Метапредметный подход в конструировании содержания интегрированной программы дополнительного образования дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Журова, С. В. Метапредметный подход в конструировании содержания интегрированной программы дополнительного образования дошкольников / С. В. Журова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12445/ (дата обращения: 16.11.2024).



Процессы модернизации образования требуют пересмотра его содержания на каждой ступени, с учетом преемственности. Методическое сопровождение образовательного процесса находится на этапе становления. Перед каждым педагогом стоит вопрос о том, каким содержанием, в соответствии с новыми требованиями наполнить занятие, урок, чтобы обучающийся овладел фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития.

ФГОС дошкольного образования поставил задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Документ подчеркивает важность освоения ребенком основных знаний об окружающем мире наряду с гармоничным развитием его личностных качеств, в процессе реализации образовательными организациями интегрированного содержания образования.

ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся — личностные, метапредметные, предметные. Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выстроены с учетом специфики содержания предметных областей, которые включают в себя конкретные учебные предметы и должны отражать метапредметные, включающие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Документ учитывает возрастные и индивидуальные возможности обучающихся, подчеркивает самоценность данной ступени образования как фундамента всего последующего образования.

Сразу встает вопрос о том, что выпускники детского сада, должны иметь определенный уровень готовности для восприятия и освоения содержания основной образовательной программы начального общего образования. Готовность к формированию необходимых качеств можно формировать через всеобщее интегрирующее или универсальное знание и способы познания окружающего ребенка мира. Такие как метаумения — метаспособы, общеучебные, междисциплинарные, познавательные умения и навыки, «мета» (за, над, через). Необходимо конструировать содержание дошкольного и начального образования на основе метапредметного подхода, как условия достижения современного, востребованного качества образования.

Особую роль метапредметы выполняют в конструировании содержания образования. На первом уровне его формирования должно быть предусмотрено метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления [2]. Понимание содержания образования, как изначально распределенного по отдельным учебным предметам (предметоцентризм) не может быть основой конструируемых курсов, поскольку не обеспечивает свободу творческой самореализации учеников. Поэтому на первом уровне его формирования должно быть запланировано метапредметное содержание.

Учебный метапредмет — предметно оформленная образовательная система, которая находясь «за» обычными учебными курсами, позволяет задавать и описывать их корневую структуру и содержание с более общих внешних целостных позиций [2].

Особо востребованы сегодня формы проектов на основе интеграции содержания основного и дополнительного образования. С учетом возможностей начальных школ, школ-садов нового поколения, при расширении образовательного пространства, с учетом преемственности.

В нашем исследовании, используя возможности реализации программ дополнительного образования дошкольников, мы сконструировали содержание интегрированной программы «ART» (художественно-изобразительная деятельность и английский язык), для активизации англоязычного говорения дошкольников на основе метапредметного подхода.

Анализ ФГОС начального образования показал, что результаты освоения учебного предмета «иностранный язык» должны отражать:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной формах с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [3].

Положив в основу обозначенные требования, мы в дополнительной общеразвивающей программе «ART» используем составленные нами методики, по материалам (П. И. Зинченко, С. Д. Забрамная, О. В. Боровик).

Обучение иностранному языку дошкольников имеет свою специфику, где языковедческие науки, психологические и педагогические влияют на выбор методов обучения иностранным языкам. Речевые действия на иностранном языке, по заявленной программе «ART», сочетаются с действиями, характерными для других предметов и видов деятельности, являются метапредметными результатами деятельности по активизации англоязычного говорения. Интегрирование с художественной деятельностью обеспечивает их разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений со всех сторон и представляется способом формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности которое обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.

  1. Методика «Тематический реконструктор» — собирание, воспроизводство объекта из отдельных произвольных частей или конкретных, заданных по форме, является сквозной, игровой. Итоговая картинка может содержать некоторое количество изученных объектов и использоваться для контроля усвоенных словарных единиц, а так же для активизации англоязычной речи в процессе работы. Развивает восприятие, исследовательские и конструкторские, аналитические умения, навыки обобщать, систематизировать, классифицировать. Осуществление движений при реконструкции — воспроизводстве картинки, развитие пространственного воображения, как начальная ступень развития логики, что мы и предлагаем рассмотреть, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, как приобретённые метаумения — междисциплинарные умения. Методика «Тематический реконструктор», как способ активизации англоязычной речи в процессе работы, где воспроизведение слов по изображению — это процесс развития памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых объектов. Создавая картину, дошкольник превращает собственные, внутренние понятия явлений и объектов в условный знак — символ, готовое изображение, демонстрируя обобщенное и личностное знание. Использование заявленной методики способствует подготовке дошкольника к приобретению начальных навыков общения в устной форме на основе индивидуальных речевых возможностей, более комфортному переходу в учебное пространство школы.
  2. Методика «Созвучие» — запоминание большего количества слов по сходству в произношении, при показе созвучного зрительного ряда объектов. Можно использовать для контроля развития памяти (сравнительный срез в начале занятия и в конце). Обучает детей способам логического запоминания словарных единиц. Заявленная методика «Созвучие» — путь к запоминанию большего количества слов, способ преобразования кратковременной памяти в долговременную. Знакомое, показываемое изображение работает как зрительный объект для запоминания с иноязычным названием. Но выстроенный ряд имеет повторяющуюся часть, превращая предыдущее слово в некий новый созвучный объект. Где объект дает обратную связь — как воздействие знаковой системы, как применение простейшей операций для запоминания, с элементом мнемической операции. Интеграция учения и развития в подобной лингвистической игре происходит как метадеятельность, присущая дошкольному возрасту. Метадеятельность определяется, как универсальный способ жизнедеятельности и определяется уровнем развития дошкольника и личностной готовности к дальнейшему обучению.
  3. Методика «Рассказ» как уровень рефлексивности англоязычной речи ребенка, в процессе рассказа. Для дошкольников это выявление проблемных языковых зон и их корректировка. Придумывая рассказ по созданной работе, ребёнок вынужден заменять неизвестные слова синонимами и обогащать речь. При этом определяется конкретная проблема — незнание и определяется последующий задача — путь для устранения последнего. Приобретение начальных навыков англоязычного общения в устной форме для дошкольников один из инструментов культурного развития, восприятия единства картины мира.

Требования к результатам обучающихся, рассматриваемых нами ступеней образования, устанавливает ФГОС начального общего образования и дошкольного, на основе метапредметного подхода, как условия достижения современного, востребованного качества образования. Речевые действия на иностранном языке, по заявленной программе «ART», сочетаются с действиями, характерными для других предметов и видов деятельности, являются метапредметными результатами деятельности по активизации англоязычного говорения и педагогические методы объединяют их в определенную систему с конкретной целью.

Опрос для выявления начального уровня англоязычного говорения у дошкольников проводился дважды, и по начальным результатам количество известных, английских слов увеличилось. Можно предположить, что увеличилось временное воздействие англоязычной речи на ребёнка (средства массовой информации, наличие старших детей, изучающих языки, посещение дополнительных специализированных студий, выезд с родителями в англоговорящие страны).

Выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальности и востребованности образовательно-развивающей программы «ART», образовательных критериев к программе на ближайшее время.

Интеграция англоязычного говорения с изобразительно-художественным творчеством — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексии. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности [1].

Метапредметность существует как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности которое обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Метапредметный подход обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Литература:

  1. Громыко Н. В., Половкова М. В. «Метапредметный подход как ядро Российского образования»; Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса / «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
  2. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  3. http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
Основные термины (генерируются автоматически): англоязычное говорение, иностранный язык, метапредметный подход, начальное общее образование, англоязычная речь, способ формирования, теоретическое мышление, универсальный способ деятельности, метапредметное содержание, начальное образование.

Похожие статьи

Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Системный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Теоретические основы формирования идеи человекоразмерного образования

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Интегрированный подход в работе различных специалистов дошкольного образовательного учреждения при реализации принципа краеведения

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Похожие статьи

Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Системный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Теоретические основы формирования идеи человекоразмерного образования

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Интегрированный подход в работе различных специалистов дошкольного образовательного учреждения при реализации принципа краеведения

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника