В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-двигательной подготовки в Восточных единоборствах (каратэ, таэквондо и ушу). Проведение контроля, позволяет предоставить разностороннюю, оперативную, действенную информацию о состоянии спортивной подготовленности спортсмена, по итогам которого вносятся необходимые срочные коррективы на любом этапе подготовки.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, и специально-двигательной подготовки, контрольные упражнения
Актуальность. Высокий уровень спортивного мастерства в Восточных Единоборствах обеспечивается реализацией разных сторон спортивной подготовки. Интегративный подход к организации учебно-тренировочного процесса открывает дополнительные резервы повышения результативности соревновательной деятельности спортсменов. По мнению таких ученых, как Гитини Фунакоси [2]; А. А. Маслов [5]; Л. П. Матвеев [6]; М.Накаяма [7]; О. П. Юшков [8], в технико-тактической подготовке имеются неиспользованные ресурсы, обеспечивающие прирост спортивных показателей. Постоянный рост соревновательной деятельности требует непрерывный поиск средств повышения уровня двигательной подготовленности спортсменов. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и спортивной квалификации. Особую актуальность приобретают вопросы методики тестирования отдельных компонентов функциональной и физической подготовленности спортсменов. Оценки их взаимодействия и поиска интегральных характеристик эффективности адаптации организма спортсмена к высоким по объему и интенсивности, тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Цель исследования. Повышение уровня двигательной подготовленности спортсменов в Восточных единоборствах.
Результаты исследования. На основе рекомендуемых, рядом авторов [1,3,4,6,8] нами рассмотрена группа контрольных упражнений, позволяющая на достаточно высоком уровне объективно оценить уровень двигательной подготовленности высококвалифицированных спортсменов, которая представлена в таблице.
Таблица
Комплекс контрольных упражнений для выявления уровня показателей двигательной подготовленности спортсменов вВосточных единоборствах
№ |
КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО КАРАТЭ |
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ОФП |
|
1 |
Бег 30м низкого старта (сек). |
2 |
Бег 100м низкого старта (сек). |
3 |
Челночный бег 3 по 10 м (сек) |
4 |
Бег 3000 м |
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
6 |
Подтягивание в висе на перекладине (раз) |
7 |
Отжимание кол-во раз |
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ СФП |
|
1 |
Прыжок в вверх (см) |
2 |
Бросок набивного мяча вперед из-за головы (2 кг) (см) |
3 |
Наклон вперед (см). Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. |
4 |
Приседания на одной ноге «Пистолет» |
5 |
Прыжки со скакалкой за 1 мин. |
6 |
Из упора лежа толчком ног — упор присев — прыжок вверх, кол-во раз за 1 мин. |
УРОВНЬ СДП |
|
1 |
Удар задней рукой в мешок или лапу (гьяки-цки-чудан). В течении 10 сек. |
2 |
Двух ударные серии ударов руками выполняется из боевой стойки. Удары наносятся в лапы в течении 10 сек на каждую стойку. Два или три удара считается за раз. |
3 |
Удар задней рукой и сразу в продолжении удар передней ногой (цки-маваши) также выполняется из боевой стойки в лапы, по 10 сек на стойку. Одна комбинация (рука + нога) считается за раз |
4 |
Маваши-гери» — круговые удары передней ногой в мешок. Удары наносят сначала одной ногой в течении 10 сек., а потом другой за тоже время. В зачет идет каждая нога отдельно. |
КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТХЭКВОНДОВТФ |
|
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ОФП |
|
1 |
Бег 30м низкого старта (сек). |
2 |
Бег 100м низкого старта (сек). |
3 |
Бег 3000м |
4 |
Челночный бег 3 по 10 м (сек). |
5 |
Прыжок в длину с места (см). |
6 |
Подтягивание в висе на перекладине (раз). |
7 |
Отжимание кол-во раз |
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ СФП |
|
1 |
Подъем с сед из положения лежа. |
3 |
Прыжок в вверх с места (см). |
4 |
Продольный шпагат (в правую и в левую сторону). |
5 |
Поперечный шпагат. |
6 |
Поднос ног к перекладине (раз) за 10 сек. |
7 |
Прыжки со скакалкой за 1мин. |
8 |
«Мост» с замером расстояния между руками и стопами, по ближайшим точкам опоры |
9 |
Наклон вперед (см). Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. |
10 |
Тест «время простой реакции» (Линейка — простая реакция см). |
11 |
Приседания на одной ноге «Пистолет» |
УРОВНЬ СДП |
|
1 |
Число ударов ногой по мешку за 10 сек. |
2 |
Число ударов рукой по мешку за 10 сек. |
3 |
Число ударов ногой по мешку за 1 мин. |
4 |
Число ударов рукой по мешку за 1 мин. |
КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО УШУ |
|
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ОФП |
|
1 |
Бег 30м низкого старта (сек). |
2 |
Бег 100м низкого старта (сек). |
3 |
Бег 3000м |
4 |
Отжимание кол-во раз |
5 |
Челночный бег 3 по 10 м (сек). |
6 |
Прыжок в длину с места (см). |
7 |
Подтягивание в висе на перекладине (раз). |
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ СФП |
|
1 |
Прыжок в вверх с места(см). |
2 |
Продольный шпагат (в правую и в левую сторону). |
3 |
Поперечный шпагат. |
4 |
Отжимание в упоре на брусьях(муж), Подтягивание на низкой перекладине(жен) |
5 |
Прыжки со скакалкой за 1 мин; |
6 |
«Мост» с замером расстояния между руками и стопами, по ближайшим точкам опоры |
7 |
Наклон вперед (см). Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. |
8 |
Приседания на одной ноге «Пистолет» |
9 |
Выкрут рук с палкой (см). |
ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ СДП |
|
1 |
Число ударов ногой дуйда-дуйлянь за 10 сек. |
2 |
Число ударов рукой дуйда-дуйлянь за 10 сек. |
3 |
Число ударов ногой дуйда-дуйлянь за 1 мин. |
4 |
Число ударов рукой дуйда-дуйлянь за 1 мин. |
С учетом поставленной цели и задачи исследования рассмотрим направленность видов подготовки: общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП) и специально-двигательной подготовки (СДП) в Восточных единоборствах (каратэ, тхэквондо и ушу).
Согласно мнению Н. А. Бернштейн [1], А. В. Коробков [3], В. И. Лях [4], О. П. Юшков [8], и др., при оценке уровня двигательной подготовленности необходимо исходить из их многосторонности с обязательным акцентом на «ведущие» физические качества. Для каждого вида спорта характерен свой комплекс контрольных упражнений, выполнение которых позволит объективно оценить уровень тренированности двигательного компонента, его функциональные особенности. Исследование физических качеств следует проводить с учетом структуры программных упражнений конкретного вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена, соблюдая нормы и требования используемых стандартных измерений. Поэтому в программу тестирования должны быть включены контрольные упражнения, определяющие уровень двигательной подготовленности: выносливость, быстроту, подвижность в суставах, динамическое равновесие.
Группа упражнений ОФП (таблица) комплексно была направлена на развитие функциональной подготовленности систем организма в сочетании с вариативными двигательными навыками и действиями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера, использовались упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительными силовыми напряжениями, а также упражнения, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции. При повышении скорости целостного движения были рекомендованы упражнения с предельной и около предельной быстротой. При выполнении прыжковых упражнений, которые являются важнейшим средством скоростно-силовой подготовки, основным методом являлся повторно-прогрессирующий (преодоление непредельных отягощении с предельной скоростью). Для развития силы в основном применялись скоростно-силовые упражнения генерализованного характера, то есть воздействующие не на отдельные группы мышц, а на организм в целом. При воспитании общей выносливости наиболее оптимальными являлись такие упражнения, как бег умеренной и переменной интенсивности, длительное плавание в умеренном темпе.
Основная направленность упражнений СФП это воспитание физических качеств, обеспечивающие преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые отвечают специфике избранного вида спорта. При развитии специальных физических качеств мы использовали комплексы, позволяющие эффективно развивать координационные способности, влияющие на качество выполнения ударов и защиты, передвижения, боя с тенью, упражнений на специальных снарядах (мешке, грушах, мяче на резинах, на лапах и др.) и специальные упражнения с партнером. Например, ударные упражнения по мешку развивают скорость и силу, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию выносливости, перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и мышечное чувство в бросках на определенное расстояние. Совершенствование быстроты реакции выбора в тренировочном процессе происходило посредством постепенного увеличения числа возможных внезапных сигналов и ответных действий. Спарринги способствовали развитию определенных фаз специальной выносливости.
Упражнения СДП предназначены для развития двигательного навыка, имеющего своеобразную биомеханическую структуру, определяемую соответствующими кинематическими, динамическими и ритмическими характеристиками. СДП способствовали освоению спортсменами системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям избранного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Как показали результаты исследования, критерии качества оценки спортивной подготовленности отражают требования к составу и содержанию оценочных показателей, методам их определения, организации процессов оценивания. Основные мероприятия по обеспечению контроля подготовки спортсменов в таких видах Восточных единоборств, как каратэ, тхэквондо и ушу, предполагают, учет количественных показателей тренировочного процесса и осуществляются с целью оценки динамики физического развития, адекватности тренировочных нагрузок возможностям организма спортсменов.
Литература:
- Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии — М.: «Физкультура и спорт», 1991.
- Гитин Фунакоси. Карате-до: мой способ жизни. — 2000.- 77с.
- Коробков А. В. Методика оценки физической подготовленности спортсмена.- Физкультура и спорт, 1963.-62с.
- Лях В. И. О классификации координационных способностей. // Теория и практика ФК. — 1987. — № 7. — С. 28–30.
- Маслов А. А. Путь воина. Секреты боевых искусств Японии / А. А. Маслов -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 432с.
- Матвеев Л. П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки // Теория и практ. физич. культуры. — 1969. — № 4. — С. 49–53.
- Накаяма М. Практическое каратэ / М.Накаяма, Д. Ф. Дрэгер.Спб: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 288с
- Юшков О. П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств. М.: МГИУ, 2001