Прикладные аспекты арт-педагогики в обучении иностранному языку. Арт-цифровые практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 09.07.2024

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Никитина, Л. К. Прикладные аспекты арт-педагогики в обучении иностранному языку. Арт-цифровые практики / Л. К. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 245-252. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116546/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен анализ и опыт использования арт-педагогических (и) цифровых практик как средство создания мультисредовой обучающей среды. В конструктивном диалоге с иноязычным контентом арт-педагогика успешно реализует наглядно-деятельностный и коммуникативный подходы в преподавании иностранного языка, повышает эффективность и качество обучения, развивающий потенциал урока иностранного языка. Современные арт-педагогические приемы и арт-цифровые инструменты включают: театрально-игровую деятельность, литературно-художественный и музыкальный аудио/видео контент, минибукинг, лэпбукинг, оригами, облака слов.

Ключевые слова: арт-педагогические практики, мультисенсорный подход, арт-составляющие урока иностранного языка, эмоциональный интеллект, эстетический иммунитет, арт-цифровые ресурсы, прикладное творчество, минибук, лэпбук.

Методологический посыл

Арт-педагогика и иностранный язык успешно сосуществуют в современной дидактике обучения иностранному языку. Учитель иностранного языка, ориентированный на использование продуктивных арт-педагогических приемов в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании использует интерактивную наглядность и арт-реквизит как художественный интерьер урока и как дидактическое средство для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их эмоционально-волевой сферы и общей культуры.

Арт-педагогические практики — это своеобразный стимулятор всех психологических процессов, задействованных в формировании иноязычной речи — памяти, воображения, восприятия, интуиции, импровизации, креативности. Арт-педагогический подход выполняет три основные функции педагога — обучать, развивать, воспитывать. Специфической, только ему присущей целью, является формирование этического, эстетического и эмоционального иммунитета личности[1]. [9]

Арт-педагогика в обучении иностранному языку обладает важной психолингвистической характеристикой — она способствует «порождению» речи через «образы-мысли» и «образы-представления». Поскольку говорящий проявляет в речи свой ментальный опыт — познания, чувства, поступки — именно арт-педагогические приемы могут воссоздать эти образы, говоря современным языком — клипы, которые помогут «развернуть», «додумать» мысль в слове. Иностранный язык — это рациональный способ оформления мысли. [6].

Цифровые принципы обучения иностранному языку способны реализовать запросы миллениумов, которые обладают семиотическим мышлением, обращенным к знаку, символу и цифре, то есть образу и прагматике. Деятельность учителя-предметника в обучающей среде, обогащенной электронной частью — мультимедиа и онлайн-форматами — становится в большей степени инструментальной, требует применения новых подходов, эффективных педагогических рычагов [5]. Арт-цифровые практики занимают нишу привлекательности и посильности обучения, они оживляют урок новой эстетикой компьютерного дизайна и облачным взаимодействием.

Суммируя приведенные pro-доводы в защиту арт-педагогики и ее места в арсенале дидактических средств учителя, можно констатировать положительный тренд в использовании арт-педагогических (и) цифровых приемов на всех этапах обучения иностранному языку [7,8]:

– они создают полифункциональную обучающую экосреду, в которой стираются грани предметных сфер за счет использования разнообразных материалов и мультисред;

– активизируют познавательную активность обучающихся созданием новых когнитивных связей-цепочек (деятельность — мышление — речь; эмоция — мышление — понимание; впечатление — образ — когнитивность);

– способствуют формированию мультисенсорного мышления (заучивать слова и воспроизводить тексты в цвете, звуке, слове, тактильности, цифре);

– развивают рефлексивную культуру поведенческих и вербальных решений (через театрально-художественную деятельность и прикладное творчество);

– создают личностные ценностно-смысловые установки;

– обеспечивают коррекционный и/или дифференцированный подходы в работе с (не)мотивированными и/или одаренными детьми в ситуации успеха;

– поддерживают мотивационную устойчивость в изучении иностранного языка, положительную установку на результат.

Современный арт-педагогический инструментарий учителя иностранного языка имеет четыре арт-составляющие:

  1. Использование на уроке художественно значимого контента — музыки, литературы, искусства, живописи, театра.
  2. Применение собственно арт-педагогических техник: художественное и прикладное творчество. Умение петь, рисовать, лепить, конструировать, играть, драматизировать, декламировать — создавать творческий продукт на иностранном языке.
  3. Цифровая трансформация обучающего контента: компьютерный дизайн, компьютерная инфографика, создание электронных книг, облачных рисунков слов, фильмов, комиксов.
  4. Арт-режиссура урока иностранного языка. Строится по законам театрального действа: экспозиция — завязка — интрига — движение и речь — кульминация — развязка — завершение [8].

Примеры традиционных и новаторских арт-практик [2]

В основе передового опыта представленных в статье практик, тренингов, мастер-классов лежит мультисредовый подход в освоении познавательной метасреды. Уроки иностранного языка с интегрированным междисциплинарным контентом подтверждают педагогическую аксиому: «Знание присваивается, когда оно пережито».

Пример 1. Приемы предметной интеграции на примере театра теней (5–8 классы) [3].

Лорелея» Г. Гейне. Театр теней

Рис. 1. Лорелея» Г. Гейне. Театр теней

Цели/Содержание

Виды деятельности

Эксперимент и интерпретация физических явлений света и тени (рабочие листы по адресу www.kinderuni.goethe.de). Знакомство с театральным реквизитом (лампа-прожектор, экран, вырезанные из бумаги фигуры персонажей, декораций).

Театрализация литературных текстов из УМК Вундеркиндер .

Инсценировка сказки Братьев Гримм «Заяц и еж».

Пример 2. Креативное письмо. Тренинг продуктивных умений в формате Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) — 9–11 классы [4].

Схема сюжетного письма

Рис. 2. Схема сюжетного письма

Цели/Содержание

Заданием письменного тура ВОШ является написание основной части фабульного рассказа (начало и конец заданы).

На рис. 2 представлена схема «Мышь-рассказчица», которая иллюстрирует структуру креативного письма по правилам композиции литературного текста:

  1. Вступление. Завязка действия.
  2. Основная часть. Напряжение, Кульминация.
  3. Заключение. Развязка [9];

Виды деятельности

Фразеологизмы

Рис. 3. Фразеологизмы

Принцип Станиславского « Не верю» (как требование убедительности, яркости и неожиданности) реализуется системной подготовкой по обогащению словарного запаса и языковых структур: использование электронных книг, словарей, тезаурусов и корпусов (www.duden.de, www.dwds.de); интерактивные плакаты, инфографика, флешкарты (рис. 3).

Пример 3. Филологический практикум «Знакомьтесь, Иоганн Вольфганг фон Гете. «Фауст». Технология «Минибук — книжка-малютка» (10–11 классы).

Минибук

Рис. 4. Минибук

Цели/Содержание

Краткое содержание трагедии «Фауст» с опорой на иллюстративный ряд, афоризмы и ключевые монологи героев. Прослушивание/Художественное чтение отрывка «Der Osterspaziergang». Сравнение переводов Б. Л. Пастернака и Н. А. Холодковского.

Презентация макета минибук «Гете-минибук. Фауст» (рис. 4.), подготовленного учителем с помощью онлайн-программы.

Виды деятельности

Облако слов

Рис. 5. Облако слов

1 этап: Учащиеся складывают рабочий лист А4 по инструкции в технике оригами и изготавливают мини-книжку из 8 страниц.

2 этап: Чтение книжки-малютки/Выполнение заданий (соотнесение иллюстраций и заголовков; соотнесение реплик персонажей; поиск в облаке слов афоризма: Ein echter Deutscher mag keinen Franzen leiden, Doch ihre Weine trinkt er gern — см. рис. 5).

Краткая аннотация технологии минибукинга

Технологию «минибук»/«минибукинг» можно отнести к арт-цифровым практикам. Автору книги потребуется: доступ в сеть, принтер, лист бумаги (А4 или А3), ножницы и материал для «написания книги», идея для книги.

Подготовка макета выполняется с помощью шаблона — онлайн-конструктора по ссылке www.minibooks.ch. Набор команд для создания макета книжки включает шрифты, размер, изображение, разрыв страниц. В заданный шаблон постранично вводится нужный текст, загружаются картинки. Порядок размещения страниц генерирует сама программа. Заполненный макет из 8 страниц сохраняется в pdf и распечатывается.

Сборка книжки-малютки осуществляется в технике оригами (интернет-инструкция, по ключевым словам, «сборка книжки-малютки»).

Прикладное творчество: Техника оригами на уроке иностранного языка

Оригами — это увлекательное складывание фигур из бумаги. Оно развивает мелкую моторику, пространственное воображение и эстетический вкус. Сегодня в технике оригами изготавливают, открытки, сувениры, игрушки-поделки, которые можно использовать на уроке иностранного языка для активизации речемыслительной деятельности, визуализации грамматических правил и исключений, а также в качестве валеологической паузы, разговорной разминки с «проговариванием вслух выполняемых действий» [2].

Пример 4. Арт-практика оригами на уроке иностранного языка. Изготовление закладок для книг, или красочных памяток-напоминалок (2–11 классы)\.

Закладки Закладки

Рис. 6. Закладки

Оформление закладки — создание образа (ежик, собака, заяц, ужастик) и выбор цвета — творчество ученика. Содержание памятки может подсказать учитель: спряжение сильных, неправильных глаголов, степени сравнения наречий, управление глаголов, таблица склонения местоимений.

На закладке можно написать слова по теме, словообразовательные модели, синонимы, антонимы, пословицы, фразеологизмы (см. рис. 6).

Пример 5. Арт-практика оригами для создания мотивации к спонтанному высказыванию в рамках внеурочной деятельности (5–11 классы).

Очки от солнца

Рис. 7. Очки от солнца

Рюкзачок

Рис. 8. Рюкзачок

Реквизит «солнечные очки» или «волшебные очки» (рис. 7). может задать ситуацию общения: «Я вижу свои летние каникулы»/«Каникулы моей мечты».

На сайте https://podelke.ru можно найти множество бумажных фигур — рюкзачки, пилотки, галстуки, бабочки, зверушки, 3D-открытки — это множество идей для устного и письменного высказывания с элементами театрализации. В мини-рюкзачок (рис. 8) можно положить мини-учебники и рассказать о расписании уроков, о (не)любимом предмете. Смастерив галстук, можно принять участие в ролевой игре «6 шляп» Эдварда де Боно, где каждый цвет соответствует разному типу мышления/высказывания (красный = эмоции, белый = факты, черный = критика, желтый = похвала и др.).

Технология лэпбукинг

Лэпбук «(lapbook» в переводе с английского — «книга на коленях») — это самодельная интерактивная тематическая папка (с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями), в которой размещены материалы по определенной теме. Папка представляет собой книжку с двумя разворотами или книжку-гармошку. В процессе создания «своей папки», своеобразного портфолио разговорной или грамматической темы, ученик исследует и систематизирует изученный материал, создает некий шаблон для его усвоения и повторения в дальнейшем. Лэпбук — это вариант современной проектной деятельности [1].

Пример 6. Интерактивные тематические папки на уроке иностранного языка. Прикладное творчество в команде[5].

На рис. 9-10 представлены разные форматы лэпбуков, выполненные в тандеме ученик-учитель-родитель . В интернете и специальной литературе можно найти как готовые макеты для лэпбук-проектов, так и шаблоны к ним.

Обобщение по теме «Животные»

Рис. 9. Обобщение по теме «Животные»

Лингвистическое исследование «Яблоко»

Рис. 10. Лингвистическое исследование «Яблоко»

Цифровые арт-практики

Арт-цифровая трансформация урока иностранного отвечает социальным вызовам и поколенческим характеристикам обучающихся. Цифровое творчество и новый педагогический дизайн иноязычного материала делают его привлекательным и посильным для учеников с разными образовательными потребностями. [6]

Пример 7. Цифровые ресурсы для интегрированных уроков иностранного языка:

www.simpleshow.com — программная оболочка с элементами искусственного интеллекта для создания видеороликов;

www.LyricsTraining.com: прослушивание/караоке песенного материала и выполнение дифференцированных тестовых заданий с автоматизированной проверкой;

Шаблоны Power Point — отечественный ресурс для составления викторин, игр, квестов [4];

www.etreniki.ru: приложение для создания лингвистических и речевых игр;

www.storyboardthat.com, www.canva.com, www.makebeliefscomix.com: некоммерческие цифровые инструменты для создания комиксов на иностранном языке по\зволяют реализовать методику «сторителлинг» — составление иллюстративных рассказов, мини-диалогов с опорой на вербальность.

Пример 8. Облако тегов как графический дизайн ключевых слов, текстов и продуктивных высказываний.

Программные конструкторы для генерации облаков слов (www.wordclouds.com; www.wortart.com) позволяют ученикам рисовать словами, общаться картинками. На рис. 11. представлено облако слов по теме «Арт-педагогика» .

1

Рис. 11

Выводы и рекомендации

Арт-педагогические и арт-цифровые практики создают уникальную познавательную метасреду, поляризуют воспитательно-социализирующие аспекты урока, развивают эстетический и эмоциональный интеллект обучающихся. Учащиеся получают ценный опыт ранее невостребованных типов деятельности, языковые и речевые навыки формируются в ситуации успешности и творчества [5]. Учителю-предметнику можно убедительно посоветовать при планировании урока иностранного языка:

– использовать арт-педагогические практики литературно-художественного творчества на основе мирового культурного наследия;

– использовать цифровой арт-педагогический инструментарий, ориентированный на современные приоритеты учебно-воспитательной деятельности — коммуникативность, межпредметность, метапредметность и эмоционально-эстетическуюую сферу;

– формировать УУД на основе разных типов интеллектуальной деятельности, на стыке предметных областей (точных, естественных, гуманитарных);

– оптимизировать воспитательное и развивающее содержание урока, используя личный ментальный опыт, общекультурные компетенции.

Целенаправленное использование арт-педагогических и арт-цифровых практик на уроке иностранного языка создает благоприятный фон для обучения, развития и воспитания учащихся, в полной мере способствует достижению планируемых результатов в предмете «Иностранный язык».

Литература:

  1. Архипенко Е. Н., Артеменко Е. М. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей // Интерактивное образование. — 2017. — № 67. Электронный ресурс: http://io.nios.ru/articles2/87/10/lepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya-detey (Дата доступа 6.07.2024).
  2. Гончар Д. Деятельностное познание мира средствами оригами — изящно, конкретно, эффективно // Народное образование. — 2000. — № 3. — С. 138–139.
  3. Ефимова О. Г. Особенности становления современной цифровой экосреды лингвистического образования. //Иностранные языки в школе — 2023 № 01, — С. 90.
  4. Копытин А. И. Воспитательно-социализирующие технологии на основе арт-терапии и арт-педагогики: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2020. — 120 с.
  5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение, 1984. — С.124–125.
  6. Никитина Л. К. Медиакомпетентность учителя иностранного языка как стратегия нового качества образования и условие профессионального роста. //Инновации в системе подготовки учителей иностранного языка и их профессионального развития. Кн. 1: коллект. моногр.; под общ. ред. проф.С. Л. Суворовой. — Санкт-Петербург, 2022. — С. 102–124.
  7. Соколова Т. А. Методика моделирования, реализации и анализа урока в арт-педагогической парадигме: методическое пособие. — Псков ПОИПКРО, 2013. — С.15–16.
  8. Старостина А. В., Федорова А. А. Современные интерактивные технологии на уроках иностранного языка в вузе. // Журнал «Молодой ученый», 2024. — С. 445.
  9. Besseres Ausdrucksvermögen im Aufsatz 8.-10. Kl.: Arbeitsblätter zu Wortschatz, Sprachstil und Grammatik (8. bis 10. Klasse)// Persen Verlag in der AAP Lehrerwelt GmbH — 2016.

[1] Интегральные качества личности, которые обеспечивают ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и в макросреде, адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов к воздействию безликой эрзац-культуры.

[2] По материалам секций Петербургского Международного Образовательного Форума «Создание интерактивной и полифункциональной обучающей среды как средство мотивационной устойчивости в преподавании немецкого языка. Арт-педагогические практики и познавательная метасреда» (СПб АППО,2023/2024)

[3] Опыт учителя немецкого языка Шишловой А.В., ГБОУ СОШ № 636 с углубленным изучением иностранных языков г. Санкт-Петербурга.

[4] Опыт учителя немецкого языка Михайловой О.В., ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка г. Санкт-Петербурга.

[5] Опыт учителей немецкого языка Зелениной А.С., Рогачевой Н.В., ГБОУ СОШ № 481 г. с углубленным изучением немецкого языка г. Санкт-Петербурга.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, прикладное творчество, техник оригами, арт-педагогические практика, арт-цифровые практика, вид деятельности, облако слов, слово, урок, внеурочная деятельность.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, прикладное творчество, лэпбук, мультисенсорный подход, арт-педагогические практики, арт-составляющие урока иностранного языка, эстетический иммунитет, арт-цифровые ресурсы, минибук

Похожие статьи

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Роль невербального общения в межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному

В статье описаны возможности использования невербального общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Подчёркивается, что на начальных этапах обучения преподаватель должен осознанно применять изобразительные, эмоциональные и другие же...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Похожие статьи

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Роль невербального общения в межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному

В статье описаны возможности использования невербального общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Подчёркивается, что на начальных этапах обучения преподаватель должен осознанно применять изобразительные, эмоциональные и другие же...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Задать вопрос