К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации органами прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.10.2024

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Киянов, А. Д. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации органами прокуратуры / А. Д. Киянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118323/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор делает вывод о том, что прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в государстве, следовательно, является и субъектом обеспечения национальной безопасности. Приводятся основные направления деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности. Предлагаются определение прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности, его цели и задачи.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности.

В силу части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [2].

Главной функцией прокуратуры большинство ученых справедливо называют прокурорский надзор, под которым понимается вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения действующих на территории России законов, посредством использования предусмотренных законом полномочий и правовых средств надзора [8, с. 21]. Помимо надзорного направления деятельности, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, возбуждает любые дела об административных правонарушениях и проводит административное расследование, принимает участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, принимает участие в правотворческой деятельности, в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, рассматривает и разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Все вышеуказанные направления деятельности прокуратуры, на наш взгляд, в своей сущности направлены на обеспечение национальной безопасности России. Тем самым, прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в масштабах всей страны, следовательно, является и субъектом обеспечения национальной безопасности.

Для подтверждения данного вывода проведем анализ принципов обеспечения безопасности с целями деятельности органов прокуратуры. Так, в статье 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон о безопасности) [4] в числе основных принципов обеспечения безопасности названы: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер; 5) взаимодействие публичных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Данные положения уместно соотнести с целями деятельности прокуратуры, закрепленными в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) [5]: обеспечением верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Кроме этого, важно отметить направленность прокуратуры на профилактику правонарушений и преступлений, а также широкий спектр возможностей и практику взаимодействия с различными органами и организациями на государственном и международном уровне. Принципы обеспечения национальной безопасности и цели органов прокуратуры в целом схожи.

В этой же статье Закона о прокуратуре закреплены отрасли прокурорского надзора, в числе которых обозначены надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, предметом которых по своей сути и является реализация стратегических национальных приоритетов, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 (основных направлений обеспечения национальной безопасности) [11]. К примеру, в рамках осуществления надзорной деятельности прокуроры в силу пункта 7.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее — приказ ГП РФ № 195) [7] акцентируют внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина, что соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». Или согласно пункту 8 указанного приказа прокуроры осуществляют надзор в сфере экономики за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства, что соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Экономическая безопасность».

С учетом экологической обстановки в пункте 9 приказа ГП РФ № 195 в каждом регионе прокурорам предписано наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов, по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба, что соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Экологическая безопасность и рациональное природопользование».

В настоящее время, в период проведения Российской Федерацией специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (далее — СВО), особое внимание прокуроров уделено надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе законодательства о государственном оборонном заказе, своевременному предупреждению нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере, на что указывал и Президент России Владимир Владимирович Путин, принимая участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2023 году [10], что также, на наш взгляд, соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Оборона страны».

Следует отметить, что не только посредством инструментов прокурорского надзора прокуратура обеспечивает национальную безопасность в стране. Так, к примеру, стратегический национальный приоритет «Государственная и общественная безопасность» всецело отражается в таких направлениях деятельности органов прокуратуры как осуществление уголовного преследования в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, профилактика правонарушений и преступлений, правовое просвещение и правовое информирование, международное сотрудничество в форме заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью. Надзорный компонент, вместе с тем, также разнообразен и выражается в осуществлении надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, экстремистской деятельности, коррупции, законов в сфере миграции и др.

Указанное лишь малая часть того объема общественных отношений, законность в которых достигается посредством деятельности прокуратуры, тем самым обеспечивая национальную безопасность в стране. Кроме того, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые согласно Закону о безопасности и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации принимают участие в обеспечении национальной безопасности, в силу пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре — поднадзорна органам прокуратуры.

Сказанное позволяет заключить, что прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности хоть и является разновидностью прокурорского надзора за исполнением законов, как фундаментальной функции прокуратуры, но вместе с тем, по своей сущности, шире любой другой отрасли прокурорского надзора, равно как и любого другого направления деятельности прокуратуры, поскольку сами цели, задачи и предмет надзора за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности охватывают практически все сферы жизни личности, общества и государства.

Как справедливо отмечает профессор А. Я. Сухарев, «обеспечение порядка и законности является основной миссией прокуратуры» [9, с. 33]. В таком случае, целесообразно закрепить в Законе о прокуратуре обеспечение национальной безопасности в числе целей или функций прокуратуры Российской Федерации.

Примечательно, что в ранее действовавшем Законе о безопасности (1992) [3] была предусмотрена норма о прокурорском надзоре — статья 22 «Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности». В ней прописывалось, что «надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры». В действующем же Законе о безопасности отсутствует норма о прокурорском надзоре в сфере обеспечения национальной безопасности. По мнению ряда ученых необходимо устранить этот пробел путем введения соответствующей нормы в закон [1, с. 60], с чем мы согласны, поскольку фактически прокурорский надзор в данной сфере никуда не пропал и продолжает стабильно осуществляться (к примеру, в форме осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции, о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, и др.), иное не отвечало бы интересам личности, общества и государства, ведь прокуратура на протяжении всего периода своего существования служила и служит целям укрепления законности и правопорядка, обеспечивая безопасность страны.

Ранее нами отмечалось, что прокурорский надзор не является единственным направлением деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности, однако прокурорский надзор наиболее специфичный и в целом превалирующий в прокуратуре в настоящее время вид деятельности. Определим же содержание его дефиниции.

На наш взгляд, прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности — это деятельность, осуществляемая от имени Российской Федерации Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами, выражающаяся в проверке соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения действующих на территории России законов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе отношения по реализации органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности, удовлетворение национальных интересов, реализацию стратегических национальных приоритетов, посредством использования предусмотренных законом полномочий и правовых средств надзора.

Целями прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности являются обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов личности, общества и государства, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Цели прокурорского надзора достигаются посредством реализации поставленных задач.

К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности, в самом общем виде, по нашему мнению, следует отнести укрепление законности, обеспечение точного и единообразного исполнения законов об обороне страны и всех видах безопасности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, в том числе государственной, общественной, информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической безопасности, безопасности личности, а также обеспечение такого состояния защищенности личности, общества, государства, при котором наличествуют благоприятные условия для сбережения народа России, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни и благосостояния граждан; защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепления обороны страны; поддержания гражданского мира и согласия в стране, укрепления законности, искоренения коррупции, защиты граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развития механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; развития безопасного информационного пространства, защиты российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; устойчивого развития российской экономики на новой технологической основе; охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов и рационального природопользования, адаптации к изменениям климата; укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранения культурного и исторического наследия народа России; поддержания стратегической стабильности, укрепления мира и безопасности, правовых основ международных отношений, достигаемые посредством реализации предоставленных прокурору законом полномочий по выявлению, предупреждению и устранению нарушений закона, как угроз национальной безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Литература:

  1. Кардашова И. Б. О проблемах определения роли прокуратуры в обеспечении национальной безопасности // Прокуратура в системе обеспечения национальной безопасности (Сухаревские чтения): сб. материалов III науч.-практ. конф. / под общ. ред. О. С. Капинус. — М., 2018. — С. 58–65.
  2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12 дек. 1993 г.: [в ред. от 1 июля 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О безопасности [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446–1. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Утратил силу.
  4. О безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ: [в ред. 9 нояб. 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1: [в ред. 30 дек. 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: [в ред. 31 июля 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 7 дек. 2007 № 195. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Юрайт, 2019. — 414 с.
  9. Сухарев А. Я. О роли прокуратуры в законодательном обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / А. Я. Сухарев // Научные основы национальной безопасности Российской Федерации: материалы семинара 24 мая 2005 г. — М., 2005. — С. 31–35.
  10. ТАСС. Путин поручил прокурорам особо следить за реализацией гособоронзаказа. — Режим доступа: https://tass.ru/politika/17273245.
  11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, прокурорский надзор, Российская Федерация, свобода человека, исполнение законодательства, прокуратура, исполнение, орган прокуратуры, стратегический национальный приоритет, практическая деятельность.


Ключевые слова

национальная безопасность, прокуратура, прокурорский надзор, обеспечение национальной безопасности

Похожие статьи

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Р...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в направлении обеспечения национальной безопасности. Выделены актуальные проблемы (коллизии и пробелы) действующего законодательства, проанализирована эв...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите трудовых прав

Статья посвящена применению Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры. Одной из важнейших функций органов прокуратуры РФ является обеспечение защиты трудовых прав граждан и соблюдение работодателями норм трудового законодательства. ...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

К вопросу о правовых проблемах прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Исследуется вопрос о правовых проблемах прокурорского надзора за деятельностью следственных органов, причиной которых стало проведение в 2007 году реформы следственных органов. Так, были обозначены наиболее важные проблемы, которые в действительности...

Основы кооперации органов внутренних дел с различными органами государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности

Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной власти н...

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ

Данная статья посвящена осмыслению роли Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования работы действующих структур в области национальной безопасности, признания Совета Без...

Похожие статьи

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Р...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в направлении обеспечения национальной безопасности. Выделены актуальные проблемы (коллизии и пробелы) действующего законодательства, проанализирована эв...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите трудовых прав

Статья посвящена применению Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры. Одной из важнейших функций органов прокуратуры РФ является обеспечение защиты трудовых прав граждан и соблюдение работодателями норм трудового законодательства. ...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

К вопросу о правовых проблемах прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Исследуется вопрос о правовых проблемах прокурорского надзора за деятельностью следственных органов, причиной которых стало проведение в 2007 году реформы следственных органов. Так, были обозначены наиболее важные проблемы, которые в действительности...

Основы кооперации органов внутренних дел с различными органами государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности

Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной власти н...

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ

Данная статья посвящена осмыслению роли Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования работы действующих структур в области национальной безопасности, признания Совета Без...

Задать вопрос