Взаимосвязь склонности к сравнению себя с другими и выраженности прокрастинации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Биккеняева, Д. В. Взаимосвязь склонности к сравнению себя с другими и выраженности прокрастинации / Д. В. Биккеняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118649/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье выполнен теоретический анализ феномена прокрастинации, отражены результаты исследования взаимосвязи выраженности прокрастинации и склонности к сравнению себя с другими.

Ключевые слова: прокрастинация, социальное сравнение, склонность к сравнению себя с другими.

Введение: Явление прокрастинации получает все большее распространение в современном мире, который требует от нас увеличения эффективности и продуктивности. Согласно исследованиям канадского психолога Пирса Стила с 1987 г. по 2010 г. доля людей, испытывающих прокрастинацию, увеличился с 15 до 60 %. Сам же термин «прокрастинация» появился в 1977 году благодаря исследованию П. Рингенбаха, а также А. Эллиса и В. Кнауса в том же году. Слово «прокрастинация» происходит от латинского procrastinatus, где pro- означает «вместо», «впереди», а crastinus — «завтрашний». Этот термин означает склонность к регулярному откладыванию важных задач на более позднее время. Пирс Стил описывает прокрастинацию как добровольное откладывание запланированных дел, несмотря на неизбежные негативные последствия [10].

Теоретический анализ. Откладывание важных дел негативно влияет на активность человека. Прокрастинатор долго не приступает к выполнению задач, а когда времени почти не остается, старается сделать все в невероятно сжатые сроки. В итоге работа либо не выполняется, либо выполняется плохо, что приводит к соответствующим негативным последствиям [7].

Прокрастинация может проявляться в различных сферах деятельности человека. Н. Милграм выделяет пять видов прокрастинации:

1) ежедневная (бытовая), которая включает в себя откладывание регулярных домашних обязанностей;

2) прокрастинация в принятии решений, включая незначительные;

3) невротическая, т. е. связанная с откладыванием жизненно важных решений, например касающихся профессии или создания семьи;

4) компульсивная, когда сочетаются предыдущие виды прокрастинации;

5) академическая, выражающаяся в задержке выполнения учебных заданий.

Позже Н. Милгрэм и Р. Тенне выделили две основные категории:

1) прокрастинация в выполнении задач

2) прокрастинация в принятии решений [9].

В настоящее время в отечественной и мировой психологической науке существует несколько теорий, посвященных прокрастинации, которые стремятся определить ее компоненты и источники. Эти исследования условно можно объединить в подходы, такие как психофизиологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный, субъектный, мотивационный, комплексный [4].

В когнитивном подходе выделяются такие взаимосвязанные причины прокрастинации как: иррациональные убеждения; заниженная самооценка (в том числе страх демонстрировать результаты своей работы другим); трудности в самостоятельном принятии решений в сложных или негативных ситуациях [3].

Люди имеют врожденную потребность оценивать свои способности и мнения через сравнение с другими людьми. Сравнение является объединением сенсорных и интеллектуальных процессов, высшим уровнем восприятия и исходным фундаментом мышления [5]. Социальное сравнение — это процесс, в ходе которого человек сопоставляет свои мнения и способности с мнениями и способностями других людей. Одним из аспектов социального сравнения является его воздействие на уровень самооценки. Оно может иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Служить источником мотивации и побуждать к самосовершенствованию, но также может приводить к негативным эмоциональным состояниям. Таким образом, социальное сравнение является важным механизмом в формировании самооценки и самоидентификации [8].

Эмпирический анализ. Цель данного исследования заключается в изучении когнитивных особенностей, связанных с проявлениями прокрастинации. Основной гипотезой стало предположение о наличии взаимосвязи уровня прокрастинации и склонности личности к сравнению себя с другими.

Для выявления уровня прокрастинации использовалась шкала общей прокрастинации К. Лэй. Методика К. Лей позволяет оценить уровень склонности к прокрастинации и состоит из 20 утверждений о откладывании запланированных дел в разных ситуациях. В ответах используется 5-балльная шкала: 1 — совершенно не характерно, 2 — не характерно, 3 — нейтрален, 4 — характерно, 5 — абсолютно характерно. Обработка результатов заключается в подсчете общей суммы баллов [2].

Для оценки выраженности склонности к сравнению себя с другими использовалась психологическая методика «Я и другие» Фроловой С. В., Гордеевой Ю. Ю. Данная методика состоит 30 утверждений, отражающих различные потенциальные ситуации сравнения себя с другими людьми. Все утверждения являются прямыми. Участникам предлагается дать реакцию на каждое утверждение, исходя из своих индивидуальных предпочтений, используя шкалу субъективных оценок от 0 до 3-х баллов (где более высокая оценка указывает на большее согласие с утверждением). Максимально возможный балл, отражающий степень склонности к сравнению, составляет 90 баллов. Методика прошла все основные процедуры апробации, валидизации и проверки на надежность [6].

Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Выборку составили 30 испытуемых, из них: 27 человек женского (90 %) и 3 мужского пола (10 %), возрастной диапазон от 22 до 53 лет.

В ходе проведенного корреляционного анализа обнаружилась положительная корреляция уровня общей прокрастинации и склонности к сравнению себя с другим (коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,407 при p<0,05).

Эти результаты свидетельствуют о взаимосвязи между прокрастинацией и склонностью к сравнению себя с другими, указывая на то, что механизм когнитивного искажения связанный с таким сравнением, может способствовать возникновению прокрастинации. Чем чаще человек сравнивает себя с другими, тем сильнее он недооценивает себя и более подвержен самообвинениям. В результате эти искажения могут проявляться в страхе перед неудачей, что в свою очередь приводит к прокрастинации.

По данным исследований и практики когнитивного консультирования, когнитивные искажения, которые препятствуют адекватному восприятию социальной реальности и приводят к проблемам в психологическом состоянии и личных достижениях, могут быть преодолены через развитие навыков конструктивного критического анализа собственных убеждений и реалистического мышления [1].

Заключение. Результаты этого исследования подтверждают взаимосвязь между склонностью сравнивать себя с другими и уровнем общей прокрастинации. Эти результаты могут быть использованы в консультативной психологии для коррекции когнитивного искажения связанного с сравнением себя с другими, что станет эффективным инструментом для создания условий построения реалистичного образа себя, повышения личной продуктивности и профилактики прокрастинации.

Литература:

  1. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия от основ к направлениям. СПб: Питер, 2018. 416 с.
  2. Виндекер О. С, Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Lay (на примере студенческой выборки) //Актуальные проблемы психологического знания. — Москва, 2014. — Nº 1. — C. 116–126. 52
  3. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В. С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2013. — Nº 2.- С. 22–41.
  4. Кормачева, И. Н. Прокрастинация: феномен и научная проблема / И. Н. Кормачева, Н. М. Клепикова // Системная психология и социология. — 2019. — № 4(32). — С. 18–29. — DOI 10.25688/2223–6872.2019.32.4.02. — EDN BYGUIC.
  5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
  6. Фролова С. В. Перспективы когнитивного тренинга предупреждения рисков зависти в организации: эмпирические основания / С. В. Фролова, Ю. Ю. Гордеева // Организационная психология: люди и риски: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Саратов, 24 апреля — 01 2020 года / Под редакцией Л. Н. Аксеновской. — Саратов: ИЦ «Наука», 2020. — С. 283–289. — EDN KJJJCT.
  7. Шухова, Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии / Н. Шухова. — Новосибирск. Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 46 с
  8. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954. 7. P. 117–140.
  9. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journ. of Personality. 2000. № 14. P. 141–156
  10. Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2007, V. 133, Nºl.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное сравнение, сравнение, выполнение задач, когнитивное искажение, принятие решений, ранговая корреляция, склонность, утверждение.


Ключевые слова

прокрастинация, социальное сравнение, склонность к сравнению себя с другими

Похожие статьи

Задать вопрос