Основы кооперации органов внутренних дел с различными органами государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.11.2019

Статья просмотрена: 2035 раз

Библиографическое описание:

Панькина, И. Ю. Основы кооперации органов внутренних дел с различными органами государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности / И. Ю. Панькина, Н. Ю. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64424/ (дата обращения: 16.12.2024).



Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной власти невозможно полное, объективное разрешение поставленных перед ней задач по охране общественного порядка и осуществления общественной безопасности. Таким образом, цель настоящей статьи — это всестороннее исследование способов и направлений взаимодействия органов отраслевого управления, представленных в лице полиции, с иным органами государственной и муниципальной власти общей компетенции для охраны общественного порядка.

Ключевые слова: общественная безопасность, органы внутренних дел, правоотношения, взаимодействие.

В правоотношениях, связанных с обеспечением общественной безопасности, затрагиваются интересы различных властных субъектов, начиная от высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства, заканчивая органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления и их представителями.

Как справедливо отмечает В. В. Тарышкин: «Вопрос взаимодействия органов внутренних дел и региональных органов государственной власти относится к числу системообразующих, т. к. в конечном счете является предпосылкой успешного выполнения стоящих перед ними правоохранительных задач, поскольку согласно ст. 10 Федерального закона «О полиции» взаимодействие с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами — один из основополагающих принципов полицейской деятельности. Его реализация способствует совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и общественной безопасности, соблюдению законности в деятельности органов внутренних дел, делает его публичным, доступным для государственного, общественного и гражданского контроля [1]».

Правовая регламентация взаимодействия полиции и органов государственной власти урегулированы подзаконными и ведомственными нормативными актами. Такими как Приказ Министерства юстиции РФ № 362, МВД РФ № 810, ФСБ РФ № 584 от 25 ноября 2010 г. «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма», Приказ МВД РФ № 737, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 900 от 18 октября 2010 г. «О внесении изменений в Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации», Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, утвержденное МВД РФ № 1/8656, ФНС РФ № ММВ-27- 4/11 13 ноября 2010 г., Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом МВД РФ от 2 сентября 2009г. № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти».

Наиболее ярко взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти проявляется на региональном уровне, где от имени последних выступают отраслевые министерства или специализированные органы исполнительной власти [2].

В вопросах, связанных с обеспечением общественной безопасности, полиция чаще всего взаимодействует с ФСБ РФ, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ, МЧС России, ФМС России, ФНС России и т. д.

Взаимодействие полиции с федеральными органами исполнительной власти по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается:

– единым пониманием поставленных перед ними задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения всеми взаимодействующими органами;

– знанием оперативной обстановки;

– наличием устойчивой и бесперебойной связи, постоянной взаимной информации о полученных новых данных в оперативной обстановке и действиях по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [3].

Для координации действий служб и подразделений МВД России с другими ведомствами и правоохранительными службами осуществляется организационно-методическая и практическая помощь при подготовке и проведении охранных мероприятий, а также осуществлялся контроль за принимаемыми мерами.

Ярким примером успешной кооперации различных служб и органов исполнительной власти в области обеспечения общественной безопасности является система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» («Система 112»), концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 716-р от 04.05.2012г.

Составители данной программы отмечают, что в условиях современного технологического развития одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Расширение грузопотоков и пассажиропотоков, рост плотности населения в городах, увеличение количества мест массового пребывания людей и усиление террористической угрозы поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы. В этой связи проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточными эффективностью ее функционирования и уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб.

Основными субъектами взаимодействия в рамках «Системы 112» являются службы экстренного реагирования, а именно служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба «Антитеррор», которые осуществляют прием от населения вызовов и сообщений. Ведомственная принадлежность данных служб соответствует государственным заказчикам программы, которыми являются МЧС России, Минкомсвязь России, МВД России, Минздравсоцразвития России и ФСБ России. Координирующим органом данной федеральной программы является МВД России.

Цели «Системы 112» определены следующим образом:

– ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;

– организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;

– уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;

– гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.

При этом сами авторы концепции «система 112» отмечают, что практическая реализация сопряжена с рядом проблем:

– нечеткое разделение полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы;

– недостаточность финансирования проекта в различных регионах;

– отсутствия типовых проектов на создание системы-112 в России (в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов, проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для республики Коми).

Тем не менее, наличие такой формы взаимодействия между различными правоохранительными службами позволяет ежегодно спасать жизни 10 000 тысяч человек [4].

Немаловажной проблемой в контексте обеспечения общественной безопасности является порядок взаимодействия органов внутренних дел с войсками национальной гвардии. Как уже отмечалось ранее, охрана общественного порядка является прямой обязанностью национальной гвардии. При этом данный орган исполнительной власти по своему правовому статусу является самостоятельным и в орбиту системы МВД России не входит. Тем не менее, фундаментом для построения войск национальной гвардии послужили внутренние войска МВД России, которые являлись значимым элементом в системе МВД России. Кроме того, в состав Росгвардии вошли ОМОН, СОБР, вневедомственная охрана, авиационные подразделения, лицензионно-разрешительная служба и др.

В соответствии с действующим законодательством МВД России и Росгвардия целый ряд одинаковых задач:

– осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность;

– участвовать в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

– участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

– участвовать в территориальной обороне Российской Федерации;

– оказывать содействие пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации и др.

А. А. Калинин отмечает, что взаимодействие между органами внутренних дел и войсками национальной гвардии обеспечивается и выражается через:

а) систему официальных отношений между органами внутренних дел и войсками национальной гвардии, регламентируемых юридическими предписаниями;

б) функциональное распределение, что подразумевает под собой «горизонтальный уровень»;

в) субординацию должностей, (вертикальный уровень), с четким объемом и мерой ответственности при принятии решений на разных уровнях;

г) систему коммуникаций, когда передача информации происходит сверху вниз, в виде отдачи распоряжений, указаний, заданий, и снизу вверх, в виде отчетов, а на горизонтальном уровне в виде консультаций, обмен мнениями равных субъектов взаимодействия.

Тем не менее, в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, которые бы четко регламентировали порядок, технологию и формы взаимодействия органов внутренних дел и войск национальной гвардии.

Как верно отмечает А. Ф. Майдыков, такое положение дел существенно затрудняет совместную деятельность, снижает эффективность и результативность работы, приводит к параллелизму и дублированию функций.

О необходимости правового разъяснения в части порядка взаимодействия МВД России и ФСВНГ РФ в своих работах упоминают и другие исследователи.

В этой связи на текущем этапе остается только рассуждать о том, на каких принципах и в каких формах должно осуществляться взаимодействие между Росгвардией и полицией в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

По мнению А. Ф. Майдыкова, совершенствование правового регулирования совместной деятельности органов внутренних дел и Росгвардии по решению общих для них задач должно идти по двум основным направлениям: 1) законотворчество; 2) межведомственное и ведомственное правовое регулирование. В рамках законотворческого направления ученый видит решение проблем в части дублирования полномочий двух правоохранительных структур посредством внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (например, в Федеральный закон «О полиции»). В то время как межведомственное правовое регулирование, по мнению ученого, должно быть направлено на определение тактической стороны деятельности территориальных органов МВД России и подразделений (органов) Росгвардии, технологий и механизмов их совместной работы.

В свою очередь, А. В. Бецков и Р. Н. Слепцов выделяют целый ряд проблем в области взаимодействия Росгвардии и органов внутренних дел, в который включают: отсутствие правовой регламентации форм и порядка совместного применения личного состава; системное запаздывание с оценкой обстановки и принятием решения на применение силовых подразделений; низкокачественное и несогласованное планирование совместных специальных мероприятий; отсутствие единообразных административно-правовых подходов в организации объединенной системы управления, форм и способ совместных действий для выполнения поставленных задач. При этом исследователи отмечают, что решить данные проблемы можно «с учетом прошлого накопленного опыта взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» [6].

На мой взгляд, такое предложение крайне бесперспективно и на практике реализовано быть не может. Это обуславливается в первую очередь тем, что внутренние войска находились внутри системы МВД России, и административно-управленческие отношения между внутренними войсками и органами внутренних дел имели «вертикальный» характер. В то же время Росгвардия является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти и административные отношения с полицией при таких обстоятельствах будут носить «горизонтальный» характер. Поэтому экстраполирование ранее накопленного опыта взаимодействия на другой тип административных правоотношений не будет иметь никакой практической пользы.

С учетом изложенного, я считаю, что взаимодействие между полицией и Росгвардией необходимо строить исходя из соблюдения требований законности, оно должно проходить на основании межведомственного (двойного) нормотворчества, регулирующего совместную деятельность органов внутренних дел и войск национальной гвардии. Порядок же функционирования каждого органа в отдельности должен по-прежнему регулироваться соответствующими федеральными законами. Осуществление взаимодействия должно происходить в условиях четкого разграничения компетенции и не приводить к слиянию деятельности указанных органов.

Одним из первых примеров установления взаимодействия между полицией и Росгвардией является двойной Приказ Росгвардии и МВД России № 54/90 от 22.02.2019г., которым был утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия. Я полагаю, что данный приказ является лишь первым шагом в установлении устойчивого и эффективного взаимодействия полиции и Росгвардии по различным вопросам, одним из которых станет обеспечение общественной безопасности.

Литература:

  1. Тырышкин В. В. Некоторые вопросы взаимодействия органов внутренних дел и региональных органов государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2018. — № 16–1. — С. 191–193.
  2. Захватов И. Ю., Петрова О. В. Проблемы взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти // Труды Академии управления МВД России. — 2009. — № 2 (10). — С. 70–73.
  3. Маркина Э. В. Взаимодействие органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. // Вестник Московского университета МВД России. — № 4. — С. 86–89.
  4. Официальный портал «Система 112» // http://112info.ru/sistema-112/ (дата обращения: 22.07.2019г.)
  5. Еферин В. П. Организация взаимодействия МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ) России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2017. — 2(42)
  6. Бецков А. В., Слепцов Р. Н. Организация взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации при участии в проведении контртеррористических операций.// Труды Академии управления МВД России. –№ 3 (47), 2018 — С.80–85.
Основные термины (генерируются автоматически): общественная безопасность, Российская Федерация, орган, национальная гвардия, исполнительная власть, общественный порядок, дело, государственная власть, служба, Россия.


Похожие статьи

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в направлении обеспечения национальной безопасности. Выделены актуальные проблемы (коллизии и пробелы) действующего законодательства, проанализирована эв...

Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина как одна из основных задач органов внутренних дел

Особое место в механизме охраны прав и свобод человека и гражданина занимают органы внутренних дел, что определяется целями их деятельности, которые направлены на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции...

Некоторые проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД РФ

В рамках настоящего исследования автором анализируются отдельные проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, определяется важность соответствия норм...

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения

Вопросы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в сфере здравоохранения на сегодняшний день являются насущной задачей государства. Для эффективной реализации рассматриваемой ...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации органами прокуратуры

В статье автор делает вывод о том, что прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в государстве, следовательно, является и субъ...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции

Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответст...

Полиция и общество: система и люди

В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью полиции, в том числе касающиеся профилактики правонарушений и привлечения граждан и обществен-ных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обес...

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В период активного развития общественно-политических отношений и улучшения информационной политики государства, средства массовой информации играют важную роль как один из ведущих социальных институтов. Взаимодействие между органами внутренних дел и ...

Похожие статьи

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в направлении обеспечения национальной безопасности. Выделены актуальные проблемы (коллизии и пробелы) действующего законодательства, проанализирована эв...

Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина как одна из основных задач органов внутренних дел

Особое место в механизме охраны прав и свобод человека и гражданина занимают органы внутренних дел, что определяется целями их деятельности, которые направлены на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции...

Некоторые проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД РФ

В рамках настоящего исследования автором анализируются отдельные проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, определяется важность соответствия норм...

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения

Вопросы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в сфере здравоохранения на сегодняшний день являются насущной задачей государства. Для эффективной реализации рассматриваемой ...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации органами прокуратуры

В статье автор делает вывод о том, что прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в государстве, следовательно, является и субъ...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции

Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответст...

Полиция и общество: система и люди

В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью полиции, в том числе касающиеся профилактики правонарушений и привлечения граждан и обществен-ных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обес...

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В период активного развития общественно-политических отношений и улучшения информационной политики государства, средства массовой информации играют важную роль как один из ведущих социальных институтов. Взаимодействие между органами внутренних дел и ...

Задать вопрос