Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 7450 раз

Библиографическое описание:

Медведев, В. В. Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов / В. В. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63577/ (дата обращения: 03.12.2024).



В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на метод круговой тренировки и его место в проблеме воспитания физических качеств занимающихся. Данная методика основана на последовательном выполнении различных физических упражнений, отличающихся характером воздействия на организм. Показана необходимость оптимального подбора конкретных упражнений для учащихся.

Ключевые слова: круговая тренировка, станции, организационно-методическая форма, спортивные тренировки, интервал отдыха, метод непрерывного упражнения, метод интервального упражнения.

Метод круговой тренировки, как организационно-методическая форма занятий, впервые стала применяться вначале пятидесятых годов прошлого века. Ей предшествовала, поточная форма занятий. Сначала обращалось внимание только на подбор упражнений и многократное слитное их повторение. Постепенно стала появляться необходимость использования строго регулируемых интервалов отдыха, чему способствовали идеи интервальной тренировки. Впервые круговая тренировка как научно-обоснованный метод воспитания физических качеств, был предложен английскими учеными Морганом и Адамсоном в 1958 г. Суть метода заключалась в слитном, непрерывном выполнении различных по характеру воздействия на организм, физических упражнений.

Согласно исследованиям, проведенным Гуревичем И. А. (1985) круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов и использования физических упражнений. Она позволяет воспитывать силу, быстроту, выносливость и гибкость, комплексные формы их проявления — силовую, скоростно-силовую выносливость. Позволяет решать воспитательные задачи. При решении задач общей физической подготовки в одном комплексе рекомендуется применять упражнения различной направленности. Все вышеперечисленные требования, по мнению Гуревича И. А. (1985), характеризуют круговую тренировку как организационно-методическую форму.

В физическом воспитании применение круговой тренировки дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организма. Круговая тренировка приучает занимающегося к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий, близких по своей структуре к спортивной или производственной деятельности. Круговая тренировка предполагает строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных по нагрузке и времени, обеспечивающих развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.

Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании как у нас в стране, так и за рубежом. Основная цель круговой тренировки — это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.

Вначале в интервалах отдыха использовались упражнения из циклических видов спорта, но исследования показали, что это недостаточно эффективно, особенно в ациклических видах спорта. Необходима самая тщательная разработка специфики применения круговой регулировки в каждом виде спорта.

Занятие в круговой тренировке ведется по нескольким станциям (места для выполнения упражнений), как бы по кругу. Занимающиеся, распределенные по небольшим отделениям, должны последовательно пройти все станции, выполнить на каждой станции назначенное упражнение. Эти специально подобранные упражнения направлены на развитие физических качеств и их комплексных проявлений. Материалом для круговой тренировки служат относительно несложные по технике выполнения движения из гимнастики, тяжелой и легкой атлетики. Движения подбираются по специальной схеме, чтобы обеспечить последовательное воздействие на все основные мышечные группы, и в то же время, дать достаточную нагрузку на внутренние органы.

При проведении круговой тренировки на первом занятии студентов распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. В каждой группе рекомендуется четное число занимающихся. Затем их знакомят с выполняемым упражнением, после чего предлагают выполнить упражнения самостоятельно. Упражнения выполняют не торопясь, по несколько повторений. Главное внимание следует уделять правильности выполнения. При разучивании и опробовании круговой тренировки переходы со станции на станцию выполняются по команде. На втором занятии, после подготовки, молодой человек занимает ту станцию, с которой он начал работу. Затем, определяется максимальное количество повторений упражнений (МП) в заданное время (время определения МП более простых упражнений устанавливается равным 30 сек.). Индивидуальное количество повторяемых упражнений на станциях круговой тренировки устанавливается в долях от МП в зависимости отрешаемых задач.

Упражнения на станциях вместе со способами их выполнения образуют комплексы круговой тренировки, позволяют решать задачи спортивной подготовки, физического воспитания, самовоспитания студенческой молодежи.

Для развития силовых способностей студентов эффективным является метод круговой тренировки, основанный на чередовании упражнений силовой и скоростно-силовой направленности с отягощениями малого и среднего веса в сочетании с гимнастическими упражнениями на расслабление и растягивание мышечно-связочного аппарата.

Для развития координации следует подбирать упражнения на умение сочетать разные движения и умение свободно владеть своим телом в различных положениях и ситуациях.

Различают следующие основные разновидности круговой тренировки:

− по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);

− по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);

− по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу и специализированную выносливость).

На занятиях с использованием метода круговой тренировки особое внимание необходимо уделять технически правильному выполнению упражнений, сочетанию движений с дыханием и темпом упражнений. Выполнять упражнения на 4–6 станциях. Паузы между упражнениями выдерживать по 30–35 сек, между сериями 90–180 сек. Для оптимальной, индивидуальной нагрузки и предупреждения перегрузки организма, между сериями у занимающихся необходимо измерять пульс. Интервалы отдыха следует использовать для выполнения упражнений на расслабление, легкие упражнения на мышцы антагонисты, не задействованные во время выполнения упражнений на той или иной станции.

Одновременно необходимо систематическое и постепенное повышение тренировочных требований, периодически менять тренировочные упражнений на станциях, последовательное включение в работу различных групп мышц.

Вывод. Вопросами применения круговой тренировки занимаются тренеры-практики и ученые. Разработанные ими схемы, позволяют «отдохнувшим» во время интервала отдыха мышцам периодически проявлять максимальные усилия, а также развивать физическую подготовку и силовую выносливость занимающихся.

Литература:

  1. Аганянц Е. К., Бердичевская Е. М., Трембач А. Б. Очерки по физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. — Краснодар, 2001. — 204 с.
  2. Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. — Минск: Высшая школа, 1987.
  3. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. — Минск: Высшая школа, 1985. -280с.
  4. Фалеев А. В. Силовые тренировки. Избавиться от заблуждений. — М.: ИКЦ МарТ; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 320 с.
  5. Шварценеггер А., Доббинс Б. Энциклопедия современного бодибилдинга. Пер. с англ. Остапенко Л. А. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): круговая тренировка, упражнение, станция, интервал отдыха, интервальное упражнение, преимущественная направленность, физическое воспитание, непрерывное упражнение, организационно-методическая форма, физическая подготовка.


Ключевые слова

круговая тренировка, станции, организационно-методическая форма, спортивные тренировки, интервал отдыха, метод непрерывного упражнения, метод интервального упражнения

Похожие статьи

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата

В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Педагогическое воздействие при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации

Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающе...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Современные подходы в профилактике перетренированности спортсменов, занимающихся лёгкой атлетикой, на этапе спортивного совершенствования

В статье рассматривается проблема перетренированности, и возможность ее профилактики путём применения современных методов и средств восстановления, включенных в авторскую программу профилактики перетренированности спортсменов, занимающихся беговыми в...

Виды и методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом

В статье рассматривается важность самоконтроля в занятиях физической культурой и спортом. Описывается методика самоконтроля, включая физиологический, функциональный и психологический контроль. Объясняется, как вести дневник самоконтроля, использовать...

Анализ методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта

В статье раскрывается проблема, посвященная анализу методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта, в частности, в легкой атлетике. Установлено, что комбинированные тренировки представляют собой тренировки, посвященные развитию определ...

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации за...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Похожие статьи

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата

В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Педагогическое воздействие при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации

Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающе...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Современные подходы в профилактике перетренированности спортсменов, занимающихся лёгкой атлетикой, на этапе спортивного совершенствования

В статье рассматривается проблема перетренированности, и возможность ее профилактики путём применения современных методов и средств восстановления, включенных в авторскую программу профилактики перетренированности спортсменов, занимающихся беговыми в...

Виды и методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом

В статье рассматривается важность самоконтроля в занятиях физической культурой и спортом. Описывается методика самоконтроля, включая физиологический, функциональный и психологический контроль. Объясняется, как вести дневник самоконтроля, использовать...

Анализ методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта

В статье раскрывается проблема, посвященная анализу методик комбинированных тренировок в циклических видах спорта, в частности, в легкой атлетике. Установлено, что комбинированные тренировки представляют собой тренировки, посвященные развитию определ...

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации за...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Задать вопрос