Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 26.07.2020

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Межевич, А. А. Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м / А. А. Межевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72898/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: проблемы подготовки резерва в спорте, прогноз результатов в спорте, бег на средние дистанции, организация тренировочного процесса.

Работая со спортсменами 12-ти лет до 17 лет. (бегуны на средние дистанции, 800 м), я столкнулась с рядом проблем в подготовке и организации учебно-тренировочных занятий. Одни из которых:

− проблема набора и мотивации в учебно-тренировочные группы. (дети неохотно идут заниматься спортом, т. к. много проводят времени за компьютером, телевизором, сотовыми телефонами. Также стоит отметить, что большой процент школьников имеет отклонения в здоровье (сколиоз, плоскостопие, нарушения сердечно-сосудистой системы, родовые и врожденные травмы);

− Дефицит спортивных сооружений (закрытых стадионов). И даже большое количество построенных уличных школьных стадионов в полной мере не может заменить стандартный стадион с кругом 400м, т. к. все эти школьные стадионы строятся маленьким по метражу и с неудобными виражами, которые не приспособлены для тренировок бегунов.

Для поиска оптимальной и эффективной методики тренировок с юными спортсменами мною было изучено большое количество методической литературы и опрошено множество успешных тренеров и спортсменов высокого класса, как Санкт-Петербурга, так и других городов. С целью изучения и обобщения передового практического опыта тренеров с юными бегунами и их тренировок, а также для выяснения применяемых ими методов спортивной подготовки был произведен анкетный опрос тренеров и спортсменов. Всего было опрошено 40 тренеров и 40 спортсменов.

Было проведено педагогическое наблюдение за спортсменами в беге на 800м на соревнованиях. В результате, которого, было выявлена закономерность западения скорости бега на отрезке от 400 до 600 м в 65 % случаях. Было проанализированы результаты бега на 800 м спортсменов с западением скорости на отрезках от 400 до 600 м и бегунов, пробегавших 800м с относительно равномерной скоростью. Для того, чтобы повысить результативность в беге на 800м у юных спортсменов и уменьшить западение скорости на отрезках от 400 до 800 м на основании опроса (в виде анкетирования) тренеров и специалистов, действующей программы спортивной школы по легкой атлетике, педагогических наблюдений, изучения специальной литературы мною было составлена и предложена 3 недельная программа тренировок (5 тренировок в неделю), которая включала в себя 2 интервальные тренировки Пн- длинные отрезки от 600 до 1200 м, Пт- короткие от 150м до 400м. Две тренировки на развитие физических качеств: скоростно-силовых и быстроты. Одну тренировку Вс — развитие общей выносливости.

Таким образом, мною была выявлена закономерность, что при относительном равномерном пробегании соревновательной дистанции результат в конечном итоге будет лучше, чем при западении скорости на отрезке от 400 до 600 м.

Таким образом, мною была составлена методика тренировки юных бегунов на средние дистанции, которую я эффективно применяю в своей работе.

План тренировочных занятий.

В подготовительном периоде для развития специальной выносливости у девушек 14–15 лет контрольной и экспериментальной группы приводится план тренировочных занятий.

  1. Контрольный бег с соревновательной скоростью на дистанцию 800 м с фиксированием каждого отрезка 200 м.
  2. Кросс 10 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. Бег 2 км, упражнения на гибкость.
  3. Кросс 8 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения, 10 x 100 м с интенсивностью 75–80 %, отдых: ходьба, бег 2 км, упражнения на гибкость.
  4. Бег 2 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. 8 x 400 м (по 90 сек) отдых 400 м медленного бега. Медленный бег 2 км. Упражнения на гибкость.
  5. Кросс 10 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения, бег ускорениями 10 x 100 м с интенсивностью 75–80 %, отдых ходьба, бег 2 км, упражнения на гибкость.
  6. Кросс 8 км. Общеразвивающие упражнения, упражнения для развития силы мышц брюшного пресса, спины. Барьерные, статодинамические упр. по методу круговой тренировки, каждая мышечная группа активна 4x6 раз по 40 сек. Прыжковые упражнения. Упражнения на гибкость.
  7. Кросс 8 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения, бег с ускорениями 10 x 100 м с интенсивностью 75–80 %, отдых ходьба, бег 2 км. Упражнения на гибкость.
  8. Бег 2 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. Бег 3 x 800 м (3 мин) отдых 800 м медленного бега. Бег 2км. Упражнения на гибкость.
  9. Кросс 10 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения, 10X100 м с интенсивностью 75–80 %, отдых ходьба, бег 2 км, упражнения на гибкость.
  10. Кросс 8 км. Общеразвивающие упражнения, упражнения для развития силы мышц брюшного пресса, спины. Барьерные, статодинамические упражнения по методу круговой тренировки, каждая мышечная группа активна 4x6 раз по 40 сек. Прыжковые упражнения. Медленный бег 2 км. Упражнения на гибкость.
  11. Бег 2 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. Переменный бег 8 x 300 (60–62 сек.) отдых 300 м медленного бега. Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  12. Отдых.
  13. Кросс 10 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. Ускорения 10 x 100 м с интенсивностью 60–55 %, отдых ходьба. Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  14. Кросс 8 км, спортивные, подвижные игры. 10 x 100 м с интенсивностью 60–55 %, отдых ходьба, Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  15. Бег 2 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. 600–400 х 3 (2.40–1.35), отдых медленный бег до восстановления ЧСС до 120–130 уд/мин. Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  16. Кросс 10 км. ОРУ. 8 x 100 м с интенсивностью 60–55 %, отдых ходьба, Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  17. Отдых.
  18. Бег 2 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения 10 х 200 (40 сек.) отдых медленный бег до восстановления ЧСС до 120–130 уд/мин. Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  19. Активный отдых — спортивные, подвижные игры 1,5 часа.
  20. Кросс 8 км. Общеразвивающие упражнения, упражнения для развития силы мышц брюшного пресса, спины. Барьерные, статодинамические упр. по методу круговой тренировки, каждая мышечная группа активна 4 x 6 раз по 40 сек. Прыжковые упражнения. Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  21. Кросс 10 км. Общеразвивающие, специально-беговые упражнения. Ускорения 8 x 100 м с интенсивностью 60–55 %, отдых ходьба, Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость 23: Кросс 10км. ОРУ. 8 x 100 м с интенсивностью 60–55 %, отдых ходьба, Медленный бег 2 км, упражнения на гибкость.
  22. Отдых.
  23. Контрольный бег с соревновательной скоростью на дистанцию 800 м. с фиксированием каждого отрезка 200 м.

После проведения тестирования контрольной и экспериментальной группы, выявлена положительная динамика более равномерного распределения времени пробегания 200-метровых отрезков на дистанции 800м. Спортсмены, которые тренировались по особой методике смогли более равномерно пробежать контрольный бег на 800 м. Нескольким спортсменам даже удалось вторую половину дистанции пробежать быстрее, без уменьшения скорости бега, даже с ускорением на последних 200 м дистанции. Вторая группа отличилась хаотичностью показанных результатов.

Выводы: учет индивидуального состояния организма спортсмена во время того или иного воздействия, в том числе физической и соревновательной нагрузки, имеет большое значение для сохранения здоровья и работоспособности. Поэтому одно из главных мест занимает значимость хронобиологических и гелиофизических исследований путем создания научно-обоснованного подхода к индивидуализации педагогический, психологических и лечебных воздействий. Разработка данной проблемы необходима и для решения вопросов режима нагрузки и питания спортсменов, а также определения оптимальных периодов для планирования больших тренировочных нагрузок. Знание индивидуальных особенностей и половой дифференциации биоритмов необходимо тренеру для начального планирования процесса спортивной тренировки и составления длительных прогнозов в спорте. Их учет в тренировочном процессе не только позволит наиболее эффективно адаптировать спортсмена к нагрузке и получить высокие результаты, но и сохранить при этом здоровье и долголетие спортсмена. Таким образом, на основании вышеизложенного, составляется планирование тренировочного процесса, соревнований, нагрузок, что помогает показывать прогрессирующие результаты у спортсменов.

Литература:

  1. Бубэ X., Фэе Г., Штюблер Х.,Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. ФиС.- М.. 1968. С.82–83.
  2. Гандельсман А.Б, Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки — М.: Физкультура и спорт, 1970, 231 с.
  3. Карпман В.Л, Хрущев С.В, Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М.: Физкультура и спорт,1978, 120 с.
  4. Сологуб Е. Б., Таймазов В. А. Спортивная генетика. — СПб.: Тера-спорт, 2000. — 125 с.
  5. Солодков А.С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Терра — Спорт, Олимпия Пресс, 2001. -520с.
  6. Суслов Ф. П. Бег на средние дистанции: классификация тренировочных средств // легкая атлетика, 1980.- № 7.- С. 10–11.
  7. Шапошникова В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: ФиС 1984. 157 с
  8. Шапошникова В. И. Периоды индивидуального года, требующие внимания врачей и тренеров//Теор. и практ. Физич. Культуры.-2003. — № 8- с.47–51.
Основные термины (генерируются автоматически): Медленный бег, упражнение, гибкость, отдых, бег, Кросс, спортсмен, брюшной пресс, контрольный бег, круговая тренировка.


Ключевые слова

, бег на средние дистанции

Похожие статьи

Использование средств восстановления в подготовительном периоде подготовки бегунов на средние дистанции

В статье авторами обзорно представлены подходы к организации работы с восстановлением спортсмена-бегуна средних дистанций в подготовительном периоде соревновательной деятельности, рассматриваются отечественные практические исследования в заявленной о...

Эффективность применения комплексов специальных беговых упражнений в подготовительном периоде у бегунов на средние дистанции

Индивидуализация тренировочного процесса на основе учета многодневных биоритмов у девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Тренировочные методы и средства успешного выступления в летнем полиатлоне

Статья посвящена особенностям сочетания в тренировочном процессе различных методов и средств для достижения высоких результатов в соревнованиях по летнему полиатлону. Исследования направлены на поиск путей повышения резервов в изучении допустимых мет...

Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза

Данная статья о коррекции методики подготовки студентов, занимающихся легкой атлетикой, а в частности бегом на длинные дистанции.

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Определение взаимосвязи скорости и специальной выносливости бегуний на средние дистанции 16–17 лет

Организация тренировочного процесса в триатлоне на этапе высшего спортивного мастерства

Похожие статьи

Использование средств восстановления в подготовительном периоде подготовки бегунов на средние дистанции

В статье авторами обзорно представлены подходы к организации работы с восстановлением спортсмена-бегуна средних дистанций в подготовительном периоде соревновательной деятельности, рассматриваются отечественные практические исследования в заявленной о...

Эффективность применения комплексов специальных беговых упражнений в подготовительном периоде у бегунов на средние дистанции

Индивидуализация тренировочного процесса на основе учета многодневных биоритмов у девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Тренировочные методы и средства успешного выступления в летнем полиатлоне

Статья посвящена особенностям сочетания в тренировочном процессе различных методов и средств для достижения высоких результатов в соревнованиях по летнему полиатлону. Исследования направлены на поиск путей повышения резервов в изучении допустимых мет...

Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза

Данная статья о коррекции методики подготовки студентов, занимающихся легкой атлетикой, а в частности бегом на длинные дистанции.

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Определение взаимосвязи скорости и специальной выносливости бегуний на средние дистанции 16–17 лет

Организация тренировочного процесса в триатлоне на этапе высшего спортивного мастерства

Задать вопрос