Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.09.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет / В. В. Рябцова, Ю. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117765/ (дата обращения: 27.09.2024).



Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Решить эти проблемы помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Описание пособия

Напольная твистер — игра «Речевичок» — это многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач педагога во время игры. Данная игра рассчитана на детей 5–7 лет.

Данное пособие представляет из себя поле для игры в классический «Твистер» с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с детьми.

Игровое поле не занимает много места, легко складывается, что позволяет компактно хранить пособие. Плюсом является то, что дети знакомы с игрой «Твистер», охотно начинают играть в нее, а так же то, что на поле используются любимые цвета детей — красный, синий, зеленый, желтый.

Карточки с картинками напечатаны в цвете, заламинированы для долговечного использования и разложены в конверты по темам.

Подготовлены и сконструированы 2 додекаэра на лексические темы «Транспорт», «Профессии», 4 схемы формата А4 на лексические темы «Одежда», «Огород», «Мебель», «Посуда», по 4 карточки «Старт», «Финиш». К данному пособию подобрано множество игр, с множеством вариаций и усложнений, от простого к сложному, от одного возраста к другому.

Данное пособие охватывает развивающую речевую среду, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь.

Игра 1. «Угадай по описанию

pik9hhZIKWk

Цель: воспитывать у детей умение различать признаки предмета.

Игровой материал: игровое поле, карточки с изображением предметов, живых и неживых объектов.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на поле различные картинки в любом порядке и начинает описывать, что изображено на задуманной картинке. Первый догадавшийся, о каким предмете идет речь, встает на эту картинку. Дети могут перемещаться по полю, когда отгадают новый описанный предмет. Игра усложняется тем, что некоторые картинки становятся не видны из-за игроков на поле, нужно быть внимательными.

Вариативность: игру можно усложнить со временем тем, что описывать предметы, изображенные на карточках, начинают сами дети. Кто нашел задуманную карточку — начинает описывать следующую. Цель: учить рассказывать о предмете.

Игра 2 «Брат и сестра»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\JkxZ51AOSz8.jpg

Цель: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.

Игровой материал: игровое поле (2 дорожки), карточки с изображением девочки и мальчика, карточки с изображением одежды, игрушек, действий.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям познакомиться с братом и сестрой Артемом и Соней: «Это брат и сестра: Артем и Сонечка. Опиши, какие глаза у Артема, какие волосы у Сони, во что они одеты?», «Дети с родителями решили выйти на прогулку, во что они оденутся?». Далее дети, перебирая выданные им карточки, находят подходящую одежду и описывают ее, воспитатель помогает составлять рассказ, добавляя слова «застегнул, надел, заправил». Вставляют карточки в кармашки. Далее воспитатель говорит, что дети направились в кафе (игровую площадку, цирк, детский сад); дети продолжают составлять рассказ, вкладывая карточки в кармашки. Добавляются карточки с изображением «кого они встретили», «что делали», «чем все закончилось». Таким образом, заполняется карточками вся дорожка и получается связный описательный рассказ.

Вариативность: на дорожках уже разложены карточки по смыслу, дети передвигаются по полю и, сравнивая брата и сестру, рассказывают о них. Например, Артем надел синюю футболку и красные шорты, а Соня нарядное голубое платье. Артем пошел на площадку, а Соня в цирк…» Цель: учить детей составлять по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Игра 3 «Слоговые ступеньки»

ezU_-iuXGIY

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, карточки «Старт», «Финиш», 2 додекаэдра, на которых изображены профессии и автотранспорт (для игры выбирается одна из тем).

Ход игры:

Дети встают на дорожку на «Старте». Первый ребенок бросает додекаэдр и смотрит на картинку — из скольких слогов состоит слово — столько прыжков по кружкам делает ребенок. Например, у-чи-тель, 3 слога — на 3 ходовых круга перемещается ребенок. Побеждает тот, кто быстрее дошел до «Финаша».

Игра 4 «Сочини рассказ»

QhI0D05S33E

Цель: развивать умение связно, последовательно и выразительно составлять рассказы по картинкам.

Игровой материал: игровое поле, на котором от 1 до 4 игровых дорожек выложены карточки в определенной последовательности так, чтобы, шагая по полю можно было составить рассказ.

Ход игры:

Участвуют от 1 до 4 детей, каждый ребенок выбирает игровую дорожку и становится на «Старте». Передвигаясь вперед по игровому полю, ребенок составляет рассказ по картинкам в формате: Кто-то\ что-то—пришел куда-то—увидел кого-то \ что-то—сделал что-то –описание полученных эмоций — чем все закончилось. Например, Девочка Лиза в красивом голубом платье пришла на игровую площадку. Там она увидела маленького рыжего котенка. Они начали вместе играть. Лизе и котенку было очень весело! Девочка попросила родителей взять котенка к себе домой. По такой же схеме составляют свои рассказы остальные участники.

Вариативность: карточки со словами, обозначающие действия предметов, заменить на карточки с глаголами по УМК. Цель: повторять слова по УМК.

Литература:

  1. Дидактическое пособие по речевому развитию для детей 5–7 лет «Речевичок» Рябцова В. В., Ковалева Ю. А. https://intel-lect.ru/2023/12/18/767–23/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, карточка, игровое поле, артем, игра, игровой материал, ход игры, картинка, дорожка, игровая площадка.


Похожие статьи

Задать вопрос