Наука и образование в утопиях Томаса Мора и Фрэнсиса Бэкона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 10.06.2020

Статья просмотрена: 2479 раз

Библиографическое описание:

Мызгина, А. В. Наука и образование в утопиях Томаса Мора и Фрэнсиса Бэкона / А. В. Мызгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71506/ (дата обращения: 22.11.2024).



В исследовании анализируются взгляды на образование, воспитание и труд в произведениях утопического жанра: «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Определяется место и роль науки в утопических государствах.

Ключевые слова: утопия, Т. Мор, Ф. Бэкон, образование, воспитание, наука, труд.

В истории утопии возникали разные взгляды на идеальное устройство жизни человека. С момента появления «Утопии» Томаса Мора впервые были заложены традиции утопического жанра в литературе. В истории общественной мысли утопическая литература всегда привлекла внимание исследователей к проблемам государственного и общественного строя в утопиях. Однако исследователи уделяли мало внимания вопросам образования и воспитания. Усиление внимания к данной проблеме связано непосредственно с тем, что образование играет важную роль в жизни человека. Поиск идеальной системы образования и воспитания остается актуальным и в наше время.

В данном исследовании анализируются следующие английские утопии: «Утопия» Т. Мора и «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.

Томас Мор и гуманисты эпохи Возрождения выступали против схоластики и соответствующей ей системы образования, чтобы путем просвещения сделать жизнь людей гуманнее и справедливее, опираясь на идеи христианства [7; 36]. В «Утопии» Т. Мора образованию и воспитанию отведено особое место. По замыслу автора, оно включает в себя духовное и физическое развитие. Так, в разделе «О занятии ремеслами» Т. Мор пишет следующее: «У всех мужчин и женщин есть только одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают» [4; 66]. Кроме земледелия, жители Утопии должны изучать ремесло. В стране, в которой отсутствует частная собственность, жители трудятся на благо общества. Утопийцы осознали необходимость добиваться личного счастья совместным трудом, следуя новому принципу коллективизма — антиподу индивидуализма. [8; 66]. Труд обязателен для всех, но разные виды труда не равны друг другу по достоинству, так же как не равны и люди [4; 94]. Следовательно, труд в утопии обязателен для всех и труду обучают всех с детства при помощи игры.

Программа умственных занятий гармонически сочетается с физическими упражнениями и трудом. Предусматривается внешний контроль над выполнением обязанностей жителей утопии. Исключением является занятие науками в свободное время от ремесла и земледелия. «И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых» [4; 71]. Таким ученым автор дает возможность занимать должности «послов, духовенства, траниборов и глав государства» [4; 71]. Поэтому тем, кто желает войти в сословие ученых, необходимо проявить к этому способности и талант. Также, ученые могут обучать наукам любых других желающих в специально отведенные часы отдыха в Утопии. Однако, если ученый не оправдал надежду, то он обратно возвращается к занятию ремеслу [4; 134]. Кроме того, отдельно обучением мальчиков и юношей занимаются священники, по их рекомендации производится выделение граждан «для основательного прохождения наук» [4; 136]. Английский мыслитель выражал мечту гуманистов о том, чтобы обществом управляли люди наиболее образованные и добродетельные [3; 95].

А. Л. Мортон утверждает, что образование у Т. Мора представлено в виде непрекращающейся попытки постичь мир. В ней участвует весь народ. Если и выделялись люди, специально посвятившие себя наукам, то они не составляли замкнутой касты, отгораживавшейся от народа, но были передовым отрядом, вождями движения, к которому мог примкнуть любой и каждый. Ученость ценилась и уважалась не как нечто самодовлеющее или признак особой социальной принадлежности, но как средство для полного развития человеческих способностей [5; 34].

Следовательно, для Т. Мора, справедливо, то общество, в котором, чтобы стать ученым, необходимо проявить свои способности и талант. Только ученые получают доступ к власти и решают главные проблемы в идеальном государстве. Совместный труд — это счастье для людей, он объединяет всех, «и в итоге у них получается изобилие во всем» [4; 72]. В этом обществе люди равны и имеют равный доступ к занятию наукам, все с детства обучаются, и только самые способные получают дополнительные возможности.

Другая утопия, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона повествует об обществе, в котором образование и наука занимают центральное место. Название «Новая Атлантида» связана с трудом Платона «Атлантида», и главным ее отличием является жизненность и независимость Атлантиды от разрушительных сил природы [2; 137–138]. В этом произведении под видом описания утопического государства, излагается программа государственного колледжа экспериментальных наук [2; 144]. Сочинение Ф. Бэкона повлияло на общеевропейское движение за создание научных академий. [2; 138].

Гуманисты Нового времени отводили науке и образованию особую роль. В огромных успехах техники производства и в способности человека подчинять себе окружающий его мир и свою собственную судьбу гуманисты черпали уверенность в будущем прогрессе человечества. Гуманисты верили в то, что человек в состоянии собственными руками и разумом добыть счастье в этом мире. Человека и природу они рассматривали не в противопоставлении друг другу, а в их единстве [6; 91].

Автор воображаемого государства описывает «Соломонов дом», в котором избранные ученые располагают различными материалами и сооружениями для научных изобретений посредством опытов и экспериментов. «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным» [1; 263]. Замкнутость и элитарность сочетается в нем с универсальностью его функций. Общее число полноправных членов Дома невелико — 36 человек [2; 153]. Помимо основных членов Дома Соломона, имеется какое-то число новопосвященных и учеников, а также многочисленные слуги и помощники. [2; 154].

«Не каждое изобретение может быть обнародовано обществу и государству, некоторые из них должны храниться в тайне среди ученых» [1; 273]. Тем самым, разрешалась социально-этические проблемы, связанные с ответственностью за последствия научных открытий [2; 162].

Как и в «Утопии» Т. Мора, труд — это основа жизни и счастья людей. Однако в работе Ф. Бэкона уделено мало внимания социальной стороне жизни в утопии. Между тем, Ф. Бэкон рассматривал поиск знания как высшую цель человеческой деятельности и как высшее наслаждение человека. [2; 156]. Наука, прогресс знания выступают в «Новой Атлантиде» как единственный врачеватель язв и пороков общества и человека, как сила, способная самостоятельно преобразовать общество, сделать его счастливым и процветающим [2; 160].

«Бэкон больше всего расходится с Мором во взглядах на воспитание. Для Мора воспитание было делом общественным и коллективным, имевшим целью умножить счастье всего народа и обогатить его интеллект. Для Бэкона это было занятием коллегии специалистов, самым щедрым образом награждаемых государством и работающих в совершенной изоляции от масс» — утверждает историк А. Мортон [5; 40]. Но, как следует из работы Т. Мора, самые способные и талантливые имеют право входить с состав ученых, которые освобождаются от физического труда и получают доступ к управлению государством.

Следовательно, в утопии «Новая Атлантида» Ф. Бэкон отводит образованию и науке высокое положение в государстве. Наука определяется как движущая сила в развитии государства и общества. К занятию наукой допускается ограниченное количество лиц. Однако нам ничего не известно про обучение и воспитание детей. Работа Ф. Бэкона считается незаконченной, так как не все сферы жизни затронуты в утопии.

Таким образом, образование и воспитание на примере данных утопий имеет ряд схожих идей: единство духовного и физического развития жителей утопии; самые талантливые и способные допускаются к занятию науками; образование и воспитание начинается с детства; в каждой из утопий труд в почете. В утопии Т. Мора образование представляет собой обязательный институт, через который должны пройти все жители утопии. В то время как в утопии Ф. Бэкона доступ к образованию должны получать самые способные и талантливые. Однако авторы утопий рисуют государство, в которых наука и образование занимают почетное место. Благодаря этому в утопическом государстве процветает спокойствие и справедливость со стороны правителей. Авторы утопий не обходят вниманием деталей каждой стороны жизни в утопии и описывают преимущества воображаемых ими государств. Многие из этих идей остаются полезными и необходимыми для реализации в мире равенства и справедливости, к которым всегда стремились мыслители разных эпох.

Литература:

  1. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Мор Т. Утопия; Кампанелла Т. Город Солнца; Бэкон Ф. Новая Атлантида / Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон; пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского / пер. с англ. З. Александровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 227–275
  2. Карев В. М. «Новая Атлантида» и «Утопия». Из истории утопической мысли в Англии в XVI-XVII вв. // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 133–166
  3. Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991. — 288 с.
  4. Мор Т. Утопия // Мор Т. Утопия; Кампанелла Т. Город Солнца; Бэкон Ф. Новая Атлантида / Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон; пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского / пер. с англ. З. Александровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 5–148
  5. Мортон А. Л. Английская утопия. — М.: Иностранная литература, 1956. — 277 с.
  6. Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. М.: Прогресс, 1970. — 256 с.
  7. Осиновский И. Н. Томас Мор в истории ренессансного гуманизма // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 7–45
  8. Сапрыкин Ю. М. О гуманистическом индивидуализме в политической мысли Англии в XV — начале XVI в. // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 46–67

 Должностное лицо по общественным делам в утопическом государстве.

Основные термины (генерируются автоматически): Атлантида, Мор, образование, утопия, наука, воспитание, общество, труд, совместный труд, утопический жанр.


Ключевые слова

воспитание, образование, труд, наука, утопия, Т. Мор, Ф. Бэкон

Похожие статьи

Анализ романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» через концепцию естественного человека

Концепция естественного состояния занимала умы таких крупных философов, как Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо. Эпоха Просвещения продолжила этот вопрос в виде концепции естественного человека. В данной статье автор размышляет над тем, насколько р...

Томас Кранмер — главный идеолог английской реформации

В статье автор анализирует источники Реформации в Англии и рассматривает их значение в деятельности Томаса Кранмера.

Концепт «Государство» в романе Дж. Клавелла «Тай –Пэн»

В статье рассматривается репрезентация концепта «государство» в романе Дж. Клавелла «Тай-Пэн» в английской и китайской культурах.

Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права в работе «Два трактата о правлении»

В данной статье рассматривается взгляд Джона Локка на происхождение государства.

Развитие естествознания в Средние века и феномен алхимии

В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика...

Сравнительный анализ теорий общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка

В статье авторы проводят сравнительный анализ взглядов Джона Локка и Томаса Гоббса на развитие теории общественного договора, возникновении государства и естественном праве человека.

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

В статье широко рассмотрена проблема двоемирия в творчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных ...

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Происхождение государства и права в работе Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

В данной статье рассматривается взгляд Томаса Гоббса на происхождение государства.

Лингвокультурологическая репрезентация фантазийных концептов в цикле К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»

В статье представлены примеры и формы лингвокультурологической репрезентации фантазийных концептов в цикле Клайва Степлза Льюиса «Хроники Нарнии». В данном исследовании рассмотрено понятие «концепт», виды репрезентации концепта, а также рассмотрены о...

Похожие статьи

Анализ романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» через концепцию естественного человека

Концепция естественного состояния занимала умы таких крупных философов, как Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо. Эпоха Просвещения продолжила этот вопрос в виде концепции естественного человека. В данной статье автор размышляет над тем, насколько р...

Томас Кранмер — главный идеолог английской реформации

В статье автор анализирует источники Реформации в Англии и рассматривает их значение в деятельности Томаса Кранмера.

Концепт «Государство» в романе Дж. Клавелла «Тай –Пэн»

В статье рассматривается репрезентация концепта «государство» в романе Дж. Клавелла «Тай-Пэн» в английской и китайской культурах.

Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права в работе «Два трактата о правлении»

В данной статье рассматривается взгляд Джона Локка на происхождение государства.

Развитие естествознания в Средние века и феномен алхимии

В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика...

Сравнительный анализ теорий общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка

В статье авторы проводят сравнительный анализ взглядов Джона Локка и Томаса Гоббса на развитие теории общественного договора, возникновении государства и естественном праве человека.

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

В статье широко рассмотрена проблема двоемирия в творчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных ...

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Происхождение государства и права в работе Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

В данной статье рассматривается взгляд Томаса Гоббса на происхождение государства.

Лингвокультурологическая репрезентация фантазийных концептов в цикле К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»

В статье представлены примеры и формы лингвокультурологической репрезентации фантазийных концептов в цикле Клайва Степлза Льюиса «Хроники Нарнии». В данном исследовании рассмотрено понятие «концепт», виды репрезентации концепта, а также рассмотрены о...

Задать вопрос