Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.09.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет / В. В. Рябцова, Ю. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117765/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Решить эти проблемы помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Описание пособия

Напольная твистер — игра «Речевичок» — это многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач педагога во время игры. Данная игра рассчитана на детей 5–7 лет.

Данное пособие представляет из себя поле для игры в классический «Твистер» с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с детьми.

Игровое поле не занимает много места, легко складывается, что позволяет компактно хранить пособие. Плюсом является то, что дети знакомы с игрой «Твистер», охотно начинают играть в нее, а так же то, что на поле используются любимые цвета детей — красный, синий, зеленый, желтый.

Карточки с картинками напечатаны в цвете, заламинированы для долговечного использования и разложены в конверты по темам.

Подготовлены и сконструированы 2 додекаэра на лексические темы «Транспорт», «Профессии», 4 схемы формата А4 на лексические темы «Одежда», «Огород», «Мебель», «Посуда», по 4 карточки «Старт», «Финиш». К данному пособию подобрано множество игр, с множеством вариаций и усложнений, от простого к сложному, от одного возраста к другому.

Данное пособие охватывает развивающую речевую среду, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь.

Игра 1. «Угадай по описанию

pik9hhZIKWk

Цель: воспитывать у детей умение различать признаки предмета.

Игровой материал: игровое поле, карточки с изображением предметов, живых и неживых объектов.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на поле различные картинки в любом порядке и начинает описывать, что изображено на задуманной картинке. Первый догадавшийся, о каким предмете идет речь, встает на эту картинку. Дети могут перемещаться по полю, когда отгадают новый описанный предмет. Игра усложняется тем, что некоторые картинки становятся не видны из-за игроков на поле, нужно быть внимательными.

Вариативность: игру можно усложнить со временем тем, что описывать предметы, изображенные на карточках, начинают сами дети. Кто нашел задуманную карточку — начинает описывать следующую. Цель: учить рассказывать о предмете.

Игра 2 «Брат и сестра»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\JkxZ51AOSz8.jpg

Цель: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.

Игровой материал: игровое поле (2 дорожки), карточки с изображением девочки и мальчика, карточки с изображением одежды, игрушек, действий.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям познакомиться с братом и сестрой Артемом и Соней: «Это брат и сестра: Артем и Сонечка. Опиши, какие глаза у Артема, какие волосы у Сони, во что они одеты?», «Дети с родителями решили выйти на прогулку, во что они оденутся?». Далее дети, перебирая выданные им карточки, находят подходящую одежду и описывают ее, воспитатель помогает составлять рассказ, добавляя слова «застегнул, надел, заправил». Вставляют карточки в кармашки. Далее воспитатель говорит, что дети направились в кафе (игровую площадку, цирк, детский сад); дети продолжают составлять рассказ, вкладывая карточки в кармашки. Добавляются карточки с изображением «кого они встретили», «что делали», «чем все закончилось». Таким образом, заполняется карточками вся дорожка и получается связный описательный рассказ.

Вариативность: на дорожках уже разложены карточки по смыслу, дети передвигаются по полю и, сравнивая брата и сестру, рассказывают о них. Например, Артем надел синюю футболку и красные шорты, а Соня нарядное голубое платье. Артем пошел на площадку, а Соня в цирк…» Цель: учить детей составлять по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Игра 3 «Слоговые ступеньки»

ezU_-iuXGIY

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, карточки «Старт», «Финиш», 2 додекаэдра, на которых изображены профессии и автотранспорт (для игры выбирается одна из тем).

Ход игры:

Дети встают на дорожку на «Старте». Первый ребенок бросает додекаэдр и смотрит на картинку — из скольких слогов состоит слово — столько прыжков по кружкам делает ребенок. Например, у-чи-тель, 3 слога — на 3 ходовых круга перемещается ребенок. Побеждает тот, кто быстрее дошел до «Финаша».

Игра 4 «Сочини рассказ»

QhI0D05S33E

Цель: развивать умение связно, последовательно и выразительно составлять рассказы по картинкам.

Игровой материал: игровое поле, на котором от 1 до 4 игровых дорожек выложены карточки в определенной последовательности так, чтобы, шагая по полю можно было составить рассказ.

Ход игры:

Участвуют от 1 до 4 детей, каждый ребенок выбирает игровую дорожку и становится на «Старте». Передвигаясь вперед по игровому полю, ребенок составляет рассказ по картинкам в формате: Кто-то\ что-то—пришел куда-то—увидел кого-то \ что-то—сделал что-то –описание полученных эмоций — чем все закончилось. Например, Девочка Лиза в красивом голубом платье пришла на игровую площадку. Там она увидела маленького рыжего котенка. Они начали вместе играть. Лизе и котенку было очень весело! Девочка попросила родителей взять котенка к себе домой. По такой же схеме составляют свои рассказы остальные участники.

Вариативность: карточки со словами, обозначающие действия предметов, заменить на карточки с глаголами по УМК. Цель: повторять слова по УМК.

Литература:

  1. Дидактическое пособие по речевому развитию для детей 5–7 лет «Речевичок» Рябцова В. В., Ковалева Ю. А. https://intel-lect.ru/2023/12/18/767–23/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, карточка, игровое поле, артем, игра, игровой материал, ход игры, картинка, дорожка, игровая площадка.


Похожие статьи

Применение авторского дидактического пособия «Умный малыш» для всестороннего развития детей раннего возраста

Применение дидактического пособия «Поварёнок» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста 4–7 лет

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет)

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Похожие статьи

Применение авторского дидактического пособия «Умный малыш» для всестороннего развития детей раннего возраста

Применение дидактического пособия «Поварёнок» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста 4–7 лет

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет)

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Задать вопрос