Каким должен быть настоящий ученый | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бляхер, П. Л. Каким должен быть настоящий ученый / П. Л. Бляхер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33073/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен исторический экскурс к моменту возникновения науки, ученых и их особого рода деятельности. Анализируются такие черты ученого, как научная честность, общая эрудиция, профессиональная ответственность. Затрагивается вопрос о фокусе «служения» каждого ученого.

Ключевые слова: ученый, научная честность, истинность, профессионализм ученого.

Вопрос, вынесенный в заголовок, не простой и не очевидный. Для начала стоит разобраться в том, кто такие ученые, зачем они? Хотя часто можно встретить фразу в учебниках, что такой-то науке «более двух тысяч лет», науки намного моложе. Они возникают на рубеже эпохи Возрождения и Нового времени. До того были знания, был опыт. Древние люди возводили пирамиды, строили базилики и крепостные стены, изготавливали сложные механизмы. Много, что делали. Почему же не было науки. Все просто. Не было ученых и их, особого, рода деятельности. Зачем же они? Подумаем вместе.

Дело в том, что эпоха Нового времени была, прежде всего, эпохой «гонки за инновациями». От того, какая держава сможет скорее внедрить у себя новый тип производства, новое вооружение, новый боевой порядок зависело само существование государств. Проигравшие страны гибли, разорялись, влачили жалкое существование. Так, в эту эпоху гибнет Великая испанская империя, про которую говорили, что там «никогда не заходит солнце». Гигантская территория, многочисленная армия, огромные «американские богатства» (золото и серебро) не спасли ее от государств лидеров. Но проблема в том, что люди очень неохотно меняют привычный тип деятельности и привычные условия жизни. Да и любая инновация всегда сопряжена с «инновационной деструкцией». Ведь, чтобы внедрить что-то новое, нужно сначала что-то разрушить. А это «что-то» может оказаться чьим-то делом, чьим-то домом. Для того, чтобы инновация внедрялась, она должна обладать статусом истины. Именно таким образом внедряла инновации (наделяя их сакральным статусом) церковь.

Но церковь делала это очень медленно и с оглядкой, а мифология и того медленнее. Да и авторитет церкви после эпохи Реформации был существенно подорван. Вот и возникла структура, профессионально ответственная за производство и внедрение инноваций — наука. Правда, наукой в тот момент была, прежде всего, механика. Юриспруденция, философия и филология числились в разряде «мертвых» наук. Позже, в XIX столетии они вольются в содружество наук и составят гуманитарные науки.

Так продолжалось еще полтора-два столетия, пока мир не взорвался Великой Французской революцией. Казнь короля («тела народа»), появление и исчезновение в никуда политических гигантов, калейдоскоп событий, войн, империй. Здесь уже перед людьми вставал вопрос не о том, как сделать мир удобнее, а о том, что это такое — мир? Подчиняется ли эта безумная и изменчивая реальность хоть каким-то закономерностям? Ответ на этот вопрос и попытались дать науки, которые сегодня мы называем общественными. Это — экономика, социология, политология, психология и др. Когда сегодня я слышу, что, дескать, в науке так, а на самом деле иначе, мне становится грустно. Видимо, или этот человек ничего не понимает в науке, или плоха сама наука, которая не может описать и объяснить реальность. Нужно срочно ее совершенствовать. Поскольку смысл общественной, да и любой другой науки, состоит в том, чтобы дать нам понимание мира, то никакого «на самом деле» просто нет. Как нет, и не может быть науки «понарошку». Предмет ученого — реальность. Если неожиданно предметом человека, который называет себя ученым, становится политическая справедливость, гуманизм, мудрые решения начальства или что-то иное, столь же замечательное, то он просто не ученый. Это не значит, что он плохой человек. Просто он неправильно определил свою профессиональную принадлежность. Ученый служит одной королеве — истине. Других у него быть не может. Это, собственно говоря, и называется научной честностью.

Впрочем, научная честность, понятие обширное. Не менее важно здесь четкое и корректное использование процедур, прозрачность данных, проверяемость выводов. Любой человек, который использует эти же методы и эти же данные должен прийти к тем же выводам. Если этого нет, то перед нами догадка, гипотеза или художественное произведение. Только не научный труд. Мир он не объясняет. Есть еще одна важная вещь. В отличие от своих великих предшественниц — мифологии и религии — наука основана не столько на вере, хотя этот элемент там и присутствует неявно, но на возможность опытной проверки. Когда ученый слышит или читает какие-то выводы, то первый вопрос, который он себе задает, на каких данных (статистика, наблюдение, эксперимент и т. д.) основан этот вывод? Если данные не указаны, то никакая ссылка на величие говорящего не может быть аргументом в пользу достоверности выводов. Не менее важный вопрос, а могли ли эти данные, в принципе, быть получены? К сожалению, все чаще мы встречаем и в интернете, да и в учебниках высказывания типа «ученые доказали», «медики установили». Если нет объяснения, как они доказывали, то цена этим «доказательствам» не высока. Конечно, науки разные. Различаются их аргументы и способы сбора данных. Но сам тип доказывания, построения научного вывода общий. Это и позволяет отличить науку от любой другой сферы деятельности.

Отсюда не менее важная черта ученого — общая эрудиция. Не редко люди гордятся своей односторонностью, ошибочно называя ее профессионализмом. К сожалению для этих людей, они льстят себе. Это не профессионализм, а ремесленничество. Профессиональный ученый — это не только человек, разбирающийся в своем разделе физики или психологии, но широко эрудированный человек, способный увидеть связь между достаточно разными явлениями, определить место своего открытия в длинном ряду открытий, совершенных ранее.

Итак, ученый — это человек, профессионально ответственный за объяснение реальности человечеству, создающий и внедряющий инновации. Но при этом стоит понять, что такое явление, как «слава ученого» очень специфично. Ученые не собирают стадионы. Им не пишут любовные записки восторженные поклонницы. Великий ученый — это ученый, чьи работы прочли 4–5 тысяч человек, подвизающихся в одной с ним сфере. Известный ученый и того скромнее. О нем слышали те сто-сто пятьдесят человек, которые решают близкие с ним задачи. Все.

Очень редко ученый становится богатым. Богатство лежит в других подвалах. Чаще богатством награждают за измену науке. Такие вот научные тридцать серебряников. Успешный ученый, известный и востребованный часто достигает достатка, но не более.

Тогда возникает естественный вопрос: а зачем мне это нужно? Что хорошего в том, чтобы писать книги для одной или двух сотен человек, и даже не надеяться на сияющие горы золота и славы впереди? Вот здесь все просто. Наукой занимаются (не делают вид, а занимаются) не те, кто может ей заниматься, а те, кто не может жить иначе. Для кого постоянное раздумье о полученных фактах, о проведенных наблюдениях и новых методах — естественная форма существования. Есть, точнее, должен быть у науки и еще один «бонус». Наука — это совершенно особый уровень свободы. Ученый может быть не свободен. Но, в этом случае, научный результат его сомнителен. Потому-то и говорят о «странных» ученых, о сумасшедших профессорах и т. д. Они не странные, не сумасшедшие. Они просто свободные. Только свободный человек способен на научное свершение. Свободный от корысти и зависти к чужому успеху, свободный от чиновных амбиций и мелкого тщеславия. Просто свободный.

И вот тогда, когда эрудиция, профессионализм, понимание смысла науки и подлинная свобода соединяются в одном месте, рождается открытие, переворачивающее жизнь целой эпохи, рождается ученый. Это трудно? Совсем нет. Это обычный образ жизни… для ученых.

Основные термины (генерируются автоматически): наука, научная честность, инновация, нет, общая эрудиция, самое дело, том.


Ключевые слова

ученый, истинность, научная честность, профессионализм ученого

Похожие статьи

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры научной организации

В статье обосновывается, что лидерство руководителя научного коллектива в комплексе профессиональных качеств является главным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие управленческой культуры организации. Приводятся отличительные черты...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века

Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сд...

Каким должен быть современный учитель?

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Профессиональный спорт с точки зрения медицины

В статье рассматриваются аспекты взаимосвязи между медициной и профессиональным спортом. Представлен анализ роли спортивной медицины в существовании отрасли физической культуры и спорта. Выявлены основные факторы негативного и позитивного влияния спо...

Содержание и структура науки как особый вид деятельности

В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.

Похожие статьи

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры научной организации

В статье обосновывается, что лидерство руководителя научного коллектива в комплексе профессиональных качеств является главным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие управленческой культуры организации. Приводятся отличительные черты...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века

Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сд...

Каким должен быть современный учитель?

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Профессиональный спорт с точки зрения медицины

В статье рассматриваются аспекты взаимосвязи между медициной и профессиональным спортом. Представлен анализ роли спортивной медицины в существовании отрасли физической культуры и спорта. Выявлены основные факторы негативного и позитивного влияния спо...

Содержание и структура науки как особый вид деятельности

В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.

Задать вопрос