Библиографическое описание:
Сарафанова, О. В. Развитие креативности младших школьников средствами иностранного языка / О. В. Сарафанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 494-498. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4742/ (дата обращения: 19.11.2024).
Модернизация
системы обучения и воспитания в России связана с пересмотром всей
парадигмы образовательной деятельности и внесением изменений в
целевые установки развития личности. Особое внимание уделяется
формированию общих учебных умений и универсальных учебных действий
учащихся, работе с новыми технологиями, воспитанию творческой
личности, готовой к инновационным преобразованиям науки и практики
(А.Г. Асмолов, Э.В. Сайко, Д.И. Фельдштейн, В.А. Шилова и др.)
В
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта результаты реализации образовательных
программ в начальной школе включают не только предметные знания, но и
межпредметные умения, а также личностные качества. Креативная
составляющая рассматривается как важнейший компонент в общей
структуре личности младшего школьника, существенно влияющий на всю
образовательную траекторию личностного развития, как в начальной
школе, так и на старших этапах школьного образования. Под
креативностью понимают творческие возможности (способности человека),
которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных
видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) её
отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Креативность
рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор
одарённости, который редко отражается в тестах интеллекта и
академических достижений. Напротив, креативность определяется не
столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько
восприимчивостью к новым идеям.
Комплексный подход к
воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов,
относящихся к проблемам и нравственного воспитания. Неразрывное
единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного
является неотъемлемым условием личности подрастающего человека,
разносторонности и гармоничности ее развития.
Иностранный
язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести
свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.
Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим
потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в
ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том
случае, если ученик в процессе иноязычной
коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая,
пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое
мышление, память, чувства и эмоции. Прежде всего, иностранный язык
как учебный предмет – это дополнительное "окно" в
мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни,
науки, искусства, что существенно для общего образования, это
средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах
трудовой и общественной жизни. На занятиях по иностранному языку
учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления,
полученные ими по другим учебным предметам: обществознанию,
литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и
др. Определяя возможное развитие креативности (общих творческих
способностей) у младших школьников, необходимо опираться на
сформированную в научной литературе точку зрения о том, что ее
сензитивный период проходится на 8-9 лет. Именно в данном возрасте
формируются и развиваются такие качества личности, как чувство
новизны, критичность, направленность на творчество, способность
преобразовывать. В это время подражание взрослому (родителям,
учителю) как образцу является определяющим фактором формирования
креативности (по Г.В. Ожигановой).
В
настоящее время в практике работы образовательных учреждений
используются разнообразные психолого-педагогические методики
формирования и развития творческого потенциала детей и креативных
свойств личности. Формированию креативности посвящены труды ряда
авторов: Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, A.M. Лука,
К. Роджерса, Е.П. Торренса, Н.Ю. Хрящевой и др. Развитие креативности
дидактическими средствами должно осуществляться целенаправленно,
систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших
школьников и особенностей содержания предмета.
Урок иностранного языка
имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в
качестве основной цели обучения выдвигается формирование
коммуникативной компетенции учащихся.
В
настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком
считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта
цель достигается путем формирования способности к межкультурной
коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий
коммуникативного характера, а также обучение иноязычной коммуникации,
с использованием всех необходимых для этого заданий и приемов
является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой
деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит
деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется
посредством "речевой деятельности", которая, в свою
очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой
деятельности в условиях "социального взаимодействия"
общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и
воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного
языка.
Деятельностная сущность
коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку
реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком
подходе создаются положительные условия для активного, свободного,
творческого развития личности в деятельности. В общем виде эти
условия сводятся к следующему:
- учащиеся получают возможность
свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается
в фокусе внимания остальных;
- участники общения чувствуют себя
в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
При гуманистическом подходе к обучению
исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры,
снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. [1,
4]
Как уже было сказано ранее,
иностранный язык обладает большим потенциалом для развития творческих
способностей учащихся. Воздействуя на личность, формирование
творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт,
развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует
воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению
профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей,
их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную
творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их
духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации,
и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным
средством комплексного развития личности, выявления формирования ее
творческого потенциала.
Одним из средств, которые
способствуют творческому развитию личности школьника является
применение нетрадиционных форм урока иностранного языка.
Нетрадиционные формы урока
английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо
темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие
уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена
привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу
праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает
психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни
совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка
осуществляются при обязательном участии всех учеников группы или
класса, а также реализуются с непременным использованием средств
слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь
самых разных целей методического, педагогического и психологического
характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний,
навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая
атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное
участие в уроке учителя.
Методически высокоэффективными,
реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания
учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок,
урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий. [3, 5, 6]
Можно сказать, что нетрадиционный
урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания.
Нетрадиционные уроки нравятся детям, т. к они творческие и необычные,
а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто
проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и
уровень эффективности снизится.
- Урок-проект.
Метод проектов приобретает в
последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы
развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не
просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а
уметь применять их на практике. Проектная методика отличается
кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом,
деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути
креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает
высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за
выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа
группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного
взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм
организации исследовательской познавательной деятельности, в которой
учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может
быть связана с одной предметной областью или носить
междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель
должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их
возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую
значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может
быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом,
коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта:
доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным
результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и
приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое
применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в
несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на
уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы
исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение
сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий,
обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка
выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует
от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности,
координации своих действий, активного исследовательского,
исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя
заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы,
в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем
контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на
правах соучастника. [2, 7, 8]
Итак, основная идея метода проектов
заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида
упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе
совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения
самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является
доступность темы и возможность ее варьирования.
- Уроки творчества.
- Урок-экскурсия.
В наше время, когда все шире и шире
развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с
русской национальной культурой становится необходимым элементом
процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести
экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности
русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает
использование культуроведческого материала о родной стране, который
позволяет развивать культуру представления родной страны, а также
формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Учителя, сознавая стимулирующую силу
страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у
учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения
урока. [6, 7]
- 4. Урок-спектакль.
Эффективной и продуктивной формой
обучения является урок-спектакль. Использование художественных
произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка
совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает
создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует
выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их
индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует
мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к
литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка,
а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс
запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря
школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь.
И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида
работы. [6]
Урок-праздник.
Весьма интересной и плодотворной
формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока
расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в
англоязычных странах, и развивает у школьников способности к
иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях
межкультурной коммуникации. [7]
- Урок-интервью.
Вряд ли стоит доказывать, что самым
надежным свидетельством освоения изучаемого языка является
способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае
целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это
своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как
правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише
и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание
структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность
усвоения.
В зависимости от поставленных задач
тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободное
время", “Планы на будущее”, “Биография”
и т.д.
Во всех этих случаях мы имеем дело с
обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как
"Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог
теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией.
Коммуникация приобретает чисто формальный характер.
В такой ситуации логично прибегнуть к
элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает
оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как
второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма
урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают
над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе,
готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока
подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению
иностранного языка, способствует углублению знаний в результате
работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. [6, 7]
- Урок-мюзикл.
Урок-мюзикл способствует развитию
социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных
стран.
Методические преимущества песенного
творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в
Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах
Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в
настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают
пением.
Урок-мюзикл содействует эстетическому
и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает
творческие способности каждого ученика.
Благодаря пению мюзикла на уроке
создается благоприятный психологический климат, снижается усталость,
активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и
разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность
учащихся. [6, 7, 8]
Планируя уроки, учитель должен думать
не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную
структуру, но и стремился создать все возможности для развития
индивидуальности каждого ребёнка. Важность развития творчества
младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи
проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является
сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно,
надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали
бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей,
обычно выделяемые как характерные черты творческой личности.
Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере
учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих
способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.
Таким образом, можно заключить, что
творческие способности есть у каждого ребёнка. Это
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека
от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий
потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности
приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический
смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими
способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.
Литература:
Лукьянчикова
Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // –
Начальная школа – 2001 – №11 – с.49-51.
Полат Е.С. Метод проектов
на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 1991 – №2 С.3-10.
-
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для
студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр
"ВЛАДОС", 2001. – Кн.1. Общие основы. ПО. –
576с.
Рогова
Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для
учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2000. – 232с.
Ю.К. Бабинский.
Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.
www.bolshe.ru.
www.festival.1september.ru.
www.zachetka.ru.