Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности встуденческом мини-футболе
Горбунов Вячеслав Андреевич, студент
Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальности. Автором выявлены такие факторы эффективности: к ним относятся интеллект (фактор В), стрессоустойчивость (фактор I) и скоростные способности игроков.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, мини-футбол, факторы эффективности, технико-тактическая, физическая, психологическая подготовка.
Актуальность исследования. Соревнования являются проявлением сущности любого вида спорта. Они позволяют реализовать максимально подготовленность физических и духовных сил, проявить различные стороны подготовленности, как отдельного спортсмена, так и команды в целом в условиях, которые регламентированы определенным соревнованием.
Под соревновательной деятельностью понимают «совокупность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и логикой ее реализации» [2].
К особенностям соревновательной деятельности игроков в мини-футбол, также и других командных игровых видов спорта, относятся ациклический режим работы, переменность мощности выполняемой работы и комплексное требование к проявлению двигательных способностей (скоростно-силовых, координационных и др.), которые реализуются через выполнение технико-тактических действий в условиях борьбы с соперником. Различного рода перемещения игрока по площадке с мячом и без мяча — фактор, обеспечивающий реализацию технико-тактических действий [4;12].
Как отмечают многие исследователи для более точной информации о команде и о спортсмене в отдельности, о его подготовленности к различным соревнованиям и эффективности соревновательных приемов игры комплексную оценку факторов спортивной подготовленности и соревновательной результативности [1;3;5].
На основе комплексной оценки факторов эффективности соревновательной деятельности можно тщательно:
– оценить эффективность учебно-тренировочного процесса;
– отметить и принять к рассмотрению сильные и слабые стороны подготовленности отдельного спортсмена;
– выбрать соответствующие векторы для совершенствования тренировочного процесса, и, впоследствии, оценить эффективность выбранной направленности, того или иного принятого тренерского решения [3].
На современном уровне развития спорта добиться высоких спортивных результатов возможно лишь при правильной организации учебно-тренировочного процесса. Весьма важным элементом в организации этого процесса является оценка факторов, обеспечивающих результативность соревновательной деятельности. Эти результаты позволят приблизить условия тренировочного процесса к игровой действительности и, тем самым, обеспечат его эффективность [1;2;3;6;11].
Командный характер игры в студенческом мини-футболе, в большей степени, предъявляет повышенные требования к взаимодействиям игроков в соревновании. При этом характер игрового взаимодействия как многосторонний процесс общения включает в себя непосредственно коммуникацию, перцептивные и интерактивные компоненты и в значительной степени отражает спортивное мастерство, как отдельного мини-футболиста, так и команды в целом. Знание социально-психологических основ формирования личностных качеств, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более стабильными результаты игроков в игровых условиях. При этом, некоторые авторы отмечают влияние индивидуально-психологических особенностей личности на эффективность различных аспектов деятельности, в том числе и спортивной [7;8;9;10].
Однако, на современном этапе организации спортивной подготовки в мини-футболе до сих пор не выявлены факторы, обеспечивающие эффективность СД, что и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: анализ факторов эффективности соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.
Объект исследования: соревновательный процесс студентов-мини-футболистов.
Предмет исследования: факторы эффективности соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексная оценка факторов эффективности соревновательной деятельности занимающихся мини-футболом позволит:
– объективно оценивать текущее состояние спортивной формы и подготовленности мини-футболистов студенческой команды;
– повысить результативность соревновательной деятельности;
– разработать необходимые рекомендации по совершенствованию тренировочного процесса студентов-мини-футболистов.
Методы и организация исследования. Исследование было проведено на базе студенческой мини-футбольной команды в составе 9 игроков в возрасте 18–22 лет, имеющих 1–3 взрослые разряды. Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение (протоколирование показателей СД в условиях официальных соревнований), анкетирование, психологическое тестирование (по методики Кеттела, Стреляу), педагогическое тестирование (контрольные испытания по технической, физической подготовке), математико-статистические методы.
Результаты и их обсуждение. Для определения текущего функционального состояния нами использовалась методика С. А. Н. (самочувствие, активность, настроение), что позволило нам определить, в каком состоянии находятся испытуемые (табл.1).
Таблица 1
Анализ функционального состояния студентов-мини-футболистов 18–22 лет по методике САН
№ |
Ф.И. игрока |
Оценка состояния испытуемого |
|||||
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
|||||
балл |
оценка |
балл |
оценка |
балл |
оценка |
||
1 |
М.Д. |
5,6 |
благоприятное |
6 |
благоприятное |
3,9 |
неблагоприятное |
2 |
К.М. |
6,1 |
благоприятное |
7 |
благоприятное |
5,3 |
благоприятное |
3 |
Г.В. |
5,0 |
благоприятное |
4,6 |
благоприятное |
6 |
благоприятное |
4 |
Д.З. |
6,7 |
благоприятное |
3,8 |
неблагоприятное |
3,4 |
неблагоприятное |
5 |
М.А. |
4 |
благоприятное |
3 |
благоприятное |
4,5 |
благоприятное |
6 |
Г.А. |
5,5 |
благоприятное |
3,8 |
благоприятное |
6 |
благоприятное |
7 |
Ч.А. |
6,2 |
благоприятное |
7 |
благоприятное |
3 |
неблагоприятное |
8 |
М.И. |
3,7 |
неблагоприятное |
4 |
благоприятное |
6 |
благоприятное |
В среднем |
5,4 |
благоприятное |
4,9 |
благоприятное |
4,8 |
благоприятное |
|
Все оценки самочувствия, активности и настроения свидетельствуют о том, что команда имеет благоприятное состояние во всех отношениях перед началом регистрации коэффициента полезности в соревновательной деятельности. Но только самочувствие игроков относится к диапазону нормального состояния.
Также показатели выраженности свойств нервной системы играют существенную роль при реализации соревновательного потенциала команды.
С помощью методики Я. Стреляу, мы определили показатели выраженности нервной системы отдельного мини-футболиста и команды в целом (табл.2).
Таблица 2
Показатели выраженности свойств нервной системы устудентов-мини-футболистов 18–22 лет
№ |
Ф.И. игрока |
Сила-слабость НС (по возбуждению/ по торможению) |
Подвижность-инертность НС |
Уравновешенность-неуравновешенность НС |
Свойства нервной системы |
1 |
М.Д. |
60/76 |
64 |
0,79 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная |
2 |
К.М. |
67/77 |
63 |
0,87 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная |
3 |
Г.В. |
40/43 |
50 |
0,93 |
Слабая, инертная, уравновешенная |
4 |
Д.З. |
61/73 |
70 |
0,83 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная |
5 |
М.А. |
60/63 |
76 |
0,95 |
Сильная, подвижная, уравновешенная |
6 |
Г.А. |
49/53 |
57 |
0,92 |
Сильная, подвижная, уравновешенная |
7 |
Ч.А. |
60/53 |
75 |
0,88 |
Сильная, подвижная, уравновешенная |
8 |
М.И. |
63/54 |
60 |
1,17 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная |
Анализируя выраженность свойств нервной системы каждого отдельного игрока, можно заключить, что большинство спортсменов обладают сильными и подвижными свойствами нервной системы — 87,5 %, и только 12,5 % имеют слабую нервную систему. При этом, наблюдается неуравновешенность в сторону возбуждения или торможения у 50 % испытуемых, а остальные 50 % имеют уравновешенную нервную систему.
С помощью 16-факторного опросника Кеттела мы установили зависимость психологических факторов, которые преобладают в индивидуальных психологических особенностях личности (табл.3).
Таблица 3
Индивидуально психологические особенности личности студентов-мини-футболистов 18–22 лет
№ |
Ф.И. |
Амплуа |
Стены (факторы) |
|||||||||||||||
А |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
|||
1 |
М.Д. |
н |
10 |
5 |
7 |
7 |
7 |
9 |
7 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
7 |
2 |
9 |
3 |
2 |
К.М. |
у |
2 |
9 |
5 |
6 |
4 |
7 |
6 |
3 |
8 |
5 |
7 |
2 |
3 |
8 |
8 |
2 |
3 |
Г.В. |
з |
4 |
8 |
7 |
9 |
8 |
5 |
7 |
5 |
8 |
4 |
4 |
9 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
Д.З. |
н |
3 |
6 |
7 |
3 |
6 |
7 |
10 |
3 |
6 |
3 |
1 |
7 |
2 |
7 |
8 |
2 |
5 |
М.А |
у |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
6 |
5 |
4 |
6 |
2 |
6 |
10 |
9 |
7 |
5 |
5 |
6 |
Г.А. |
з |
7 |
4 |
8 |
6 |
10 |
6 |
9 |
4 |
7 |
6 |
5 |
2 |
7 |
5 |
8 |
3 |
7 |
Ч.А. |
в |
7 |
4 |
5 |
9 |
4 |
4 |
10 |
6 |
7 |
7 |
6 |
2 |
7 |
6 |
10 |
4 |
8 |
М.И |
в |
8 |
6 |
6 |
3 |
6 |
7 |
6 |
8 |
4 |
6 |
5 |
2 |
6 |
4 |
7 |
3 |
Ср. по группе |
5,9 |
6 |
6 |
6,1 |
5,8 |
6,4 |
7,5 |
4,5 |
6,3 |
4,8 |
5 |
4,6 |
5,5 |
5,4 |
7,1 |
3,6 |
||
Анализ данных показателей свидетельствует о том, что в среднем по группе большинство личностных факторов укладываются в средние нормы от 4 до 7 стен, что не выражает характерных особенностей группы испытуемых.
Хотя, некоторые факторы выходят за пределы средних значений, а именно факторы H и Q3 превышают средние значения, что свидетельствует о том, что игроки команды отличаются: рискованностью и высоко оптимистичны; умеют себя мобилизовать на достижение поставленной цели, организованны, настойчивы, критичны. Поведение регулируется требованиями группы.
Фактор Q4 имеет значение по команде ниже среднего. Это говорит о том, что испытуемые в большей степени критично воспринимают окружающую ситуацию. Редко тревожатся о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Имеют высокую самооценку, уверенны в себе. В критических ситуациях склонны обвинять других.
Результаты сдачи контрольных испытаний тоже имеют не мало важную роль и являются составляющим фактором, которые влияют на результативность соревновательной деятельности. Так как физическая подготовленность является составляющим всего учебно-воспитательного процесса. Без физического потенциала команды просто невозможна стабильная и эффективная реализация технико-тактических действий.
Для этого нами были приняты нормативы для определения быстроты и скоростной выносливости (табл.4).
Таблица 4
Протокол сдачи нормативов мини-футболистов до начала регистрации показателей коэффициента полезности игрока
№ |
Ф.И. игрока |
Тесты |
|||
Бег 6 м, с |
Бег 20 м, с |
Бег 6х20, с |
Челнок 4х9м, с |
||
1 |
М.Д. |
1,16 |
3,05 |
18,24 |
7,08 |
2 |
К.М. |
1,24 |
3,20 |
20,06 |
7,14 |
3 |
Г.В. |
1,20 |
3,23 |
21,10 |
8,06 |
4 |
Д.З. |
1,36 |
3,28 |
22,44 |
8,26 |
5 |
М.А. |
1,32 |
3,36 |
23,28 |
8,44 |
6 |
Г.А. |
1,47 |
3,30 |
24,01 |
8,36 |
7 |
Ч.А. |
1,29 |
3,16 |
22,04 |
7,30 |
8 |
М.И. |
1,42 |
3,27 |
23,19 |
8,40 |
Ср. по группе |
1,47 |
3,23 |
21,79 |
7,88 |
|
Таким образом, нами установлено, что команда в целом обладает гармоничным уровнем развития физических и психологических качеств. Эти факторы, психологической и физической подготовки, позволят нам установить зависимость влияния на результативность соревновательной деятельности.
Чтобы оценить результативность соревновательной деятельности каждого отдельного игрока и команды в целом мы использовали разработанный на нашей кафедре и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ) [10–12;14].
Для установления влияния факторов эффективности соревновательной деятельности мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Для этого в качестве одного показателя выступил выявленный коэффициент полезности игрока (КПИ). Если коэффициент равен 1 или превышает это значение, то игрок оказался эффективным в условиях соревновательной деятельности, если ниже значения 1, то неэффективным. Таким образом по итогам 10-ти матчей в исследовании определилось 5 эффективных игроков (КПИ≥1) и 3 неэффективных (КПИ<1) (табл.5).
Средний показатель по команде свидетельствует о том, что в целом команда в условиях соревновательной деятельности показала эффективный футбол.
Таблица 5
Показатели эффективности соревновательной деятельности КПИ
№ |
Ф.И. игрока |
Амплуа |
Показатель КПИ виграх |
Ср. КПИ |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
1 |
М.Д. |
н |
0,80 |
1,65 |
1,41 |
1,71 |
1,55 |
1,84 |
1,45 |
2,23 |
1,80 |
2,12 |
1,66 |
2 |
К.М. |
у |
1,29 |
2,17 |
2,32 |
1,19 |
1,71 |
2,83 |
2,16 |
2,45 |
2,35 |
2,50 |
2,17 |
3 |
Г.В. |
з |
0,91 |
1,72 |
1,24 |
1,55 |
1,05 |
1,81 |
1,76 |
2,08 |
1,62 |
1,89 |
1,56 |
4 |
Д.З. |
н |
0 |
1,48 |
0,53 |
0,71 |
0,45 |
0,72 |
0,97 |
1,77 |
0,69 |
1,32 |
0,86 |
5 |
М.А. |
у |
0,99 |
1,15 |
1,34 |
1,07 |
0,89 |
1,45 |
1,51 |
1,18 |
0,96 |
1,88 |
1,24 |
6 |
Г.А. |
з |
0,71 |
1,39 |
1,31 |
1,13 |
0,66 |
1,40 |
1,31 |
1,62 |
0,62 |
1,07 |
1,12 |
7 |
Ч.А. |
в |
0,27 |
0 |
0,45 |
0 |
0 |
0,54 |
0,53 |
0 |
0 |
0,36 |
0,43 |
8 |
М.И. |
в |
0 |
0,60 |
0 |
0,39 |
0,43 |
0 |
0 |
0,55 |
0,41 |
0 |
0,48 |
Ср. по группе |
1,19 |
||||||||||||
Для установления взаимосвязи факторов, обусловливающих эффективность СД нами проведен корреляционный анализ различных показателей с эффективностью СД по показателям КПИ (табл.6).
Таблица 6
Результаты корреляционного анализа между показателем эффективности КПИ иотдельными свойствами личности инервной системы
№ |
Показатели |
Коэффициент, r |
Достоверность, p |
Факторы личности |
|||
1 |
Фактор A |
- 0,36 |
p>0,05 |
2 |
Фактор B |
0,66 |
p>0,05 |
3 |
Фактор C |
0,00 |
p>0,05 |
4 |
Фактор E |
0,25 |
p>0,05 |
5 |
Фактор F |
0,03 |
p>0,05 |
6 |
Фактор G |
0,40 |
p>0,05 |
7 |
Фактор H |
-0,47 |
p>0,05 |
8 |
Фактор I |
-0,69 |
p>0,05 |
9 |
Фактор L |
0,36 |
p>0,05 |
10 |
Фактор M |
-0,31 |
p>0,05 |
11 |
Фактор N |
0,34 |
p>0,05 |
12 |
Фактор O |
0,13 |
p>0,05 |
13 |
Фактор Q1 |
-0,30 |
p>0,05 |
14 |
Фактор Q2 |
0,07 |
p>0,05 |
15 |
Фактор Q3 |
-0,26 |
p>0,05 |
16 |
Фактор Q4 |
-0,22 |
p>0,05 |
17 |
Сила по возбуждению |
-0,06 |
p>0,05 |
18 |
Сила по торможению |
0,45 |
p>0,05 |
19 |
Подвижность/ инертность |
-0,33 |
p>0,05 |
20 |
Уравновешенность |
-0,46 |
p>0,05 |
Функциональное состояние |
|||
1 |
Самочувствие |
0,16 |
p>0,05 |
2 |
Активность |
0,28 |
p>0,05 |
3 |
Настроение |
0,27 |
p>0,05 |
Специальная физическая подготовка |
|||
1 |
Бег 6 м |
-0,60 |
p>0,05 |
2 |
Бег 20 м |
-0,26 |
p>0,05 |
3 |
Бег 6х20 м |
-0,63 |
p>0,05 |
4 |
Челнок 4х9 м |
-0,44 |
p>0,05 |
Выявленные данные математико-статистической обработки данных свидетельствуют о том, что достоверные результаты отсутствуют (при р<0,05). Так как полученные данные меньше критического значения (rкрит = 0,707). Однако, нами обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности и фактором В (характеризует интеллектуальные возможности личности), т. е. эффективные игроки более сообразительны, оперативны в действиях, быстро обучаемы, наибольшая успешность достигается в решении практических задач.
Также обнаружена средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности и фактором I (характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям) т. е. успешные игроки являются стрессоустойчивыми, способными решать различные трудности, возможны сильные эмоциональные реакции. Тем самым можно утверждать, что в условиях соревновательной деятельности в условиях стрессовой ситуации игроки осторожны и адекватно реагируют на стрессовую угрозу, что оказывает положительное влияние в условиях соревновательной деятельности.
Также обнаружилась средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателями КПИ и показателями специальной быстроты и выносливости игроков (бег 6 м, бег 6х20 м). Можно утверждать, что успешные игроки более быстры в своих передвижениях, тем самым это влияет на результативность соревновательной деятельности.
Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что индивидуально-психологические особенности личности, функциональное состояние, свойства нервной системы, технико-тактическая и физическая подготовленность оказывают некоторое влияние на эффективность соревновательной деятельности.
При проведении корреляционного анализа нами обнаружено, что на эффективность соревновательной деятельности влияют такие факторы как интеллект (фактор В), стрессоустойчивость (фактор I) и скоростные способности игроков в мини-футболе. Т. е. эффективные игроки в условиях СД более сообразительны, оперативны в действиях, быстро обучаемы, наибольшая успешность достигается в решении практических задач; являются стрессоустойчивыми, способными решать различные трудности, возможны сильные эмоциональные реакции; более быстры в своих передвижениях, имеют высокие показатели развития специальной быстроты и выносливости.
Литература:
- Головков, В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]: дис. канд. пед. наук / В. В. Головков. — СПб.: 2002. — 24 с.
- Голомазов, С. В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 80 с.
- Ержанов, Р. А. Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 592–595.
- Особенности соревновательной деятельности в игре «футзал» [Текст] / В. В. Проминский [и др.] // Физическая культура, спорт и здоровье населения. — 2013. — № 12. С. 36–37.
- Петько, С.Н. Контроль физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст] // Культура физическая и здоровье. — 2008. — № 5. — С. 39–41.
- Поливаев, А.Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе [Текст] // Омский научный вестник. — 2015. — № 4 (141). — С. 219–223.
- Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
- Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6 (92). — С. 179–182.
- Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
- Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
- Физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в мини-футболе [Текст] / Е. А. Наумец [и др.] // Физическое воспитание студентов. — 2010. — № 5. — С. 50–53.
- Характеристика соревновательной деятельности квалифицированных игроков в мини-футбол [Текст] / О. С. Ларин [и др.] // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 12. — С. 115–220.