Двигательный опыт приобретается ребёнком в процессе взаимодействия с внешним по отношению к нему миром, он подражает движениям ближайших людей, а затем и специально обучается, чтобы накопить новые сведения, новые способы двигательных действий. В ходе активной двигательной деятельности вся приобретенная информация перерабатывается мозгом и в итоге разделяется на два качественно разных массива данных. Одна часть двигательного опыта касается сознания и формируется за счёт рефлексии, его человек осознанно накапливает, использует и передаёт другим. Вторая часть опыта относится к бессознательному и к рефлексам. Она тоже накапливается и используется, но не может быть передана другому человеку.
Ключевые слова : двигательный опыт, двигательно-игровой опыт, двигательная активность, физическое развитие.
Motor experience is acquired by a child in the process of interacting with the world outside of him, he imitates the movements of nearby people, and then is specially trained to accumulate new information, new ways of motor actions. During active motor activity, all acquired information is processed by the brain and eventually divided into two qualitatively different data sets. One part of the motor experience concerns consciousness and is formed through reflection, which a person consciously accumulates, uses and transmits to others. The second part of the experience relates to the unconscious and to reflexes. It is also accumulated and used, but cannot be transferred to another person.
Keywords: motor experience, motor-gaming experience, motor activity, physical development.
Двигательный опыт — это конкретный случай общего опыта ребёнка. По определению Л. Н. Волошиной, «Двигательный опыт — это знания и объём освоенных ребёнком двигательных действий и способов их выполнения» [1]. Учёные отмечают, чем богаче этот опыт — тем свободнее и безопаснее ребёнок ощущает себя в окружающем мире, тем легче осваивает новые движения и двигательные действия. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо не только помочь ребёнку освоить двигательное действие, но и научить выполнять его разными способами, в различных условиях, при решении разнообразных двигательных задач.
В работах Л. Н. Волошиной и О. Г. Галимской используется ещё один родственный термин — «двигательно-игровой опыт» [1]. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью, а подвижные игры важное средство и метод накопления двигательного опыта, использование данного термина обоснованно и целесообразно.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем полнее и содержательнее его двигательный опыт, крепче здоровье писал в своё время известный хирург-кардиолог Н. М. Амосов: «Чтобы иметь «много здоровья», не болеть, а если болеть, то не тяжело, нужны постоянные упражнения. Наши дети болеют потому, что они мало двигаются. … К счастью, развить и сохранить здоровье ребёнка проще, чем взрослого. В детском организме ещё действуют врождённые программы активности, которые являются необходимым элементом роста» [2].
Ю. Ф. Змановский, тоже врач, доктор медицинских наук, профессор, всю жизнь в профессии посвятивший поиску оптимальной методики воспитания здорового дошкольника, боролся против «сидячего» режима в детском саду, создал программу «Здоровый дошкольник», основанную на активной двигательной деятельности детей, в результате которой формируется их двигательный опыт [3]. Теоретической базой программы стали последние данные исследований по физиологии, психофизиологии и психологии детей дошкольного возраста отечественных и зарубежных учёных и материалы собственных исследований. «В разделе программы оздоровительно-воспитательной работы, относящейся к организации двигательной активности детей, как известно ведущим показателем является преобладание циклических, преимущественно беговых упражнений во всех видах двигательной деятельности детей. Основная форма этой деятельности — подвижные игры достаточной продолжительности и интенсивности. Именно эти упражнения и особенно их комбинации (бег, плавание, велосипед, мини-баскетбол, аэробика, скиппинг и т. д.) обеспечивают эффективное оздоровление и физическое развитие детей» [3, с.33–37].
У учёного много учеников, продолжающих его дело и развивающих его идеи. Один из них, Ю. Е. Антонов, сейчас возглавляет «Научно-практическую школу оздоровления детей имени профессора Ю. Ф. Змановского», цель которой — «…ввести в деятельность управленцев, педагогов, социологов социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник» [4].
Ещё один ученик Ю. Ф. Змановского — А. П. Щербак, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования в Ярославском государственном педагогическом университете, сопоставляя современные требования ФГОС ДО и рекомендации Ю. Ф. Змановского в области «Физическое развитие» критически отмечает неточности в формулировках, допущенные в стандарте, недостаточное внимание к развитию физических качеств в указанном документе, в то время как Ю. Ф. Змановский особо подчёркивал необходимость совершенствования общей выносливости ребёнка как наиболее ценного оздоровительного физического качества. Автор указывает и на совпадения многих научных идей Ю. Ф. Змановского и требований ФГОС ДО, но при этом пишет: «Очень жаль, что сейчас нет среди нас Ю. Ф. Змановского. Он, надо полагать, в стратегическом плане только поддержал бы ФГОС. Кроме того, для успешного воплощения его в систему дошкольного образования помог бы скорректировать терминологию, употребляемую в Стандарте, с терминологией физиологии, психологии и педиатрии для исправления прежде всего досадных ляпсусов и двоякого толкования одного и того же вопроса» [5, С.32].
Накопление двигательного опыта в дошкольном возрасте происходит очень быстро. Это объясняется тем, что в данный возрастной период потребность в движениях является возрастной особенностью ребёнка, удовлетворение которой не только укрепляет здоровье, но и способствует познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию. Включение в активную двигательную деятельность происходит «как сквозной механизм развития ребёнка» [6]. С. А. Козлова, констатирует, что активная двигательная деятельность обогащает двигательный опыт, укрепляет организм детей, делает движения более координированными, уверенными и, сравнивая детей раннего возраста и старших дошкольников, отмечает: «Физическое развитие дошкольника по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка» [7, с.138].
Обращал внимание на взаимосвязь физического и умственного развития ребёнка Ж. Ж. Руссо. Рассуждая о природосообразности воспитания, он писал: «Если хотите развивать ум вашего воспитанника, развивайте его силы, которыми ум должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении» [8, С. 204]. И дальше, рассказывая о воспитании Эмиля, великий французский философ подчёркивает, что счастливым ребёнок может быть только тогда, когда может свободно бегать, прыгать, играть целый день — это его основное занятие, он извлекает пользу из таких игр, они позволяют обнаружиться его способностям и особенностям характера [8]. Термина «двигательный опыт» у Ж.-Ж. Руссо нет, но деятельность, которую он рекомендует, направлена именно на это.
Формированию двигательного опыта дошкольников посвящены многие исследования Л. В. Абдульмановой [9]. Она концентрирует внимание на создании культуросообразного образовательного пространства дошкольного учреждения, обеспечивающего формирование двигательного опыта детей. Созданная Л. В. Абдульмановой программа «Мир движений» определяет цель, задачи и содержание двигательной деятельности старших дошкольников. Автор считает, что двигательный опыт дошкольников будет формироваться эффективно, если у них будет развита потребность в освоении способов накопления двигательного опыта, а близкие люди и педагоги будут приобщать детей к двигательным ценностям, к различным видам двигательной деятельности, в том числе и прыжкам через скакалку. Технология к указанной выше программе называется «Я и моё движение», она задаёт алгоритм, побуждающий ребёнка к накоплению двигательного опыта.
Литература:
1. Берестецкая И. Ю., Окунская И. Ю. Роуп-скиппинг на уроках физического воспитания в школе /И. Ю. Берестецкая, И. Ю. Окунская // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины, 2002. — № 3. — С.81–86.
2. Антонов Ю. Е. Воспитатели: сложное возвращение к основам профессионализма /Ю. Е. Антонов// Инструктор по физической культуре, 2015. — № 8. — С.22–32.
3. Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Галимская О. Г. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов /Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, О. Г. Галимская // Теория и история физической культуры, спорта и туризма, 2020, № 5. — С. 27–31.
4. Новая философская энциклопедия. (Электронный ресурс) https:// gufo. me/dict/philosophy _encyclopedia/ОПЫТ (дата обращения 29 октября 2021)
5. Соколова В. В. Методическое пособие по скиппингу. (Электронный ресурс) https:// multiurok .ru/files/metodicheskoe-posobie-po-skippingu.html
6. Свиридова Г. Краткосрочная образовательная практика «подружись со скакалкой» (Электронный ресурс) https://infourok. ru/kratkosrochnaya-obrazovatelnaya-praktika-podruzhis-so-skakalkoj-4423641.html
7. Гусева Е. Тематическая неделя «День скакалки» (Электронный ресурс) https://www . maam.ru/detskijsad/tematicheskaja-nedelja-den-skakalki.html
8. Лукина Г. Г. Оздоровительная направленность двигательной деятельности детей дошкольного возраста / Г. Г. Лукина // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-практический журнал, 2017. — № 7. — С. 41–44.
9. Абдульманова Л. В. Культуросообразное пространство становления двигательного опыта детей /Л. В. Абдульманова / Опыт формирования движений детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. — М.: Ламберт, 2012. — С.12–19.