Основы планирования физической нагрузки на занятиях по мини-футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 24.08.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Середа, К. И. Основы планирования физической нагрузки на занятиях по мини-футболу / К. И. Середа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 172-176. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117323/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены теоретические основы планирования физической нагрузки тренером. В частности, в статье рассмотрено понятие планирования, виды планирования, периоды, которые принято выделять в годичном цикле; информация предоставлена с учетом специфики вида спорта (мини-футбол). В статье также рассматриваются микроциклы, мезоциклы и макроциклы, их трактовки, соотношение между собой; важно отметить, что в статье представлены классификации микроциклов.

Ключевые слова: мини-футбол, планирование физической нагрузки, годичный цикл, микроциклы.

Планирование физической нагрузки является необходимым условием достижения целей занимающимся в любом виде спорта. Данная статья ставит перед собой цель рассмотреть именно основы планирования физической нагрузки при учете специфики такого вида спорта, как мини-футбол.

Рациональным видится дать определение термину «планирование». С точки зрения В. П. Губы, планирование это, в первую очередь, различные установки, благодаря которым преподаватель/тренер может поставить конкретные задачи, определить конкретные средства, которые будут применены в процессе занятий, а также подобрать соответствующие методы и формы занятий. Планирование, в соответствии с воззрениями В. П. Губы, это структурообразующий процесс [2, С. 38]. А. А. Стеблев, Г. Е. Никитин в своих изысканиях близки к предыдущей трактовке, они рассматривают планирование как процесс поиска эффективных средств подготовки, их распределение в рамках конкретного этапа/цикла, что позволяет достичь желаемых результатов [5, С. 155]. В подобной трактовке упор делается именно на эффективность используемых средств для достижения поставленных целей, а равно — желаемых результатов. М. А. Годик отмечает, что планирование является завершающей стадией цикла, которой предшествуют сбор информации об объекте и среде, в которой объект функционирует, и анализ полученной информации. В таком ключе планирование видится, как составляющая, элемент определенной структуры, позволяющей добиваться поставленных результатов [1, С.3–4]. П. Дж. Л. Томпсон характеризует планирование, как процесс целеполагания. В своем труде автор делает упор на долгосрочное планирование, поэтому указывает, что планирование — это процесс, который не должен подстраиваться под соревновательный период, о котором речь пойдет далее. П. Дж. Л. Томпсон отмечает, что планирование представляет собой цикличный процесс, который строится из нескольких взаимосвязанных этапов: этап постановки целей, этап реализации поставленных целей, анализ результатов [6, С. 122–123].

Следовательно, «планирование» — процесс целеполагания, который позволяет поставить определенные задачи, определить эффективные средства, методы и формы занятий, необходимые для достижения необходимых результатов в рамках определенного периода/этапа/цикла.

Теперь рациональным видится перейти к рассмотрению видов планирования. В. П. Губа [2, С. 41–46] указывает, что существуют следующие виды планирования: 1) перспективное планирование, 2) текущее планирование, 3) оперативное планирование. Стоит обратится к рассмотрению данных видов планирования:

1) Перспективное планирование — долгосрочное планирование, от 2 лет и более; фактически представляет собой такой план, который захватывает несколько лет и строится на долгосрочной основе. Рамки данного периода могут быть различными и основываются на нескольких показателях: на возрасте занимающихся, уровне физической подготовленности учащихся, стаже занятий мини-футболом. Данный вид планирования необходим в том случае, если речь идет об учебном плане/плане подготовки (командном/индивидуальном), о многолетней программе.

2) Текущее планирование — планирование в пределах 1 года, аналогично его можно именовать годичный цикл. Здесь существует некая временная конкретность (в отличии от предыдущего и последующего вида планирования). Данный вид планирования применяется для составления планов — конспектов/планов подготовки спортсмена или целой команды, но именно в рамках одного года.

3) Оперативное планирование — как и в случае с первым указанным видом планирования, сроки данного вида планирования весьма неоднозначны и жестко не закреплены. Данный вид планирования может применяться тренером в том случае, если он хочет составить план какого — либо занятия/урока, серии занятий в течении недели, серии занятий в течении определенного месяца. Следовательно, под выбранный период формируется конкретный план, к примеру, план тренировочного занятия или, даже, план подготовки к соревнованиям [2, С. 41–46].

Важно заметить, что в годичном цикле при планировании выделяются несколько периодов. Традиционно принято выделять: 1) подготовительный период (включает в себя общеподготовительный и специально-подготовительный этапы), 2) соревновательный период, 3) переходный период. В литературе может встречаться и иная периодизация с выделением дополнительных этапов в виде микроциклов, о микроциклах будет сказано далее. Сейчас же рационально рассмотреть ранее выделенные этапы подробнее:

  1. Подготовительный период. Подготовка мини-футболистов представляет собой здесь главную ценность; в данный период необходимо разнообразие и различность физической нагрузки для того, чтобы подготовка была наиболее успешной. Данный период является ключевым для младшего школьного возраста, о чем далее будет сказано подробнее.

а) Общеподготовительный этап. Этот этап направлен на то, чтобы занимающийся смог приобрести достаточный/необходимый уровень спортивная форма. Под достаточностью и необходимостью тут стоит понимать такую спортивную форму, которая позволит занимающемуся нормально развивать специальную подготовку. Уровень общей физической подготовки напрямую будет влиять на эффективность специальной.

б) Специально-подготовительный этап. Если на предыдущем этапе общая физическая превалировала на специальной подготовкой, то теперь они меняются местами. При этом, улучшается физическая форма.

  1. Соревновательный период. Направленность данного периода — сохранение достигнутой спортивной формы и реализация поставленных целей. Общая и специальная физическая подготовка в данном периоде не может быть снижена в сравнении со специально — подготовительным периодом. На занятиях значительно возрастает доля соревновательных и специально — подготовительных упражнений. Предлагается выделять также промежуточный подготовительный этап, который может быть либо общеподготовительным, либо специально-подготовительным.
  2. Переходный период. Для данного периода характерно снижение интенсивности деятельности. В сравнении с предыдущим этапом, здесь изменяются средства, методы; теперь они направлены на то, чтобы сохранить/поддержать достигнутый уровень физической подготовленности [2, С. 46–48].

Теперь рационально перейти к рассмотрению микроциклов, мезоциклов и макроциклов. Рационально представить трактовки данных понятий и, затем, отобразить их схематически для большей наглядности. Микроцикл представляет собой минимальное звено в области планирования физической подготовки. Если представить тренировочный процесс в мини-футболе, как систему, структуру, то микроцикл будет представлять собой единицу данной структуры. Давая характеристику микроциклу, необходимо отметить, что определенный временной период за ним не закреплен, следовательно микроцикл может включать в себя любое количество дней. Мезоцикл — средний тренировочный цикл, который включает в себя ряд законченных микроциклов. Протяженность мезоцикла, в прочем, как и микроцикла, может быть различной. Главное видится в том, что данная серия микроциклов должна быть логично представлена и заранее спланирована в рамках мезоцикла. Поскольку мезоцикл — есть серия микроциклов, важно указать на важность его корректного выделения, которая продиктована тем, что именно мезоцикл позволяет проследить и при необходимости провести регуляцию суммарной нагрузки, которая образуется на каждом микроцикле [4, С.210]. Макроциклы — есть совокупность мезоциклов, которые в свою очередь представляют собой совокупность микроциклов. Здесь наблюдается преемственность и постепенное укрупнение периодов. Макроцикл является наиболее крупным периодом в планировании физической нагрузки. Четких временных рамок макроцикл не имеет, он может быть, как больше года, так и меньше, однако, чаще всего, когда говорится о макроцикле, подразумевается, что его протяженность будет равна 1 году [4, С.465–466].

Представим данные определения в виде схемы (Рис. 1) для большей наглядности.

Соотношение понятий макроцикл, мезоцикл, микроцикл

Рис. 1. Соотношение понятий макроцикл, мезоцикл, микроцикл

Важно понимать, что микроциклы и мезоциклы могут быть различны. Предполагается, что тренер будет подбирать конкретный микроцикл или мезоцикл в соответствии с поставленными целями. В литературе нет единого мнения по поводу микроциклов, мезоциклов и макроциклов. Рационально привести две наиболее часто встречающиеся классификации микроциклов, первая будет оформлена в виде таблицы (Табл. 1) на основе данных В. Б. Иссурина [3]. А вторая классификация, составленная по данным Л. П. Матвеева [4], будет содержать не только характеристику микроциклов, но и сравнительный анализ с классификацией В. Б. Иссурина.

Таблица 1

Микроцикл: нагрузка, особенности, примерная длительность

Микроцикл

Нагрузка (уровень)

Период

Втягивающий

С

от 5 до 7 дней

Нагрузочный

З/В

от 5 до 9 дней

Ударный

ОВ/П

от 4 до 7 дней

Предсоревновательный

С

от 5 до 7 дней

Соревновательный

В/ОВ

от 2 до 7 дней

Восстановительный

Н

от 3 до 7 дней

Н — низкая нагрузка, С — средняя нагрузка, З — значительная нагрузка, В — высокая нагрузка, ОВ — очень высокая нагрузка, П — предельная нагрузка.

Л. П. Матвеев [4, С.452–505] выделяет несколько иную классификацию микроциклов:

— Втягивающий микроцикл. Данный микроцикл также присутствует у В. Б. Иссурина и предполагает среднюю нагрузку [3, С.139]. Л. П. Матвеев же указывает, что нагрузка должна быть низкой, так как здесь преследуется цель подготовить организм к дальнейшему совершенствованию физической формы занимающегося. Также рационально применять этот микроцикл в том случае, если субъект перенес заболевание [4, С.452–505].

— Базовый микроцикл. Л. П. Матвеев указывает, что данные микроцикл рационально применять в общеподготовительном периоде, если следовать выявленной ранее периодизации, установленной В. П. Губой [2]. Если обращаться к классификации В. Б. Иссурина, то данному типу будет соответствовать нагрузочный микроцикл [3, C.139]. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] же указывает на большой объем нагрузок, при котором как раз таки должны происходить процессы адаптации. Фактически, Л. П. Матвеев говорит о том, что именно этот микроцикл позволяет решить множество проблем физической подготовки занимающихся [4, С.452–505].

— Контрольно — подготовительные (специальноподготовительные/модельные) микроциклы. Специальноподготовительный микроцикл предполагает среднюю нагрузку, но при этом, интенсивность должна возрастать. Модельный микроцикл предполагает контроль за тем, насколько занимающийся готов к соревновательной деятельности; предполагает среднюю физическую нагрузку. Данные микроциклы можно соотнести с предсоревновательными, выделенные В. Б. Иссуриным [3, С.139]. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] указывает, что перечисленные микроциклы рационально применять на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода, что соответствует концепции В. Б. Иссурина [3, С.139].

— Подводящий микроцикл. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] дает весьма размытую характеристику данных микроциклов, указывая, что они зависят от того, как осуществлялась подготовка к соревнованиям. При этом, предполагается, что физическая нагрузка должна быть низкой. Важно отметить, что Л. П. Матвеев [4, С.452–505] относит этот микроцикл к завершению подготовительной деятельности и предлагает решать частные вопросы, связанные с конкретным занимающимся.

— Восстановительный микроцикл. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] называет также данный микроцикл завершающим, ведь он следует после соревновательного периода. Логичным видится то, что здесь предполагается минимальная физическая нагрузка. Здесь важно отметить совпадение классификации Л. П. Матвеева [4, С.452–505] и В. Б. Иссурина [3, С.139].

— Соревновательный микроцикл. Данный микроцикл также соответствует тому, что обозначает в своем труде В. Б. Иссурин [3, С.139]. Этот микроцикл конкретно не характеризируется Л. П. Матвеем, он указывает, что здесь значительную роль играет особенности вида спорта и самого занимающегося [4, С.452–505].

Завершая рассмотрение основ планирования физической нагрузки, хотелось бы отметить, что данный вопрос достаточно широко рассматривается в литературе и в статьях периодических изданий. Данная статья представляет собой компиляцию различных сведений, выявленных в ходе анализа литературы и научных статей по теме.

Литература:

  1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
  2. Губа В. П. Теория и методика мини-футбола (футзала). — М.: Спорт, 2016. — 200 с.
  3. Иссурин В. Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. — М.: Спорт, 2016. — 464 с.
  4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Спорт, 2021. — 520 с.
  5. Стеблев А. А., Никитин Г. Е. Наблюдения за планированием и контролем тренировочных нагрузок в детско-юношеском футболе // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сборник статей XVI Международной научной конференции. — Т. 2. — Белгород, 2020. — 250 с.
  6. Томпсон П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки. — Москва: «Человек», 2013. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): микроцикл, физическая нагрузка, вид планирования, планирование, соревновательный период, годичный цикл, макроцикл, нагрузка, подготовительный период, Оперативное планирование.


Ключевые слова

мини-футбол, годичный цикл, планирование физической нагрузки, микроциклы

Похожие статьи

Средства и методы силовой подготовки квалифицированных регбистов в макроцикле

В статье дано описание средств и методов силовой подготовки регбистов, применяемых для тренировки Национальной и юниорской сборных России. Рассмотрены различные классификации средств тренировок, необходимые для силовой тренировки спортсменов. Дано оп...

Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров

В данной статье рассматривается проведение тренировок у спринтеров в моделированных соревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к ус...

Педагогическое воздействие при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации

Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающе...

Анализ методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта

В статье раскрывается проблема, посвященная анализу методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта, в частности, в легкой атлетике. Установлено, что комбинированные тренировки представляют собой тренировки, посвященные развитию определ...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе

В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальност...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Роль педагогических технологий в подготовке спортсменов

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в подготовке спортсменов. Авторы статьи анализируют теоретические основы применения педагогических технологий в спорте, современные педагогические технологии, используемые в подготовке сп...

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...

Моделирование системы экологического образования студентов направления «Педагогическое образование»

В статье рассматриваются вопросы экологического образования студентов в контексте перехода на многоуровневую систему обучения. Особое внимание уделяется вопросу моделирования экологического образования студентов. При этом выделяются такие модели, как...

Похожие статьи

Средства и методы силовой подготовки квалифицированных регбистов в макроцикле

В статье дано описание средств и методов силовой подготовки регбистов, применяемых для тренировки Национальной и юниорской сборных России. Рассмотрены различные классификации средств тренировок, необходимые для силовой тренировки спортсменов. Дано оп...

Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров

В данной статье рассматривается проведение тренировок у спринтеров в моделированных соревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к ус...

Педагогическое воздействие при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации

Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающе...

Анализ методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта

В статье раскрывается проблема, посвященная анализу методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта, в частности, в легкой атлетике. Установлено, что комбинированные тренировки представляют собой тренировки, посвященные развитию определ...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе

В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальност...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Роль педагогических технологий в подготовке спортсменов

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в подготовке спортсменов. Авторы статьи анализируют теоретические основы применения педагогических технологий в спорте, современные педагогические технологии, используемые в подготовке сп...

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...

Моделирование системы экологического образования студентов направления «Педагогическое образование»

В статье рассматриваются вопросы экологического образования студентов в контексте перехода на многоуровневую систему обучения. Особое внимание уделяется вопросу моделирования экологического образования студентов. При этом выделяются такие модели, как...

Задать вопрос