осмысление наследия основоположников марксизма с переложением их теории на реалии российской действительности.

Предтечей «идейного кроссинговера» можно считать П. В. Анненкова и Н. И. Сазонова, которые стремились через постижение опыта научных изысканий западных философов, экономистов найти пути решения проблем, стоящих перед российским обществом к 40-ых-50-ых гг. XIX века. Это было связано с тем, что сама идея русского «общинного» социализма, ровно как и учение К. Маркса и Ф. Энгельса, находились на стадии своего становления; отдельные взаимопроникновения, «взаимопереливания» на данном этапе были необходимым условием развития общественной мысли. К. Маркс, выстраивая свою систему видения мира, опирался на более концептуальную традицию западного общества, поэтому неудивительно, что русская эмиграция перенимала ряд прогрессивных, на её взгляд, положений и постулатов. Наиболее прогрессивная часть русской интеллигенции конца 40-ых была восприимчива к творческому осмыслению веяний, приходящих из-за рубежа. Марксизм как учение, основанное на принципах диалектического материализма, формируется «в период становления и утверждения в Европе индустриального общества [3].

Относительно «цельный вид» учение К. Маркса и Ф. Энгельса приобретает к концу второй трети 19 века, т. е. к середине 60-ых гг. В этот период в России происходит мощнейший подъём общественной мысли, формируется относительная теоретическая база народничества. Целый ряд деятелей русского революционного движения «называют» себя «учениками Маркса», в частности, М. А. Бакунин [2, c. 166], Н. И. Утин [4, c.49] Популярность Марка в народнической среде косвенно доказывает тот факт, что Русская секция Интернационала избрала К. Маркса своим «почётным председателем».

Но сам этап зарождения и распространения марксистской мысли в России напрямую связан с деятельностью группы «Освобождения труда», лидером и идеологом которой являлся Г. В. Плеханов. А. С. Ильин справедливо отмечал, что «группа «Освобождения труда» проделала большую работу по распространению марксизма в России как путём перевода произведений …так и путём популяризации и обоснования вопросов марксистской теории применительно к русского революционному движению» [1.c 13]. В группу «Освобождения труда» в разное время входили: П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Игнатов, С. М. Ингерман, В. И. Засулич.

Ключевое историческое значение деятельности «освобожденцев», на наш взгляд, состоит именно в том, что они оказали решающую роль в популяризации марксизма как учения в целом, и как метода познания в частности. На русский язык «освобожденцы» перевели такие крупные произведения основоположников марксизма, как: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Наёмный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Нищета философии» и ряд других. Ф. Энгельс уделял особое внимание к распространению наследия К.Маркса в России, так в письме от 6.03.1884 к В. И. Засулич он отметил, что «..для меня и для дочерей Маркса будет праздником тот день, когда появиться в свет «Нищета философии» в русском переводе» [4, c.305–306]. Сам же марксизм в России зародился не как механический результат заимствования политического учения из Запада, а как цельное научное течение философской мысли, учитывающее определённые социально-политические особенности России.

«Освобожденцы» же вели с ожесточённую полемику со своими «бывшими товарищами» по революционному делу — народниками, дабы привлечь на свою сторону большее число сторонников. Г. В. Плеханов командировал в России революционера С.Гринфеста с целью установил контакт с кружком «благоевцев» [6, c 193]. Кружок Д.Благоева, состоявший из 40 «активных» членов, в 1884–1887 гг., активно распространял социал-демократическую литературу. Д.Благоев сумел организовать три подпольные типографии. В начале 1884 г. благодаря помощи германских социалистов в Петербург прибыло огромное количество марксистской литературы, в том числе 250 экземпляров книги Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», «Чего хотят социал-демократы» и ряд других брошюр.

К 1887–1889 гг. группа «Освобождение труда» сумела наладить прочные контакты с первыми рабочими кружками, в частности с группами П. В. Точисского и М. И. Бруснева. Группа «Освобождения труда» играла значимую идеологическую роль, служа «своеобразным» мозговым центром российского революционного рабочего движения. В крупных промышленных центрах к концу 80-ых гг., стали появляться «марксистские» ячейки. «Брусневцы» переняли программу «Освобождения труда» и предприняли попытку связать теорию политической борьбу с массовым статечным движением, что у них бы и получилось бы, если бы не арест Бруснева и Афанасьева в апреле 1892 года. Избежавшие наказание члены группы не прекратили свою революционную деятельность, «разъехались» в разные города Центральной России, продолжая распространять учение К. Маркса. В начале 1890-ых группа Ю. О. Мартова устанавливает контакты с Плехановым и принимает название «Петербургская группа „Освобождение труда»».

Группа «Освобождение труда» заложила идеологический фундамент для первых рабочих революционных организаций. В этом и заключается, пожалуй, её ключевая историческая роль. Экономическое учение Маркса получило широкое распространение среди русской интеллигенции в конце 19 — начале 20 вв. Проекты группы «Освобождения труда» провозгласили тезисы о «применимости» капитализма к России, о необходимости осуществления буржуазно-демократической революции. Плеханов и его группа считали, что «…более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России».. [5, c. 349].

Плеханов и его группа в программе провозглашали, что социал-демократы всех стран должны стремиться к коммунистической революции, условием которой является победа диктатуры пролетариата в цивилизованных странах. Россия, по мнению Г. В. Плеханова, стояла на пороге буржуазно-демократической революции. Плеханов видел только две революционные силы в российском обществе: буржуазию и пролетариат, явно недооценивая при этом «революционность» крестьянства.

С 1883 по 1895 гг. Плеханов и его группа разработали ряд программных установок для русских социал-демократов. Дальнейшее изучение которых позволит нам дать ответы на ряд ключевых вопросов истории нашего государства. Отметим, однако же, что дальнейшее изучение развития революционных социалистических идей в их динамике, в взаимосвязи позволит нам понять те глубинные противоречия, с которыми столкнулось российское общество конца 19-начала 20 вв.

Сейчас же мы можем с полной уверенностью сказать, что именно «освобожденцы» заложили основы для соединения марксистской идеологии с массовым рабочим движением. Ключевую роль в этом процессе сыграл Г. В. Плеханов, перу которого и принадлежит большая часть трудов группы «Освобождения труда»; без изучения политического наследия которого невозможно понять природу тех социальных потрясений, которые свершились в России в начале XX века.

Литература:

  1. А. С. Ильин. Г. В. Плеханов — выдающийся пионер марксизма в России. М., 1956. А. С. Ильин. Г. В. Плеханов — выдающийся пионер марксизма в России. М.:Госполитиздат.1956.56 с.
  2. К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. М., 1967. 810 с.
  3. Михайловский В. С. Неомарксизм вчера, сегодня, завтра.Электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс]//elib.bsu.by. Минск., 2017. URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/160219/1/Михайловский %20Неомарксизм %20вчера %20сегодня %20завтра.pdf (дата обращения 23.11.2019)
  4. Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическим деятелями. М.: Госполитиздат, 1951.376 с.
  5. Г. В. Плеханов. Соч.: в 24 т. Т.2. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1923–1927. 409 c.
  6. Полевой Ю. З., Зарождение марксизма в России. 1883–94 гг., М., 1959.568 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Маркс, Энгельс, буржуазно-демократическая революция, группа, начало, российское общество, ряд, учение.


Ключевые слова

марксизм, Г. В. Плеханов, группа «Освобождения труда»

Похожие статьи

Зарождение идеологии тюркизма

Данная статья посвящена изучению процесса формирования и распространения идеологии пантюркизма на территории тюркского государства. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на развитие пантюркизма и описываются концепции известных тюркологов,...

История подготовки педагогических кадров в России

В данной статье автором исследована история развития профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей школы в России. В статье изложены требования к педагогической подготовке преподавателей и необходимость получения дополнительного пед...

К вопросу об историческом развитии института дисциплинарной ответственности в России

В статье автор проводит анализ научных источников об истории развития дисциплинарной ответственности в России и законодательных актов периода с начала XVIII века до новейшего периода в истории России, касающихся вопросов дисциплинарной ответственност...

Марризм, или Новое учение о языке Николая Марра

В данной статье рассматривается такое явление советской лингвистики, как «марризм», или же «новое учение о языке». Затронуты периоды зарождения марризма, его суть, а также то, как данная теория была опровергнута и, в конце концов, отвергнута советски...

Теоретические аспекты влияния марксистского учения на формирование социалистического движения в России и Италии в конце XIX — начале ХХ века: сравнительный анализ

Данная статья является продолжением научно-исследовательской работы «Социалистическое движение в России и Италии в конце XIX — начале ХХ в.: сравнительное исследование». В данной статье автор рассматривает период распространения марксизма в России и ...

Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе

Развитие коллектива является основополагающим компонентом становления и развития личности. В данной статье рассмотрена различные аспекты педагогов и психологов, занимавшихся изучением коллектива.

Предпосылки становления профессиональной подготовки учителей в России в XVIII веке

В статье рассматривается становление профессиональной подготовки учителей в России в XVIII веке в контексте развития профессионального образования, обусловленного социальными, экономическими и политическими тенденциями данного периода. Рамку анализа ...

Особенности изучения темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года» в 8 классе средней школы

Статья посвящена сопоставлению учебников по истории России разных авторов в разрезе темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года». Автор статьи показывает наличие существенных расхождений в форме подачи материала, методической...

Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе

Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...

Развитие науки международного частного права на рубеже XX–XXI веков

В статье рассматриваются особенности формирования системы научных знаний в отношении международного частного права до и после распада советской государственности. Анализируется положение постсоветской науки в рамках масштабных внутриполитических проц...

Похожие статьи

Зарождение идеологии тюркизма

Данная статья посвящена изучению процесса формирования и распространения идеологии пантюркизма на территории тюркского государства. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на развитие пантюркизма и описываются концепции известных тюркологов,...

История подготовки педагогических кадров в России

В данной статье автором исследована история развития профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей школы в России. В статье изложены требования к педагогической подготовке преподавателей и необходимость получения дополнительного пед...

К вопросу об историческом развитии института дисциплинарной ответственности в России

В статье автор проводит анализ научных источников об истории развития дисциплинарной ответственности в России и законодательных актов периода с начала XVIII века до новейшего периода в истории России, касающихся вопросов дисциплинарной ответственност...

Марризм, или Новое учение о языке Николая Марра

В данной статье рассматривается такое явление советской лингвистики, как «марризм», или же «новое учение о языке». Затронуты периоды зарождения марризма, его суть, а также то, как данная теория была опровергнута и, в конце концов, отвергнута советски...

Теоретические аспекты влияния марксистского учения на формирование социалистического движения в России и Италии в конце XIX — начале ХХ века: сравнительный анализ

Данная статья является продолжением научно-исследовательской работы «Социалистическое движение в России и Италии в конце XIX — начале ХХ в.: сравнительное исследование». В данной статье автор рассматривает период распространения марксизма в России и ...

Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе

Развитие коллектива является основополагающим компонентом становления и развития личности. В данной статье рассмотрена различные аспекты педагогов и психологов, занимавшихся изучением коллектива.

Предпосылки становления профессиональной подготовки учителей в России в XVIII веке

В статье рассматривается становление профессиональной подготовки учителей в России в XVIII веке в контексте развития профессионального образования, обусловленного социальными, экономическими и политическими тенденциями данного периода. Рамку анализа ...

Особенности изучения темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года» в 8 классе средней школы

Статья посвящена сопоставлению учебников по истории России разных авторов в разрезе темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года». Автор статьи показывает наличие существенных расхождений в форме подачи материала, методической...

Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе

Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...

Развитие науки международного частного права на рубеже XX–XXI веков

В статье рассматриваются особенности формирования системы научных знаний в отношении международного частного права до и после распада советской государственности. Анализируется положение постсоветской науки в рамках масштабных внутриполитических проц...

Задать вопрос