В статье автор делает вывод о том, что прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в государстве, следовательно, является и субъектом обеспечения национальной безопасности. Приводятся основные направления деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности. Предлагаются определение прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности, его цели и задачи.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности.
В силу части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [2].
Главной функцией прокуратуры большинство ученых справедливо называют прокурорский надзор, под которым понимается вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения действующих на территории России законов, посредством использования предусмотренных законом полномочий и правовых средств надзора [8, с. 21]. Помимо надзорного направления деятельности, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, возбуждает любые дела об административных правонарушениях и проводит административное расследование, принимает участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, принимает участие в правотворческой деятельности, в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, рассматривает и разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Все вышеуказанные направления деятельности прокуратуры, на наш взгляд, в своей сущности направлены на обеспечение национальной безопасности России. Тем самым, прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в масштабах всей страны, следовательно, является и субъектом обеспечения национальной безопасности.
Для подтверждения данного вывода проведем анализ принципов обеспечения безопасности с целями деятельности органов прокуратуры. Так, в статье 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон о безопасности) [4] в числе основных принципов обеспечения безопасности названы: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер; 5) взаимодействие публичных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Данные положения уместно соотнести с целями деятельности прокуратуры, закрепленными в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) [5]: обеспечением верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Кроме этого, важно отметить направленность прокуратуры на профилактику правонарушений и преступлений, а также широкий спектр возможностей и практику взаимодействия с различными органами и организациями на государственном и международном уровне. Принципы обеспечения национальной безопасности и цели органов прокуратуры в целом схожи.
В этой же статье Закона о прокуратуре закреплены отрасли прокурорского надзора, в числе которых обозначены надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, предметом которых по своей сути и является реализация стратегических национальных приоритетов, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 (основных направлений обеспечения национальной безопасности) [11]. К примеру, в рамках осуществления надзорной деятельности прокуроры в силу пункта 7.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее — приказ ГП РФ № 195) [7] акцентируют внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина, что соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». Или согласно пункту 8 указанного приказа прокуроры осуществляют надзор в сфере экономики за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства, что соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Экономическая безопасность».
С учетом экологической обстановки в пункте 9 приказа ГП РФ № 195 в каждом регионе прокурорам предписано наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов, по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба, что соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Экологическая безопасность и рациональное природопользование».
В настоящее время, в период проведения Российской Федерацией специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (далее — СВО), особое внимание прокуроров уделено надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе законодательства о государственном оборонном заказе, своевременному предупреждению нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере, на что указывал и Президент России Владимир Владимирович Путин, принимая участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2023 году [10], что также, на наш взгляд, соотносится с содержанием стратегического национального приоритета «Оборона страны».
Следует отметить, что не только посредством инструментов прокурорского надзора прокуратура обеспечивает национальную безопасность в стране. Так, к примеру, стратегический национальный приоритет «Государственная и общественная безопасность» всецело отражается в таких направлениях деятельности органов прокуратуры как осуществление уголовного преследования в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, профилактика правонарушений и преступлений, правовое просвещение и правовое информирование, международное сотрудничество в форме заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью. Надзорный компонент, вместе с тем, также разнообразен и выражается в осуществлении надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, экстремистской деятельности, коррупции, законов в сфере миграции и др.
Указанное лишь малая часть того объема общественных отношений, законность в которых достигается посредством деятельности прокуратуры, тем самым обеспечивая национальную безопасность в стране. Кроме того, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые согласно Закону о безопасности и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации принимают участие в обеспечении национальной безопасности, в силу пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре — поднадзорна органам прокуратуры.
Сказанное позволяет заключить, что прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности хоть и является разновидностью прокурорского надзора за исполнением законов, как фундаментальной функции прокуратуры, но вместе с тем, по своей сущности, шире любой другой отрасли прокурорского надзора, равно как и любого другого направления деятельности прокуратуры, поскольку сами цели, задачи и предмет надзора за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности охватывают практически все сферы жизни личности, общества и государства.
Как справедливо отмечает профессор А. Я. Сухарев, «обеспечение порядка и законности является основной миссией прокуратуры» [9, с. 33]. В таком случае, целесообразно закрепить в Законе о прокуратуре обеспечение национальной безопасности в числе целей или функций прокуратуры Российской Федерации.
Примечательно, что в ранее действовавшем Законе о безопасности (1992) [3] была предусмотрена норма о прокурорском надзоре — статья 22 «Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности». В ней прописывалось, что «надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры». В действующем же Законе о безопасности отсутствует норма о прокурорском надзоре в сфере обеспечения национальной безопасности. По мнению ряда ученых необходимо устранить этот пробел путем введения соответствующей нормы в закон [1, с. 60], с чем мы согласны, поскольку фактически прокурорский надзор в данной сфере никуда не пропал и продолжает стабильно осуществляться (к примеру, в форме осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции, о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, и др.), иное не отвечало бы интересам личности, общества и государства, ведь прокуратура на протяжении всего периода своего существования служила и служит целям укрепления законности и правопорядка, обеспечивая безопасность страны.
Ранее нами отмечалось, что прокурорский надзор не является единственным направлением деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности, однако прокурорский надзор наиболее специфичный и в целом превалирующий в прокуратуре в настоящее время вид деятельности. Определим же содержание его дефиниции.
На наш взгляд, прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности — это деятельность, осуществляемая от имени Российской Федерации Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами, выражающаяся в проверке соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения действующих на территории России законов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе отношения по реализации органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности, удовлетворение национальных интересов, реализацию стратегических национальных приоритетов, посредством использования предусмотренных законом полномочий и правовых средств надзора.
Целями прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности являются обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов личности, общества и государства, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Цели прокурорского надзора достигаются посредством реализации поставленных задач.
К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере национальной безопасности, в самом общем виде, по нашему мнению, следует отнести укрепление законности, обеспечение точного и единообразного исполнения законов об обороне страны и всех видах безопасности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, в том числе государственной, общественной, информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической безопасности, безопасности личности, а также обеспечение такого состояния защищенности личности, общества, государства, при котором наличествуют благоприятные условия для сбережения народа России, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни и благосостояния граждан; защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепления обороны страны; поддержания гражданского мира и согласия в стране, укрепления законности, искоренения коррупции, защиты граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развития механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; развития безопасного информационного пространства, защиты российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; устойчивого развития российской экономики на новой технологической основе; охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов и рационального природопользования, адаптации к изменениям климата; укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранения культурного и исторического наследия народа России; поддержания стратегической стабильности, укрепления мира и безопасности, правовых основ международных отношений, достигаемые посредством реализации предоставленных прокурору законом полномочий по выявлению, предупреждению и устранению нарушений закона, как угроз национальной безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Литература:
- Кардашова И. Б. О проблемах определения роли прокуратуры в обеспечении национальной безопасности // Прокуратура в системе обеспечения национальной безопасности (Сухаревские чтения): сб. материалов III науч.-практ. конф. / под общ. ред. О. С. Капинус. — М., 2018. — С. 58–65.
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12 дек. 1993 г.: [в ред. от 1 июля 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О безопасности [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446–1. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Утратил силу.
- О безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ: [в ред. 9 нояб. 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1: [в ред. 30 дек. 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: [в ред. 31 июля 2020 г.]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 7 дек. 2007 № 195. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Юрайт, 2019. — 414 с.
- Сухарев А. Я. О роли прокуратуры в законодательном обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / А. Я. Сухарев // Научные основы национальной безопасности Российской Федерации: материалы семинара 24 мая 2005 г. — М., 2005. — С. 31–35.
- ТАСС. Путин поручил прокурорам особо следить за реализацией гособоронзаказа. — Режим доступа: https://tass.ru/politika/17273245.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».