В статье рассматриваются вопросы международной концепции регулирования искусственного интеллекта, учитывая имеющийся зарубежный и отечественный опыт.
Ключевые слова: искусственный интеллект, обеспечение безопасности.
Фрагментарное регулирование искусственного интеллекта (далее — ИИ) национальными законодательствами по всему миру приводит к разрозненности взглядов на снижение рисков использования технологии, разработке необходимых протоколов, принципов применения ИИ в конкретных сферах. Это разнообразие подходов отражает не только различные уровни развития технологии ИИ, но и национальные правовые и культурные особенности. Разрабатываются различные национальные подходы, но в то же время международная концепция отсутствует.
Основная проблема правового регулирования ИИ заключается в отсутствии унифицированных стандартов и законов, применимых на международном уровне, что создает пробелы в ответственности и защите прав при его использовании. Трудности вызывает определение степени автономности ИИ и связанных с этим юридических лиц. Динамичное развитие технологий опережает способность законодательных органов адаптироваться и внедрять соответствующие нормы, что осложняет обеспечение безопасности, этики и защиты данных.
В разных странах мира интенсивность регулирования сильно варьируется: от строгих рамочных законов до более либеральных подходов или полного отсутствия специализированных регуляций.
В современном мире наблюдается два уровня законодательного регулирования сферы искусственного интеллекта. Первый — касается понимания роли ИИ в общественно-экономических отношениях, выявления глобальных тенденций его развития и выработки национальных стратегий в этой сфере. Второй же представляет собой последовательную реализацию утвержденных национальных стратегий и разработку законодательной базы для сферы ИИ.
В более чем тридцати странах по всему миру существуют национальные стратегии, ориентированные на развитие ИИ. Среди этих стран Китай, США, Франция, Россия, Корея, Канада и Великобритания.
Например, Франция представила свою Национальную стратегию по искусственному интеллекту под названием France IA в 2018 году, в то же время Канада разработала Общеканадскую стратегию искусственного интеллекта, а Китай представил План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения.
При проведении исследований по регулированию искусственного интеллекта авторы все чаще приходят к выводу о необходимости установления международных норм в области взаимодействия людей в контексте развития искусственного интеллекта, включая этические аспекты использования ИИ.
В современном мире все чаще обсуждается вопрос создания международных стандартов, регулирующих использование и развитие искусственного интеллекта. В этой связи предлагается универсальный подход, который способствует не только прогрессу в области ИИ, но и служит интересам человечества, способствуя достижению мира и устойчивого развития.
В 2019 году выпущен Доклад по этике ИИ (2019) Всемирной комиссии по этике научных знаний и технологий ЮНЕСКО о нравственных проблемах в области искусственного интеллекта. Одним из ключевых моментов, поднимаемых в документе, является необходимость ориентированного на человека управления искусственным интеллектом. Ученые и эксперты пришли к выводу, что этот аспект играет важную роль в обеспечении безопасности и этичности разработки и использования технологий ИИ.
Разработка и внедрение систем ИИ в наше время становится все более значимой и актуальной темой. При этом особое внимание следует уделять вопросам обеспечения безопасности во всех аспектах его использования. Для обеспечения кибербезопасности систем ИИ необходимо внедрять современные и надежные средства на всех этапах их жизненного цикла.
Помимо этого, важно разрабатывать и внедрять механизмы аутентификации и подтверждения происхождения контента, созданного при помощи генеративного ИИ. Необходимо также активно проводить научные исследования и инвестировать в мероприятия, направленные на управление социальными рисками и рисками безопасности систем ИИ.
Особое значение следует придавать разработке систем ИИ, которые способны решать глобальные проблемы, такие как изменение климата, улучшение здравоохранения и образования.
Первый в мире закон об искусственном интеллекте принял Европарламент в марте 2024 года [1]. Основной целью закона стала защита фундаментальных основ демократического общества и правового государства в условиях высокорискованного искусственного интеллекта (ИИ), а также стимулирование инноваций в данной области.
В США в октябре 2023 г. президент подписал Указ о безопасном, надежном и заслуживающем доверия ИИ, который требует от создателей систем ИИ обеспечить прозрачность процессов через передачу данных правительству о результатах тестирования безопасности и другой важной информацией до того, как разработка выйдет на рынок [2].
Летом 2023 года в Китае были утверждены Временные меры по контролю за генеративными системами искусственного интеллекта [3]. Разработчикам генеративного ИИ предписывается обязанность по обеспечению точности и надежности создаваемого контента, а также повышать прозрачность предоставляемых услуг.
Правительство Италии разрабатывает законопроект, который предусматривает ужесточение наказания за преступления, совершенные с использованием инструментов искусственного интеллекта (ИИ).
В апреле 2023 года заявлена разработка законопроекта о регулировании в сфере ИИ в России, который будет уделять внимание защите рынка труда от негативного влияния ИИ, ответственности за разработку систем ИИ, создаваемый с их помощью контент, а также ответственность за использование технологии мошенниками.
На международной арене на данный момент не имеется соглашения, посвященного ИИ. Различные страны активно применяют новые методы в законодательстве по его регулированию, в частности, путем организации специальных зон для тестирования законов. В частности, в ноябре 2019 года ЮНЕСКО было поручено разработать рекомендации об этических аспектах ИИ, к настоящему моменту создан первый проект этого документа [4].
Таким образом, обзор отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего вопросы ИИ, позволяет сделать следующие выводы:
- Международное регулирование ИИ представляет собой сложный комплекс правовых и этических вопросов, требующих согласованных действий на глобальном уровне. Регулирование находится в процессе своего становления и осуществляется, как правило, на уровне стратегий, планов как основополагающих и направляющих дальнейшее правовое развитие документов.
- В центре обсуждений стоят вопросы понятийного аппарата, конфиденциальности, безопасности, ответственности и защиты прав человека; сохранение баланса между стремлением к инновациям и интересами личности, общества и государства; определение норм этики, регулирующих функционирование и применение ИИ. Перспективным направлением является создание универсальной международной платформы для обсуждения стандартов использования ИИ. Необходимо выявить группу признаков, исходя из которой будет определяться, регулируется ли система как технология ИИ или нет. Предпочтительным вариантом будет постепенное внедрение механизма регулирования, основанного на оценке рисков: сначала введение определенных законодательных требований и процедур в зонах с высоким риском, а затем улучшение инструментов на основе комплексного анализа угроз, доказательств, результатов опросов и реальных случаев.
Литература:
- Artificial Intelligence Act: MEPs adopt landmark law. — Текст: электронный // European Parliament: [сайт]. — URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20240308IPR19015/artificial-intelligence-act-meps-adopt-landmark-law (дата обращения: 08.08.2024).
- Executive Order on the Safe, Secure, and Trustworthy Development and Use of Artificial Intelligence. — Текст: электронный // THE WHITE HOUSE: [сайт]. — URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2023/10/30/executive-order-on-the-safe-secure-and-trustworthy-development-and-use-of-artificial-intelligence/ (дата обращения: 08.08.2024).
- Регулирование искусственного интеллекта: первые шаги. — Текст: электронный // Институт статистических исследований и экономики знаний: [сайт]. — URL: https://issek.hse.ru/news/886273942.html (дата обращения: 08.08.2024).
- Первый проект рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта — Текст: электронный // ООН по вопросам образования, науки и культуры: [сайт]. — URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373434_rus/PDF/373434rus.pdf.multi (дата обращения: 08.08.2024).