Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 17.08.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Кобзева, Л. О. Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе / Л. О. Кобзева, С. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117189/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.

Ключевые слова: экологическое развитие, средний дошкольный возраст, интегрированное занятие.

Одним из важных этапов в развитии экологической культуры человека является именно дошкольный возраст. В процессе него у человека формируется ядро личности, а также начинает проявляться положительное отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание осуществляется не только в семье, но и в детском саду, в ходе педагогического процесса. В возрасте 4–5 лет у ребенка закладываются основы мироощущения, в связи с чем необходимо указать на важность реализации экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а также построения этого процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализуется через такие виды деятельности, как наблюдение, опыты, исследование, игры, труд, художественно-эстетическая практика, чтение художественной литературы, занятия физкультурой и спортом.

Стоит отметить, что экологическое воспитание должно осуществляться не только в непрерывном процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.

В психолого-педагогических исследованиях М. Д. Маханевой отмечено, что игра представляет собой определенную форму отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Именно благодаря игре, ребенок имеет возможность усвоить полученные знания и использовать их на практике. Кроме того, игра оказывает положительные эмоции на детей, стимулируя их умственную активность [2].

Как отмечает О. А. Соломенникова и Е. В. Киселева, экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями [1, 3].

Не менее важно внедрять экологические игры в образовательный процесс потому, что они позволяют детям увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности и понять, что неразумное и грубое вмешательство в природу может глобально навредить окружающему миру.

Необходимо отметить, что воспитатель является носителем экологической культуры, так как знакомит дошкольников со способами общения с природой, формирует у них умение наблюдать за окружающим миром, а также обучает определять элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с природой, мотивирует на реализацию себя через процесс творчества.

Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить, игры, опытно-исследовательскую деятельность, моделирование, наблюдение, экскурсии, прогулки, конкурсы, выставки, праздники и др.

В результате теоретического анализа вышеуказанной проблемы мы смогли определить, что сочетание различных методов способствует эффективному формирования экологической культуры у дошкольников.

В образовательной деятельности МБОУ детского сада комбинированного вида № 47 города Белгорода мы изменили занятия, внедрив в процесс интегрированные занятия экологической направленности: опытно-исследовательскую деятельность с экскурсией, игры с выставкой, прогулки с играми и конкурсами.

В процессе определения причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используется поисково-исследовательская деятельность. Так, за счет различных экспериментов и опытов дети детально изучают природу, а также качества и свойства объектов неживой природы, например, воды, снега и пр.

Не менее важно, что дети изучают взаимосвязь порядка и чистоты природы со здоровьем каждого человека, а также узнают о природных материалах, которые используются в различных сферах: хозяйстве, строительстве и пр.

В свою очередь, ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде, так как учатся определять потребности растений и условий, которые необходимы для их содержания.

Особенно важно воспитателям как можно чаще водить детей в ботанический сад для того, чтобы можно было наблюдать за растениями, уметь их отличать по определенным признакам, а также знать, какие растения являются редкими и занесены в Красную книгу.

После нескольких занятий по уходу за растением ребенок сможет рассказать о своем растении воспитателю, сверстникам или родителям, а также о том, какие изменения за это время с растением произошли, чем оно отличается от других и как необходимо заботиться о нем.

Стоит указать, что такая работа эффективна и формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Если говорить о коллаборации прогулок, игр и конкурсов, можно предложить детям следующую игру, которая их очень увлекает. Организовываем прогулки в парк, огород (теплицу), сад, поле, что наиболее доступно с сопровождением рассказа и показа как отличаются растения и плоды в зависимости от места их выращивания. Затем создаем несколько искусственных полянок, где «перемешалось» все: овощи, фрукты, плоды, ягоды и т. д. Делим детей на команды по количеству полянок и даем корзинки, в каждую из которых дети собирают плоды, выращенные в одном месте (отдельно корзины выращенных садовых плодов, отдельно — в лесу и т. д.). По итогу команда победителей может выбрать место следующей экологической прогулки.

Интересной для детей будет такое сочетание как игры с выставкой. Где изначально дети «составляют цветочные картины»: детям необходимо найти выбрать картинку из заранее приготовленных материалов (лепестки, стебли) найти по форме и цвету лепестки и стебли для «своего цветка». Из получившихся «картин» (каждая собрана на столе на картоне) делают выставку для соседней группы детей, рассказывая им о цветочной картине.

Все занятия подбираются по экологической тематике, каждое занятие интегрировано, что не дает ребенку устать от одного вида деятельности.

По итогу проведенного экологического образования было отмечено, что дети стали более внимательными. Так, они стали с интересом слушать рассказы о животных и растениях, задавать много дополнительных интересующих их вопросов воспитателям.

Таким образом, внедрение коллаборации различных видов занятий в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Киселева, Е. В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е. В. Киселева, Т. М. Советова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 560–562.
  2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе / М. Д. Маханева. — Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 171 c. — Текст: непосредственный.
  3. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. А. Соломенникова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — С. 21–27.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игра, детский сад, окружающий мир, растение, экологическое воспитание, образовательная деятельность, опытно-исследовательская деятельность, экологическая культура.


Похожие статьи

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников

В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...

Похожие статьи

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников

В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...

Задать вопрос