Статья посвящена правовому регулированию договора поставки для государственных (муниципальных) нужд в сфере закупок. Рассмотрен механизм поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам, регулирующим процесс поставки для государственных нужд.
Ключевые слова: договор, контракт, государственные нужды, государственный заказчик, поставка.
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых договоров поставки товаров для государственных нужд. Законодательством определены основания и регламентированы отношения, возникающие из поставки необходимых для государственных учреждений товаров [1, с. 11].
В соответствии с законодательством Приднестровья в сфере закупок под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключаемый от имени Приднестровья (муниципального образования) государственным (муниципальным) заказчиком для обеспечения соответственно государственных (муниципальных) нужд.
Система актов законодательства Приднестровья в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных), коммерческих нужд основывается на статьях Гражданского кодекса Приднестровья и состоит из законодательства Приднестровья в части закупок и иных актов законодательства Приднестровья, принятых в соответствии с ним.
Согласно Гражданскому кодексу Приднестровья поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд осуществляется на основе государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд). При недостаточности этих норм применяется специальное законодательство о поставках товаров для государственных нужд.
Законом, регулирующим вопросы в сфере закупок, могут быть установлены иные правила осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В настоящее время на территории Приднестровья функционирует закон в сфере закупок, который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных (муниципальных) нужд и коммерческих нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, контроля расходования средств коммерческими заказчиками в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, контроля за соблюдением законодательства Приднестровья в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд [3, с. 47].
Государственный или муниципальный поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд преимущества предоставляются следующим участникам закупки:
а) учреждения и организации уголовно-исполнительной системы, в том числе организации любых организационно-правовых форм, использующие труд лиц, осужденных к лишению свободы, и (или) лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях;
б) организации, применяющие труд инвалидов;
в) отечественные производители;
г) отечественные импортеры [2, с. 83].
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, когда закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно законодательству Приднестровья в сфере закупок, заказчик обязан предоставлять участникам закупки, указанным в вышеуказанных подпунктах а)–в), преимущества в отношении предлагаемых ими цен контракта в размере 10 процентов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Приднестровья.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, когда закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно действующему законодательству в сфере закупок, заказчик обязан предоставлять участникам закупки, указанным в вышеуказанном подпункте г), преимущества в отношении предлагаемых ими цен контракта в размере 5 процентов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Приднестровья. Данное преимущество предоставляется участникам закупки при наличии в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участников, указавших в заявке иностранную валюту для оплаты контракта.
Таким образом, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан участник, которому предоставлено преимущество, контракт заключается по цене, сформированной с учетом преимущества.
Если в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) участвуют исключительно участники с равным размером преимущества, в отношении предлагаемых ими цен контракта, преимущества в таком случае участникам не предоставляются [5, с. 94].
Как показывает анализ законодательства, в государственном контракте и договоре поставки для государственных нужд поставщиком выступает одно и то же лицо, т. е. это может быть физическое (индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо. Другой стороной применительно к государственному контракту назван государственный заказчик. В отличие от договора поставки товаров для государственных нужд он не называется покупателем, но в законе сказано, что товары по указанию государственного заказчика могут передаваться другому лицу, которое и является покупателем. В то же время, когда речь идет о заключении договора поставки товаров для государственных нужд, в качестве другой стороны назван помимо поставщика и покупатель.
Поставки продукции для государственных нужд осуществляются в целях создания и поддержания государственных материальных резервов, поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности, обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств; реализации целевых программ [4, с. 121].
Литература:
- Бобкова О. В. Договоры поставки: практическое пособие. М..2012. — 11 с.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. — М..2011. — 83 с.
- Заботина Н. Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Волгоград. — 2006. — 47 с.
- Махненко Р. Н. Основания и последствия расторжения договора в российском гражданском праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Краснодар. 2006. — 121 с.
- Ровный. В. В. Конструкция договора купли продажи в законодательстве и доктрине. //Гражданское законодательство РК: Статьи, комментарии, практика 2002. — № 14. 94 с.