Административная ответственность субъектов за совершение правонарушений в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.09.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кротова, В. В. Административная ответственность субъектов за совершение правонарушений в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа / В. В. Кротова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117751/ (дата обращения: 27.09.2024).



Встатье проводится анализ статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящихся к правонарушениям в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа, рассматриваются меры административной ответственности субъектов государственного оборонного заказа, дается классификация противоправным деяниям в данной области.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, государственный заказчик, головной исполнитель, исполнитель, уполномоченный банк, административный штраф, предупреждение, ответственность.

The article analyzes the articles of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses related to offenses in the field of legislation on public procurement in the field of state defense orders, examines measures of administrative responsibility of subjects of state defense orders, and gives a classification of illegal acts in this area.

Keywords : state defense order, state customer, head contractor, contractor, authorized bank, administrative fine, warning, liability.

В сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ) государственные закупки являются важнейшим инструментом для своевременного и качественного удовлетворения нужд государства в области национальной обороны и безопасности. Невзирая на широкое регулирование и контроль данного сектора со стороны органов исполнительной власти, не редкими являются случаи выявления нарушений со стороны исполнителей ГОЗ, в связи с чем одним из актуальных направлений правоприменительной практики является юридическая ответственность за правонарушения в данной области. В случае совершения правонарушений в области законодательства о государственных закупках в сфере ГОЗ виновные субъекты несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Система административной ответственности представлена довольно внушительным числом статей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), которые условно можно разделить на две группы: общие и специальные [5, с. 108].

К общей группе можно отнести статьи КоАП РФ, содержащие составы административных правонарушений в сфере закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1,2,21 ст.7.29, ст.7.29.3, 7.30, 7.31.1, 7.32, 7.32.6, ч.11 ст.916 КоАП РФ). Общий порядок государственных закупок предусмотрен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Закупки же в сфере ГОЗ регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон 275-ФЗ), который является по отношению к Закону № 44-ФЗ специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ.

К специальной группе относятся составы административных правонарушений, устанавливающие ответственность именно за государственные закупки в сфере ГОЗ (ч.3 ст.7.29, ст.7.29.1, 7.29.2, ч.15 ст.7.30, ст.7.32.1, 14.49, 14.55, 14.55.1, 14.55.2,1514, 15.37,15.40, 15.40.1, 19.4.2, 19.7.2, 23.82 КоАП РФ).

Субъекты закупок в сфере ГОЗ можно разделить на три группы:

  1. Государственный заказчик.
  2. Исполнители ГОЗ (головной исполнитель, подрядчик, поставщик и пр.).
  3. Уполномоченный банк.

Следует отметить, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29–7.32, 7.32.1, гл. 15, ст. 19.7.2 КоАП РФ, специальные субъекты (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов) несут административную ответственность на общих основаниях [8, с. 484].

Государственным заказчиком ГОЗ является федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», обеспечивающие поставки продукции по ГОЗ [3]. Ответственность за нарушения законодательства о закупках в сфере ГОЗ государственным заказчиком будет возлагаться на должностных лиц. Санкциями статей КоАП РФ (ч.3 ст.7.29, ч.1 ст. 7.21.1, ч.2 ст.7.29.1, ч.15 ст.7.30, ст.7.32.1, ч.2 ст.14.55) предусмотрены административные штрафы в размере от 30 до 50 тыс. руб. Данные санкции могут быть применены к должностным лицам за:

– размещение закрытой закупки без согласования с контрольным органом или размещение её на отличных от согласованных условий (ч.3 ст.7.29 КоАП РФ);

– нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены контракта для конкурентной закупки (ч.1 ст. 7.21.1 КоАП РФ) или с единственным поставщиком (ч.2 ст. 7.21.1 КоАП РФ);

– нарушение сроков размещения заказа на поставку товаров по ГОЗ (ч.15 ст.7.30 КоАП РФ);

– нарушение сроков и порядка оплаты товаров по ГОЗ, в том числе невыплата аванс по контракту ГОЗ (ст.7.32.1 КоАП РФ);

– нарушение условий контракта по ГОЗ (ч.2 ст.14.55 КоАП РФ).

Принятие решения должностным лицом государственного заказчика о закрытом способе закупки в случае, когда Закон № 44-ФЗ не предусматривает такую процедуру, или нарушения порядка и сроков направления информации и документов на согласование влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере 50 тыс. руб. (ч.2.1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Часть 4 ст. 7.29 КоАП РФ предусматривает административные штраф в размере 100 тыс. руб. за принятие решения о размещении ГОЗ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), хотя поставщик должен был определяться путем конкурса или аукциона. Способы определения поставщиков определены Законом 44-ФЗ. Величина данного штрафа вдвое превышает максимальный размер административного штрафа для должностных лиц, установленный ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ [6]. Данная мера была введена Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» для усиления ответственности должностных лиц государственного заказчика при принятии подобного решения, а также в целях борьбы с коррупцией.

Головным исполнителем поставок продукции/выполнения работ/ оказания услуг по ГОЗ является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по ГОЗ. Исполнителем же признается юридическое лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем. К административной ответственности могут быть привлечены не только должностные лица исполнителей ГОЗ, но и само юридическое лицо.

В части касающейся уклонения от заключения ГОЗ административная ответственность коснется поставщиков вооружения и военной техники, у которых нет российских аналогов (ч.1 ст.7.29.2 КоАП РФ), или поставщиков (исполнителей, подрядчиков) гособоронзаказа, которые занимают доминирующее положение (ч.2 ст.7.29.2 КоАП РФ), если заключение такого договора является обязательным. За данные правонарушения предусматривают административные штрафы в размере 30–50 тыс. руб. для должностных лиц, для юридического лица — 300 тыс. — 1 млн руб.

В части касающейся цены государственного контракта выделены следующие правонарушения:

– необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ (ч.1 ст. 14.55.2 КоАП РФ), влекущее за собой административный штраф в размере 20–50 тыс. руб. для должностных лиц, 300 тыс. — 1 млн руб. для юридического лица;

– изменение условий государственного контракта по ГОЗ, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена Законом 44-ФЗ (ч.4.1 ст.7.32 КоАП РФ). В данном случае административный штраф составит для должностных лиц 50 тыс. руб, для юридического лица — 500 тыс. руб.

В части касающейся исполнения государственного контракта по ГОЗ в КоАП РФ выделены следующие правонарушения исполнителей:

– нарушение условий контракта в части: количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч.1 ст.14.55 КоАП РФ). Штраф возлагается на должностных лиц в размере 30–50 тыс. руб.;

– включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, которые не связаны с её производством (реализацией) (ч.2 ст. 14.55.2 КоАП РФ). В данном случае административные штраф для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридического лица — в двукратном размере суммы не относящихся к производству затрат, которые включили в себестоимость.

– ликвидация или перепрофилирование без согласования с заказчиком производственных мощностей для поставок продукции по ГОЗ в случае прекращения поставок такой продукции на очередной год и плановый период (ст.14.55.1 КоАП РФ) Административный штраф для должностных лиц — 30–50 тыс. руб., для юридического лица — 300 тыс. руб. — 1 млн руб.;

– нарушение сроков и порядка оплаты товаров головным исполнителем, в том числе невыплата аванса исполнителю (ч.2.1 ст.14.55 КоАП РФ). Данное правонарушение предполагает административный штраф для должностных лиц головного исполнителя в размере 30–50 тыс. руб.

Также КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ч.1 ст.15.37 КоАП РФ), предполагающая административный штраф для должностного лица 20–50 тыс. руб., для юридического лица 300–500 тыс. руб. Данное правонарушение является формальным, так как достаточно одно лишь факта правонарушения вне зависимости от наступивших последствий.

Законом 275-ФЗ установлено, что банковское сопровождение государственных контрактов по ГОЗ осуществляется уполномоченным банком, отличительной чертой которого является наличие лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В связи с чем уполномоченный банк также является субъектом закупок в сфере ГОЗ и к нему также применяются административные методы регулирования. В КоАП РФ предусмотрены административные наказания к должностным лицам уполномоченных банков за:

– совершение операции по открытому для головного исполнителя или исполнителя счету, проведение которых не предусмотрено Законом-275-ФЗ (ст.15.40 КоАП РФ). В данном случае штраф для должностного лица составит 100 тыс. руб. — 1 млн руб.;

– неисполнение обязанности по банковскому сопровождению сделки (ст.15.40.1 КоАП РФ), штраф для должностного лица составит 30–50 тыс. руб.

Данные статьи КоАП РФ являются формальными, так как уполномоченный банк попросту лишен мотивации в совершении данных правонарушений.

Также следует упомянуть, что административный штраф в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере государственных закупок по ГОЗ, может быть заменён предупреждением, в случае, когда административное правонарушение совершено впервые и отсутствует вред или возможность возникновения угрозы вреда безопасности государства, а также при отсутствии имущественного вреда (ст.3.4 КоАП РФ).

На практике часто складывает ситуация, когда совершенное административное правонарушение признается малозначительным, то есть хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В таком случае лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от административной ответственности и получит лишь устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ).

Таким образом, анализируя административную ответственность субъектов за совершение правонарушений в области законодательства о государственных закупках в сфере ГОЗ, можно сделать вывод, что законодателями довольно подробно проработана. Каждое действие/бездействие подкрепляется нормой КоАП РФ, предполагающей административную ответственность за правонарушения в данной области. Это сделано, прежде всего, для усиления контроля за реализацией государственных контрактов в сфере ГОЗ, так как невыполнение или нарушение законодательных норм в сфере ГОЗ.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 17.09.2024).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 08.08.2024) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 17.09.2024).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 22.07.2024) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/(дата обращения: 17.09.2024).
  4. Федеральный закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 23.06.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328164/ (дата обращения: 17.09.2024).
  5. Ниетбаев А. А. Анализ административной ответственности в рамках реализации государственного оборонного заказа // Молодой учёный. 2021 г. № 36 (378). С.108–110.
  6. Самойлов А. В. О дополнительных мерах по усилению ответственности за нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках государственного оборонного заказа // СПС КонсультантПлюс. URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=127195&ysclid=m16f46fx7u582965048#YRNPdOUjV5gWkyY8 (дата обращения: 15.09.2024).
  7. Федина Л. М. Некоторые правовые аспекты применения административного законодательства в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2022 г. № 7(170). С. 142–143.
  8. Хорунжий И. А. Административная ответственность исполнителей за нарушения государственного оборонного заказа Российской Федерации // Образование и право. 2023 г. № 6. С. 483–486.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административный штраф, юридическое лицо, государственный заказчик, Российская Федерация, административная ответственность, головной исполнитель, государственный контракт, государственный оборонный заказ, должностное лицо.


Похожие статьи

Задать вопрос