Статья посвящена развитию специальной выносливости у девушек-легкоатлетов 16–18 лет, занимающихся бегом на средние дистанции. Выносливость рассматривается как способность выполнять физическую работу заданной интенсивности, и ее развитие является ключевым аспектом подготовки. Подчеркивается важность комплексного подхода к тренировкам, включая аэробные, интервальные, технические и силовые элементы. Также обсуждаются физиологические основы выносливости, методические рекомендации и методы оценки уровня выносливости.
Ключевые слова: выносливость, специальная выносливость, легкая атлетика, девушки-легкоатлеты, физическая подготовка.
Выносливость — это способность человека длительное время выполнять физическую работу заданной интенсивности. Различные отечественные ученые, такие как Б. А. Ашмарин и Л. П. Матвеев, определяют выносливость как единство психофизиологических и биоэнергетических функций организма, позволяющих противостоять утомлению при механической работе [1, с. 118]. Общая выносливость, или аэробная выносливость, играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности и служит предпосылкой для развития специальной выносливости [3, с. 92]. Специальная выносливость, в свою очередь, отражает способность к выполнению конкретной двигательной деятельности. Она классифицируется по различным признакам, включая двигательную деятельность, особенности взаимодействия с другими физическими качествами и требованиями конкретного вида спорта. Например, в легкой атлетике можно выделить различные формы специальной выносливости: скоростную, силовую и координационную.
Для девушек-легкоатлетов в возрасте 16–18 лет, занимающихся бегом на средние дистанции, специальная выносливость имеет особое значение. В данной категории спортсменок часто наблюдается проблема недостаточно эффективного выбора средств и методов для развития специальной выносливости, что может негативно сказаться на результатах [4, с. 29]. Развитие специальной выносливости требует комплексного подхода, включающего разнообразные тренировочные программы, направленные на улучшение аэробных возможностей, экономизацию техники движений и повышение волевых качеств. Наиболее эффективными методами являются аэробные тренировки, интервальные тренировки, технические тренировки, силовые тренировки.
Современный спорт предъявляет строгие требования к подготовке юных спортсменов, особенно девушек 16–18 лет. В этом возрасте активно развивается физическое тело, и ключевым показателем является скелетная зрелость, влияющая на физическую подготовку. У девушек наблюдается рост позвоночника и увеличение подвижности грудной клетки, что улучшает аэробные показатели. К 17–18 годам формируется структура мышечных волокон, и хотя выносливость достигает лишь 85 % от уровня взрослого человека, она максимизируется к 25–30 годам. При тренировках важно постепенно увеличивать нагрузки, учитывая, что опорно-двигательный аппарат девушек способен выдерживать значительные нагрузки. Также у девушек выше координация и точность движений, что можно использовать для развития специальной выносливости. Систематические занятия спортом повышают жизненную емкость легких и легочную вентиляцию, что критично для развития выносливости, особенно у тех, кто занимается циклическими видами спорта.
Развитие специальной выносливости является ключевым аспектом в подготовке юных спортсменок, особенно в легкой атлетике. В этом контексте важно учитывать методические подходы, предложенные исследователями. В. И. Лях подчеркивает, что основными тренировочными упражнениями для развития специальной выносливости являются специальные подготовительные упражнения, которые максимально приближены к соревновательным по форме и структуре, а также непосредственно соревновательные упражнения [4, с. 51].
Основными средствами развития специальной выносливости являются: специально подготовительные упражнения, приближенные к соревновательным; специфические соревновательные упражнения; общеподготовительные упражнения. Длительность однократной нагрузки зависит от физического качества, которое развивает спортсмен. Например, для развития скоростной выносливости она составляет от 15 секунд до 2 минут, а для специальной выносливости на средние дистанции — до 15 минут [1, с. 203].
В циклических видах спорта, таких как бег, развитие специальной выносливости осуществляется через повторное прохождение дистанции с превышением соревновательной скорости, что может составлять 60–100 % от общего объема тренировок. Действенность соревновательных упражнений как средства воспитания выносливости зависит от продолжительности типичной для них работы, что подтверждает Н. Г. Озолин [7, с. 394].
Существуют различные методы развития специальной выносливости, такие как равномерный, переменный, интервальный, круговой, игровой и соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности и может быть адаптирован в зависимости от уровня подготовки спортсменок и поставленных задач. Эти методы могут использоваться как отдельно, так и в сочетании друг с другом. Это позволяет создать разнообразную и эффективную тренировочную программу, соответствующую индивидуальным потребностям и целям спортсменок. Важно учитывать уровень подготовки, возраст и физическое состояние каждой спортсменки, чтобы избежать травм и достичь максимальных результатов.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого спортсменка может поддерживать заданную интенсивность деятельности. Для этого используются как прямые, так и косвенные методы измерения выносливости. Прямой метод включает выполнение задания с определенной интенсивностью, тогда как косвенные методы основываются на времени прохождения определенной дистанции.
В спортивной практике выделяют два основных типа тестов: неспецифические и специфические. Неспецифические тесты, такие как бег на тредбане и педалирование на велоэргометре, позволяют оценить потенциальные возможности спортсменки. Специфические тесты, напротив, связаны с выполнением деятельности, подобной соревновательной, и дают представление о реальной выносливости в условиях соревнований.
К неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, педалирование на велоэргометре, степ-тест. Во время выполнения этих тестов фиксируются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода, частота сердечных сокращений и порог анаэробного обмена).
Существует несколько относительных показателей выносливости, которые могут быть использованы для оценки уровня физической подготовки спортсменок: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости. Кроме того, можно выделить следующие показатели: аэробная мощность, лактатный порог, коэффициент восстановления. Использование этих показателей в совокупности позволяет более точно оценить уровень выносливости и физической подготовки спортсменок, а также разработать индивидуализированные тренировочные программы для достижения оптимальных результатов в спорте.
Литература:
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студентов вузов [Текст] / Л. П. Матвеев. — 3-е изд. — СПб.: Лань, 2023. — 160 с.
- Озолин, Н. Г. Путь к успеху [Текст] / Н. Г. Озолин. — М.: Физкультура и спорт, 2019. — 112 с.
- Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. — М.: Астрель, 2022. — 863 с.