Разработка опросника для изучения склонности личности к прокрастинации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Разработка опросника для изучения склонности личности к прокрастинации / О. А. Ширвари, Е. Е. Чёрная, В. А. Панов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1105-1113. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24362/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Теоретическое обоснование методики

С давних пор человечество волновал «синдром завтрашнего дня». Ряд ученых, во главе с П. Стил отмечают, что уже в древних рукописях авторы писали о признаках прокрастинации [2].

В науке о феномене прокрастинации заговорили в 1977 году. Тогда П.Рингенбах впервые ввел данный термин в своей книге «Прокрастинация в жизни человека». В этом же году была опубликована книга А. Эллиса и В. Кнауса «Преодоление прокрастинации», в основу которой вошли кинические наблюдения ученых [3]. Следом за ними изучением данной проблемы занялись ученые Дж. Бурка и Л. Юэн, которые опубликовали свои труды в книге «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться». Данная работа также была также основана на клинической практике ее авторов [2].

Обратимся к тому, что понимают разные авторы под термином прокрастинация.

Термин «прокрастинация» от латинского procrastinatus: переводится как pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний). Наиболее популярными синонимами являются слова «откладывание», «промедление», «синдром завтрашнего дня» [4]. Среди отечественных и западных ученых прокрастинацию рассматривают как «тенденцию откладывать выполнение необходимых дел на потом», «добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности», «промедление в принятии решении, оттягивание и откладыванин выполнения различных работ «на потом»». Некоторые ученые под прокрастинацией понимают чувство лени, однако в настоящее время эти понятия разводят [2;5]. Таким образом, главными признаками прокрастинации является откладывание дел по иррациональным причинам в сочетании с осознанностью негативных последствий.

Рассматривая причины прокрастинации, ученые также выдвинули различные точки зрения. Так под причинами прокрастинации видят «мотивационную недостаточность», особую форму совладеющего поведения со стрессовой ситуацией, сопротивление установленным нормам и правилам, страх перед неудачами, который сопряжен с низкой самооценкой [2;3;5]. Также причину видят в том, что личность стремится к нагнетанию напряжения. Так близость сроков создает остроту момента, в результате чего происходит резкая мобилизация сил, повышенная активность познавательных процессов, так называемый «дедлайн» [5]. Ученые также отмечают, что проявление прокрастинации зависит от личностных факторов. Так, была установлена связь между проявлением прокрастинации и неадаптивным уровнем перфекционизма. С. Бранлоу и Р. Ризингер выявили зависимость прокрастинации от внешней мотивации, внешнего локуса контроля и внешнего атрибутивного стиля [2].

Проявление прокрастинации в поведении разнообразно. Н.Милграм выделил 5 видов прокрастинации [5].

1)     ежедневная — регулярное откладывание бытовых дел;

2)     прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);

3)     невротическая, которая проявляется в откладывание принятия жизненно важных решений

4)     компульсивная, проявляется в двух видах прокрастинации — поведенческая и в принятии решений;

5)     академическая- откладывание заданий в учебной сфере

Ильин классифицировал проявление прокрастинации следующим способом. Он разделил прокрастинаторов на 2 вида «напряженных», которые «переживают чувство вины, тревогу», и «расслабленных прокрастинаторов», соответствующих житейскому пониманию «лени». Такие прокрастинаторы сосредотачиваются на выполнении только тех дел, которые доставляют удовольствие в настоящий момент, «здесь и сейчас» [2].

Согласно Варваричевой Я. И. выделяется два вида прокрастинаторов пассивных и активных. Целью пассивных прокрастинаторов является избегание неприятных дел, в то время как активные прокрастинаторы стремятся к получению острых ощущений в условиях дефицита времени [1].

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что проблема прокрастинации волновала человечество с давних пор. Особый интерес к данной проблеме возник во второй половине 20 века. В настоящее время не существует единого подхода к понятию прокрастинации, однако ученые сходятся во мнении, что отличительным признаками прокрастинации являются откладывание дел по иррациональным причинам в сочетании с осознанностью негативных последствий. Причины прокрастинации по мнению ученых могут скрываться как в личностных особенностях личности, так и в сопротивлении социальным условиям. В связи с этим проявление в поведении разнообразно как в зависимости от сфер жизни, так и в зависимости от личности прокрастинатора.

Выборка, методы и этапы проверки

Первым этапом стало проверка надежности тестовой методики. Для проверки надежности мы опросили 214 человек. Для того, чтобы исключить варианты, на которые все испытуемые дают одинаковые ответы, мы провели дисперсию. В ходе анализы ни один вопрос не получил нулевую дисперсию, что говорит о том, что на данном этапе все вопросы являются надежными.

Второй этап. Для проверки надежности использовалось повторное тестирование той же выборки через месяц и сопоставление результатов при помощи корреляционного анализа. При проведении корреляционного анализа все вопросы получили корреляционную связь. Для того, чтобы выявить наличие отдельных субшкал был проведен факторный анализ. В результате факторного анализа были выявлены 2 субшкалы.

Шкала 1 «Личностно обусловленная прокрастинация» — низкие показатели говорят о том, что личность отличается своевременным выполнением заданий в различных сферах жизни. Также при возникновении трудностей личность склонна проявлять волевые усилия и достигать намеченных целей.

Шкала 2 «Ситуативно обусловленная прокрастинация» — высокие показатели говорят о том, что личность склонна выполнять задания только при наличии интереса и мотивации. При возникновении трудностей личность не проявляет активности, если для этого нет острой необходимости.

Для определения границ групп мы использовали такие показатели — как минимум, максимум, квартиль:

          группа с низкими значениями определяется минимумом — нижним квартилем;

          со средними: нижним квартилем — верхним квартилем;

          с высокими: верхним квартилем — максимумом.

Для расчетов всех выше обозначенных статистических операций была использована программа для статистической обработки данных SPSS 13.0.

Результаты и их обсуждение

Проведения тестирования и расчет дисперсии

На первом этапе мы опросили 214 испытуемых. В ходе тестирования респондентам было предложено заполнить тест, состоящий из 112 вопросов, каждый из которых имел 3 варианта ответа: «да, это точно про меня», «это лишь отчасти про меня», «нет, это не про меня». Для заполнения методики, нами была предложена следующая инструкция: «Внимательно прочтите каждое утверждение и выберите один из предложенных вариантов ответа»

При обработке прямых вопросов, ответы оценивались следующим образом:

          Да, это точно про меня — 2 балла

          Это лишь отчасти про меня — 1 балл

          Нет, это точно не про меня — 0 баллов

Обратные вопросы оценивались наоборот:

          Да, это точно про меня — 0 баллов

          Это лишь отчасти про меня — 1 балл

          Нет, это точно не про меня — 2 балла

Полученные результаты были занесены в общую таблицу, после чего был произведен расчет дисперсии, для того, чтобы выявить вопросы, на которые испытуемые давали одинаковые ответы. В ходе анализа полученных результатов нами не было выявлено нулевой дисперсии, что говорит о высокой надежности данных.

Проверка надежности

Через месяц был произведен ре-тест. Его результаты были зафиксированы аналогичным образом. Далее, мы в процессе корреляции сравнили показатели первого и второго тестирования. Также мы провели корреляционный анализ каждого пункта с общим показателем. Были исключены вопросы с показателем корелляции ниже (0.70). Эти пункты опросника не имели связи с общим баллом, а значит, они не вносили весомого вклада в измеряемый параметр.

Таким образом, в результате корреляционного анализа между первым и вторым пунктом, мы исключили следующие вопросы: № 3 (r=0.68), № 4 (r=69), № 8 (r=0.69), № 16 (r=0.65), № 22 (r=0.68), № 26 (r=0.66), № 28 (r=0.68), № 30 (r=0.66), № 32 (r=0.64), № 33 (r=0.67), № 34 (r=0.60), № 35 (r=0.64), № 39 (r=0.67), № 41 (r=63), № 43 (r=0.67), № 46 (r=0.66), № 48 (r=0.14), № 57 (r=0.64), № 66 (r=0.66), № 67 (r=0.59), № 75 (r=0.75), № 76 (r=0.69), № 78 (r=0.76), № 82 (r=0), № 92 (r=0.19), № 104 (r=0.67), № 106 (r=0.38), № 107 (r=0.63).

Низкий коэффициент корреляции по данным вопросам, говорит нам о том, что данные вопросы были недостаточно надежные. Таким образом из 112 мы исключили 27 вопросов, соответственно изменилась нумерация опросника.

Следующим шагом мы исключили из теста вопросы, которые имели низкий коэффициент корреляции с общим баллом. Это вопросы: № 3 (r=0.19), № 5 (r=0.22), № 10 (r=0.39), № 11 (r=0.34), № 14 (r=0.), № 17 (r=0.34), № 18 (r=0.31), № 23 (r=0.39), № 25 (r=0.35), № 29 (r=0.17), № 30 (r=0.28), № 31 (r=0.35), № 32 (r=0.34), № 35 (r=0.38), № 38 (r=0.29), № 43 (r=0.28), № 45 (r=0.32), № 47 (r=0.34), № 48 (r=0.37), № 49 (r=034.), № 51 (r=0.31), № 54 (r=0.27), № 59 (r=0.38), № 64 (r=0.40), № 67 (r=0.35), № 68 (r=0.30), № 70 (r=0.04), № 72 (r=0.37), № 76 (r=0.38), № 79 (r=0.39), № 81 (r=0.21). На данном этапе мы сократили 31 вопрос. В результате, общее число сокращенных вопросов составило 58. Итоговое количество вопросов опросника — 54. Все дальнейшие данные основываются уже на измененной методике.

Выделение субшкал теста

Для определения субшкал нами был проведен факторный анализ. Полученные результаты приведены в таблице ниже (см.табл.1)

Таким образом, в нашем тесте сформировано 2 шкалы:

Шкала 1 будет свидетельствовать об общем уровне прокрастинации. Наличие высоких баллов по данной шкале будет свидетельствовать о том, что человек осознает наличие данной черты, видит отрицательные последствия оттягивания дел на последний день. При чем, прокрастинация особо проявляется при достижении цели и в деловой сфере.

Шкала 2 будет свидетельствовать о проявлении мотивационной прокрастинации. Высокие показатели говорят о том, что личность склонная выполнять только при наличии интереса, внешней и внутренней мотивации. При возникновении трудностей личность не проявляет активности, если для этого нет острой необходимости.

 

Таблица 1

Результат факторного анализа

1 фактор:

«Личностно обусловленная прокрастинация»

№ 3,7, 8, 13, 14, 37, 43, 49, 51

  •                 В юмористических текстах, представлениях, посвященных людям, которые все делают в последний момент, Вы узнаете себя?
  •                 Откладывать всё на последний момент — это характерно для Вас?
  •                 Про Вас можно сказать, что Вы делаете всё в последний момент?
  •                 Можно сказать, что откладывание дел на потом — это одна из Ваших главных проблем?
  •                 Часто ли Вам случалось откладывать решение дела до последнего?
  •                 Когда вам предстоит сложная работа, вы придумываете другие дела, лишь бы оттянуть эту?
  •                 Если бы Вы решили штрафовать себя за не выполненную вовремя работу, часто ли Вам пришлось бы это делать?
  •                 Бывали ли случаи, что откладывание дел до последнего момента становилось препятствием на пути достижения конечной цели?
  •                 Влияло ли иногда оттягивание выполнения Вами необходимой работы на итоговое ее качество?

2 фактор:

«Ситуативно обусловленная прокрастинация»

№ 17, 30, 31, 36, 44, 45

  •                 При выполнении заранее начатого дела, Вы можете отложить его завершение при возникновении более интересных дел?
  •                 Бывает ли такое, что вы ждете подходящего настроя для выполнения какого-либо дела?
  •                 Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда договаривались сделать что-либо вместе с друзьями, но так и не успели выполнить свою часть работы, а они обижались на Вас из-за этого, потому что Вы их подвели?
  •                 Вы не сдали экзамен, но вы знаете, что у вас впереди еще три попытки его пересдать. Будете ли вы хорошо готовиться к первой пересдаче?
  •                 Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда пообещали что-то сделать, но затягивали и другим людям приходилось делать это за Вас?
  •                 Вас уволили с работы, но у вас остался небольшой запас денег, вы будете ждать, когда они закончатся, и только потом станете искать новую работу?

 

Определение тестовых норм

Для определения границ групп мы использовали такие показатели как минимум, максимум и квартиль.

В результате полученные нормы выглядят следующим образом.

 

Таблица 2

Итоговые тестовые нормы

Шкалы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Шкала 1 (Личностно обусловленная прокрастинация)

0–5 баллов

6–10 баллов

11–18 баллов

Шкала 2 (Ситуативно обусловленная прокрастинация)

0–3 балла

4–5 балла

6–10 баллов

Общий показатель теста

0–34 балла

35–57 балла

58–96 балла

 

Заключение

В результате проверки и корректировки полученных данных, мы можем сказать, что данный опросник является надежным измерительным инструментом. В тесте выделе субшкалы, что позволяет определить уровень прокрастинации в различных сферах жизнедеятельности человека. Также были определены тестовые нормы.

Приложение

Опросник на склонность к прокрастинации

Внимательно, прочитайте каждое утверждение и выберите подходящее Вам утверждение.

  1. Вы часто откладываете дела на последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. У Вас часто возникают проблемы из-за того, что вы отложили дела на последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. В юмористических текстах, представлениях, посвященных людям, которые все делают в последний момент, Вы узнаете себя?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вам легко сделать дела заранее?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. К людям, решающим большинство задач досрочно, Вы испытываете чувство зависти и одновременно досады на себя, так как не можете этого делать сами?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вам приходиться заставлять себя выполнять необходимые дела?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Откладывать всё на последний момент — это характерно для Вас?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Про Вас можно сказать, что Вы делаете всё в последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Обычно Вы вовремя выполняете те дела, которые Вы запланировали?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. В выполнении бытовых дел, таких как: уборка, стирка, глажка, мытье посуды, Вы придерживаетесь принципа «подожду, когда накопится много, а потом сделаю все сразу»?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Для Вас характерно, копить домашние дела?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Случалось ли Вам испытывать эмоциональное напряжение из-за большого объема накопившихся на последний момент дел?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Можно сказать, что откладывание дел на потом — это одна из Ваших главных проблем?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Часто ли Вам случалось откладывать решение дела до последнего?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. На запланированную встречу, Вы приходите, как правило, вовремя?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Ваши родные все лето проводят на даче, и вы знаете, что там очень много дел. Вы поедете туда в последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. При выполнении заранее начатого дела, Вы можете отложить его завершение при возникновении более интересных дел?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Бывает ли такое, что, даже начав делать работу заранее, Вы ищете причины, чтобы эту работу перенести на потом?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Получив важные документы, Вы сразу убираете их в то место, где они должны лежать?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Часто ли Вы, после выполненной работы в крайние сроки, даете себе обещание, что такое было в последний раз?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Бывает ли такое, что при невыполнении задачи в нужный момент, она становится уже неактуальной?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вернувшись с отпуска (командировки, путешествия) разберете багаж сразу по возвращении?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Часто ли у Вас возникает мысль “Время еще есть, эту работу я сделаю попозже”?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда у Вас портились отношения с членами семьи из-за того, что Вы договаривались выполнить какую-либо работу вместе, но так этого и не делали и тем самым подводили остальных?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. В целом Вы выполняете все учебные или рабочие задания в установленные сроки?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Уходя в отпуск, Вы запланировали разобрать антресоли (кладовку, балкон), но принимаетесь за выполнение за пару дней до окончания отпуска?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Окружающие люди оценивают Вас как человека обязательного и дисциплинированного?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Сложно ли Вам при выполнении домашних обязанностей не отвлекаться на посторонние занятия?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Неприятное для Вас задание Вы стараетесь отложить на последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Бывает ли такое, что Вы ждете подходящего настроя для выполнения какого-либо дела?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда договаривались сделать что-либо вместе с друзьями, но так и не успели выполнить свою часть работы, а они обижались на Вас из-за этого, потому что Вы их подвели?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Посещают ли Вас такие мысли: «Я подумаю об этом завтра»?\

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Если на работе (учебе) Вас попросили написать статью, срок сдачи которой 2 недели, сядете ли писать ее сразу?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Много ли важных дел в этом месяце Вы уже выполнили?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вы занимаетесь уборкой тогда, когда в этом есть жесткая необходимость?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вы не сдали экзамен, но вы знаете, что у Вас впереди еще три попытки его пересдать. Вы также не будете толком готовиться к первой пересдаче?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Когда Вам предстоит сложная работа, Вы придумываете другие дела, лишь бы оттянуть эту?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Про себя Вы можете сказать, что в бытовых делах Вы склонны к лени?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. У вашей нелюбимой тещи/свекрови день рождения, Вы нередко поздравляете её в последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Бывает ли такое, что избегая мытья лишней посуды, Вы ставите остатки еды в холодильник, хотя понимаете, что уже не будете ее есть?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Приходилось ли Вам во время учебы ходить на повторную сдачу экзамена или зачета из-за того, что Вы сели за подготовку в последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Часто ли Вы, после выполненной работы в крайние сроки, жалеете о том, что не выполнили ее заранее?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Если бы Вы решили штрафовать себя за не выполненную вовремя работу, часто ли Вам пришлось бы это делать?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда пообещали что-то сделать, но затягивали и другим людям приходилось делать это за Вас?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вас уволили с работы, но у вас остался небольшой запас денег, вы будете ждать, когда они закончатся, и только потом станете искать новую работу?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Приходилось ли Вам просить, уговаривать других людей сдвигать сроки из-за того, что Вы не успели что-либо выполнить?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Можете ли Вы затянуть с вызовом мастера, если в доме случилась поломка?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вы замечали за собой хоть раз, что во время выполнения важной работы умышленно отвлекались на что-то менее срочное?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Бывали ли случаи, что откладывание дел до последнего момента становилось препятствием на пути достижения конечной цели?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Если у Вас оторвалась пуговица, вы пришьете ее сразу (отдадите тому, кто сделает это за Вас)?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Влияло ли иногда оттягивание выполнения Вами необходимой работы на итоговое ее качество?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Если Вы осознаете, что откладывание дел на неопределенный срок будет иметь негативные последствия, то Вы всё равно нередко их откладываете?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. Вы предпочитаете готовить свою одежду на завтрашний день с вечера, чтобы не делать этого второпях утром?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

  1. При выборе будущего места учебы/ работы, Вы оставляли решение на последний момент?

          да, это точно про меня

          это лишь отчасти про меня

          нет, это точно не про меня

 

Ключ

Полученные ответы подсчитываются следующим образом:

Шкала 1 (Личностно обусловленная прокрастинация) — вопросы № 3, 7, 8, 13, 14, 37, 43, 49, 51

Шкала 2 (Ситуативно обусловленная прокрастинация) — вопросы № 17, 30, 31, 36, 44, 45

Прямые вопросы: № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 54

Обратные вопросы: № 4, 9, 15, 19, 22, 25, 27, 33, 34, 50, 53

Полученные ответы переводятся в числовой формат.

Для прямых вопросов: «да, это точно про меня» — 2 балла, «это лишь отчасти про меня» — 1 балл, «нет, это точно не про меня» — 0 баллов.

Для обратных вопросов: «да, это точно про меня» — 0 баллов, «это лишь отчасти про меня» — 1 балл, «нет, это точно не про меня» — 2 балла.

Далее высчитывается балл по каждой шкале.

Полученное количество баллов интерпретируется в соответствии с таблицей:

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Шкала 1 «Личностно обусловленная прокрастинация» — свидетельствует о выраженности прокрастинации в большинстве сфер жизнедеятельности. Особые трудности возникают в деловой сфере и сфере достижения поставленных целей.

0–5 баллов

6–10 баллов

10–18 баллов

Шкала 2 «Ситуативно обусловленная прокрастинация» — в целом говорит о зависимости деятельности личности от наличия интереса и внешней мотивации.

0–3 балла

4–5 балла

6–10 баллов

Общий показатель теста — в целом говорит о выраженности прокрастинации во всех сферах жизни

0–34

балла

35–57 балла

58–96 балла

 

Литература:

 

  1.                Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования// Вопр. психологии. 2010. № 3. С. 121–130
  2.                Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер, 2011.
  3.                Климова А. В. Особенности копинг-стратегий и психологических защит студентов с установкой откладывать выполнение работы «на потом» (прокрастинаторов) Электронный ресурс URL: (дата обращения: 28.11.2015)
  4.                Локоткова-Терновая О. Ю Роль интракоммуникаций в преодолении феномена прокрастинации в организации Электронный ресурс URL: (дата обращения: 28.11.2015)
  5.                Тащилина Е. А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов различных направлений подготовки; Дис., магистра; 03. 03. 00. Екатеринбург.
Основные термины (генерируются автоматически): нет, последний момент, балл, дело, откладывание дел, работа, шкала, корреляционный анализ, проверка надежности, том.


Похожие статьи

Разработка стратегии проведения урока на основе SWOT-анализа

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию

Исследование с целью выяснения отношения жителей Латвии к семье как социальному институту

Тренинг личностного роста, как средство профилактики подростковой тревожности

Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования

Событийный подход к исследованию жизненного пути личности

Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте сформированности психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Похожие статьи

Разработка стратегии проведения урока на основе SWOT-анализа

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию

Исследование с целью выяснения отношения жителей Латвии к семье как социальному институту

Тренинг личностного роста, как средство профилактики подростковой тревожности

Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования

Событийный подход к исследованию жизненного пути личности

Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте сформированности психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Задать вопрос