Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 874 раза

Библиографическое описание:

Ляшенко, Ю. В. Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки / Ю. В. Ляшенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 383-387. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77959/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитание гибкости групп мышц, способствующий повышению уровня физической подготовленности юных мини-футболистов.

Ключевые слова: развитие гибкости, упражнение, начальная подготовка, показатель гибкости, гибкость, плечевой пояс, тазобедренный сустав, развитие подвижности.

Спортсмены, занимающиеся в секции мини-футбола, находятся в условиях борьбы, соперничества, непосредственного контакта с противником и силового противоборства. В таких условиях неизбежны столкновения, умышленные и неумышленные силовые приемы, такие как подножки, удары, подкаты. Все вышеперечисленное является причиной получения спортсменами повреждений суставов нижних конечностей.

Медицинская статистика утверждает: большая часть суставных травм происходит в футболе. В этом виде спорта травмы коленного сустава составляют 70 % от общего числа травм и повреждений опорно-двигательного аппарата. Особенно часто повреждаются мениски (50 % случаев) [6, с. 102].

Вероятность неблагоприятного воздействия на суставы можно снизить за счет целенаправленного развития гибкости. Широкая амплитуда движений, большой резерв гибкости — основные факторы надежной работы суставов.

В ходе игры мини-футболист должен быть достаточно гибким, то есть выполнять множество движений с максимальной амплитудой: подкаты, удары, финты [2, с. 78].

Высокая эффективность выполнения мини-футболистом данных упражнений напрямую зависит от уровня гибкости его тела. Кроме того, хорошая гибкость свидетельствует о том, что мышцы спортсмена достаточно эластичны, чтобы максимально избежать травматизма. Поэтому хорошая гибкость — это неотъемлемое качество футболиста.

В последние годы современный мини-футбол развивается в направлении воспитания высокой подвижности игроков, и на этом фоне одной из причин существенного отставания юных футболистов, занимающихся в детских спортивных школах, является низкий уровень развития гибкости, что требует поиска современных средств и методов в занятиях с юными футболистами.

Объект исследования тренировочный процесс спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, в МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях.

Предмет исследования — комплекс упражнений, направленных на воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки.

Гипотеза исследования заключается в том, что включение в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитание гибкости групп мышц, будет способствовать повышению уровня физической подготовленности юных футболистов.

Цель исследования — экспериментально проверить эффективность применения упражнений на воспитание гибкости, посредством включения их в тренировочный процесс мини-футболистов, на начальном этапе подготовки.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы.

Считается, что гибкость тела — это особое свойство организма, коренным образом отличающееся от других видов двигательных способностей. Если развитие таких двигательных способностей, как быстрота, ловкость, сила, выносливость к моменту рождения и еще некоторое время после рождения проявляется слабо, то показатели гибкости очень рано достигают высокого уровня развития [1, с. 188].

Короткова Е. А., Завьялова Т. П., Архипова Л. А., Хромин Е. В. считают, что гибкость обусловлена воздействием многих факторов: формой суставов, эластичностью мышц, временем суток, степенью утомления мышц, возрастом, полом и т. д. [4, с. 33].

Киселева Е. С. замечает, что гибкость также зависит от эластичности связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики, возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц [3, с. 5].

Курамшин Ю. Ф. акцентирует внимание на том, что гибкость — это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Также автор считает, что термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Например, движения позвоночника часто называют «гибкими». Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах) [5, с. 45].

Именно от гибкости зависит общий тонус организма и физическая форма. Хорошо растянутые мышцы лучше справляются с нагрузкой и меньше подвергаются травмами и растяжениям.

Таким образом, гибкость проявляет себя как способность выполнять движения с большой амплитудой и характеризует как подвижность отдельных суставов, так и суммарную подвижность нескольких сочленений или всего тела. Гибкость не является причинным фактором движений, она представляет собой необходимую предпосылку к выполнению двигательного действия.

Младший подростковый возраст (7–10 лет), который как раз и приходится на начальный этап спортивной подготовки мини-футболистов, является сенситивным для развития физических качеств. До 12–13 лет продолжает развиваться быстрота, ловкость и гибкость, поэтому, на тренировочных занятиях в спортивной школе, в ходе тренировочного процесса, тренеру следует уделять большее внимание на развитие этих качеств.

Также тренеру необходимо помнить о том, что рациональное распределение нагрузки в тренировочном занятии — залог спортивного мастерства юных спортсменов.

Исследование проводилось поэтапно, с сентября 2018 г. по май 2019 г. г. на базе МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях со спортсменами групп этапа начальной подготовки второго года (НП-2а и НП-2б — тренер Ляшенко Ю. В., НП-2 — тренер Лещенко О. С.) — 10 чел. — экспериментальная группа (ЭГ) и 10 чел. — контрольная группа (КГ). Всего за время проведения исследования в нем приняли участие 20 спортсменов в возрасте 8–9 лет.

Был выполнен эксперимент для определения эффективности разработанного комплекса упражнений на развитие гибкости в группах начальной подготовки второго года.

Основными задачами эксперимента: проверить уровень развития гибкости у спортсменов до эксперимента и проанализировать изменения в развитии гибкости у спортсменов после проведения эксперимента.

Контроль за динамикой уровня развития гибкости осуществлялся с помощью тестирования в начале и в конце эксперимента.

Основным методом выявления уровня развития гибкости явилось тестирование. Подобранные тесты отвечали следующим условиям: комплексность, обеспечивающая разносторонность исследования, максимальная простота и отсутствие предварительного специального обучения, отсутствие необходимости использования сложного и дорогостоящего оборудования, учет возрастных особенностей юных мини-футболистов.

В тесты на измерение гибкости спортсменов вошли: наклон вперед из положения сидя, упражнение «гимнастический мост», определение гибкости плечевого пояса (оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте), определение гибкости суставов и мышц голени (измеряется расстояние между подбородком и стеной, когда испытуемый находится прислонившись спиной к стене), определение подвижности в тазобедренном суставе (оценивают расстоянию от пола до таза (копчика) в сантиметрах, когда испытуемый как только возможно широко разведет ноги в стороны или вперёд назад с опорой на руки ).

В сентябре 2018 г., у спортсменов экспериментальной и контрольной групп, измерялись показатели гибкости. Данные измерений представлены в таблице 1.


Таблица 1

Показатели гибкости спортсменов ЭГ и КГ, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, в начале эксперимента

Группа

Тесты на гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

Упражнение «гимнастический мост», см

Определение гибкости плечевого пояса, см

Определение гибкости суставов и мышц голени, см

Подвижность в тазобедренном суставе, см

Среднее значение КГ (n=10)

10,6±2

51±7

3±2

5±2

9±4

Среднее значение ЭГ(n=10)

10,4±2,5

51±7

3±2

5±3

11±3


В рамках эксперимента был разработан специальный комплекс упражнений на развитие гибкости, который включал в себя как динамически активные упражнения, так и активные статические упражнения) для спортсменов ЭГ, который был включен в тренировочный процесс, тогда как у спортсменов КГ занятия проходили согласно Программе спортивной подготовки по виду спорта «футбол» в спортивной дисциплине «мини-футбол» МБУ Спортивная школа.

Перед каждой игрой в мини-футбол спортсменами выполнялись упражнения на развитие силы, ловкости, быстроты, также особое внимание уделялась упражнениям на развитие гибкости.

На каждой тренировке содержание занятий варьировалось: в ходе тренировок упражнения на развитие гибкости определенных групп суставов и мышц выполнялись поочередно, также менялась величина нагрузки за счет выполнения упражнений на постепенное увеличение амплитуды.

В ходе эксперимента, мы разделили упражнения из разработанного комплекса на развития гибкости, в пять групп: упражнения на развитие подвижности в суставах позвоночного столба, упражнения на развитие подвижности тазобедренного сустава, упражнения на развитие подвижности коленного сустава, упражнения на развитие подвижности голеностопного сустава, статические упражнения.

Первое время занятия на развитие гибкости у спортсменов ЭГ, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, проводились в течение 15 минут. Постепенно их продолжительность увеличилась до 25 минут. Упражнения чередовались с периодами отдыха. Так, 7 минут отводилось на физическую нагрузку, затем 5 минут на отдых. После чего следовала новая серия упражнений, затем 3 минуты передышка. И так далее.

На заключительном этапе исследования были проведены повторные измерения уровня развития гибкости спортсменов ЭГ и КГ, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, которые показали результаты, приведенные в таблице 2.


Таблица 2

Показатели гибкости спортсменов ЭГ и КГ, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, после эксперимента

Группа

Тесты на гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

Упражнение «гимнастический мост», см

Определение гибкости плечевого пояса, см

Определение гибкости суставов и мышц голени, см

Подвижность в тазобедренном суставе, см

Среднее значение КГ(n=10)

12,2±1,5

50±6

2,5±1,5

4±2

8±4

Среднее значение ЭГ(n=10)

12,8±2

49±5

2,5±1

2±2

8±3


Таким образом, после проведенного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах произошли качественные изменения. В контрольной группе средний показатель гибкости в упражнении «Наклон вперед из положения сидя» увеличился на 1,6 см., в упражнении «гимнастический мост» уменьшился на 1 см, в упражнении «Определение гибкости плечевого пояса» уменьшился на 0,5 см., в упражнении «Определение гибкости суставов и мышц голени» уменьшился на 1 см., в упражнении «Подвижность в тазобедренном суставе» средний показатель уменьшился на 1 см. (рисунок 1).

Сравнение результатов эксперимента в КГ

Рис. 1. Сравнение результатов эксперимента в КГ

В экспериментальной группе средний показатель гибкости в упражнении «Наклон вперед из положения сидя» увеличился на 2,4 см., в упражнении «гимнастический мост» уменьшился на 2 см., в упражнении «Определение гибкости плечевого пояса» уменьшился на 0,5 см., в упражнении «Определение гибкости суставов и мышц голени» уменьшился на 3 см, в упражнении «Подвижность в тазобедренном суставе» средний показатель уменьшился на 3 см. (рисунок 2).

Сравнение результатов эксперимента в ЭГ

Рис. 2. Сравнение результатов эксперимента в ЭГ

В основном, показатели гибкости у экспериментальной группы, на конец исследования оказались выше показателей контрольной группы, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса упражнений на развитие гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки.

Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, разработанный нами комплекс упражнений для развития гибкости у за занимающихся мини-футболом в группах спортивной подготовки начального этапа второго года, включающий пятнадцать упражнений: на развитие гибкости в суставах позвоночного столба, упражнения на развитие подвижности тазобедренного сустава, упражнения на развитие подвижности коленного сустава, упражнения на развитие подвижности голеностопного сустава, статические упражнения и проверили их эффективность с помощью повторного тестирования спортсменов. Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений для развития гибкости у занимающихся мини-футболом в группах начальной подготовки второго года осуществлялась за счет проведения повторного тестирования спортсменов. Показатели гибкости у экспериментальной группы, на конец исследования, оказались выше показателей контрольной группы, что свидетельствует об эффективности включения в тренировочный процесс групп начальной подготовки упражнений, направленных на воспитание гибкости групп мышц и способствует повышению уровня физической подготовленности юных мини-футболистов.

Литература:

  1. Абзалов, Р. А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие / Р. А. Абзалов, Н. И. Абзалов. — Казань: изд-во «Вестфалика», 2013.- 202 с.
  2. Андреев, С. Н. Играй в мини футбол / С. Н. Андреев. — М.: Советский спорт, 2016. — 47 с
  3. Киселева, Е. С. Инновации в методике развития гибкости / Е. С. Киселева // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 3. — С. 5–7.
  4. Короткова, Е. А. Теория и методика физической культуры: учебно-методическое пособие / Е. А. Короткова, Т. П. Завьялова, Л. А. Архипова, Е. В. Хромин. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 120 с.
  5. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.
  6. Макарова, Г.А., Локтев, С. А. Медицинский справочник тренера / Г. А. Макарова. — М.: Советский спорт, 2005. — 587 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие гибкости, начальная подготовка, упражнение, показатель гибкости, контрольная группа, тазобедренный сустав, гибкость, плечевой пояс, развитие подвижности, Спортивная школа.


Ключевые слова

упражнение, гибкость, развитие гибкости, начальная подготовка, показатель гибкости, плечевой пояс, тазобедренный сустав, развитие подвижности

Похожие статьи

Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста

Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...

Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе

В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Обеспечение эффективности развития относительной силы (силовых способностей) у самбистов 8–9 лет

В статье рассматриваются вопросы повышения относительной силы у самбистов 8–9 лет. На сегодняшний день на спортивных выступлениях наблюдается тенденция спада силовых способностей у детей младшего школьного возраста. Так как спортивная основа силовой ...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Развитие выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

Статья посвящена исследованию развития выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура». В работе рассматриваются теоретические основы выносливости и особенности плавания как средства ее развития. Описа...

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Похожие статьи

Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста

Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...

Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе

В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Обеспечение эффективности развития относительной силы (силовых способностей) у самбистов 8–9 лет

В статье рассматриваются вопросы повышения относительной силы у самбистов 8–9 лет. На сегодняшний день на спортивных выступлениях наблюдается тенденция спада силовых способностей у детей младшего школьного возраста. Так как спортивная основа силовой ...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Развитие выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

Статья посвящена исследованию развития выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура». В работе рассматриваются теоретические основы выносливости и особенности плавания как средства ее развития. Описа...

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Задать вопрос