Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 08.05.2020

Статья просмотрена: 1203 раза

Библиографическое описание:

Беккер, Л. Г. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку / Л. Г. Беккер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 422-425. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69722/ (дата обращения: 19.11.2024).



В последние годы феномен креативности привлекает к себе все больше внимания в разных науках. Особый интерес к данной проблеме возникает относительно формирующейся языковой личности, т. е. ребёнка, для которого творческая языковая деятельность является необходимым средством познания мира. В условиях нового образовательного пространства задача школьного образования заключается в обновлении его содержания, технологий обучения, а также в формировании компетентной мотивированной личности, что невозможно осуществить без опоры на присущую ребёнку креативность, без активизации его творчества.

Высокие требования к уровню владения иностранным языком, предъявляемые на сегодняшний день российским обществом, вызывают потребность использования альтернативных форм обучения письменной речи. Цели обучения письменной речи меняются со временем, они соответствуют общественно-политической ситуации и потребностям общества. Если до недавнего времени письменной речи не уделялось должного внимания, то сегодня письменная речь как компонент речевой компетенции включена в качестве цели обучения в программы для всех типов учебных учреждений, является составной частью ОГЭ и ЕГЭ. Широкое использование компьютерных технологий в обучении способствует развитию коммуникативной компетенции и требует правильного изложения мысли в письменной форме. Именно поэтому обучение письменной речи является сегодня важной задачей. Школьники используют письмо как средство коммуникации в социальных сетях, используя смайлы, всевозможные сокращения слов и предложений. Такой тип общения в интернете переносится школьниками в реальное общение и отражается, например, в записках, которым дети обмениваются на уроке.

В настоящей статье мы обращаем внимание на креативные методы обучения письму. Исходной гипотезой является положение о том, что выбор креативных методов должен быть различным в зависимости от целевой группы. Е. Н. Соловова отмечает, что содержание обучения письму на различных этапах будет различным. Обучение письменной речи должно быть последовательным, именно поэтому формирование письменной речи не рассматривается как цель обучения на начальном и среднем этапах. Лишь на старшем этапе письмо является самостоятельным видом речевой деятельности [9, с. 190].

Особое место в системе требований Федерального государственного стандарта к обучению иностранным языкам в школе занимает развитие коммуникативной компетентной личности, которая владеет речевыми и языковыми компетенциями. Под речевой компетенцией понимают развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, аудировании и письме; умении планировать свое речевое и неречевое поведение. Под языковой компетенцией предполагается овладение новыми языковыми средствами, овладение разными способами выражения мысли в родном и иностранном языках.

Естественно, что с развитием общества меняются подходы к обучению. В отечественной методике письмо долгое время использовалось только как средство обучения, которому как самостоятельному виду речевой деятельности уделялось значительно меньше внимания по сравнению с обучением остальным видам речевой деятельности обучению. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку повышается.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина дают следующее определение письму: «Письмо — сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения» [7, с. 189]. Письмо включает в себя умение графически верно изображать буквы алфавита, переводить звуки в буквы, умение выражать свои мысли в письменной форме [2, с. 59]. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного производства речи.

Говорение и письмо можно называть активными видами речевой деятельности, а аудирование и чтение — пассивными. И. А. Зимняя отмечает, что виды речевой деятельности, зависимости от основания их определения, попарно объединяются следующим образом: «говорение — слушание», «письмо — чтение» объединены в зависимости от формы общения, пары «говорение — письмо», «слушание — чтение» отражают характер самого действия — прием или выдача сообщения [4, с. 67].

Чтобы подключить творческий потенциал школьника при выполнении письменных заданий, нам необходимо определить, что понимается под креативностью. Креативность — (от лат. creative — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5, с. 66]. Вопрос о способах развития креативных и творческих способностей изучался на всех этапах развития общества и педагогики как науки. Знаменитый американский психолог Джо Пол Гилфорд в 1950 г. разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленно на одновариантное решение проблемы (конвергентное мышление), а может допускать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Дж. Гилфорд впервые ввел понятие «дивергентное мышление», описав дивергенцию как «мышление, идущее в разных направлениях», это метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Цит. по: [8].

Плюралистические взгляды на интеллект разделяет американский психолог Говард Гарднер. В 1983 г. в качестве радикальной альтернативы тому, что психолог называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям, учёный разработал свою теорию множественного интеллекта. В теории множественного интеллекта Г. Гарднер отмечает, что существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях [3]. Теория множественного интеллекта получила признание в сфере образования, она используется при обучении академическим дисциплинам и в профессиональной подготовке, в школьных классах для обычных детей, одаренных учеников и детей с теми или иными проблемами в обучении. Данные теории креативности и Дж. Гилфорда и множественного интеллекта Г. Гарднера подтверждают то, что люди мыслят и учатся разными способами.

Теория множественного интеллекта, по мнению исследователя Минди Л. Корнхабер [6, с. 44], позволила многим педагогам разработать новые подходы, которые могут более эффективно удовлетворить образовательные потребности обучающихся. В условиях нового образовательного процесса педагогам необходимо включать в образовательный процесс задания, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Новые концепции языкового образования школьников ориентированы на создание условий для творческого развития их личности. Сегодня технологии креативного письма используются в учебниках для российских школьников. Например, анализ УМК по немецкому языку для 5-ого класса серии «Горизонты» („Horizonte“) авторов М. А. Аверина и др. показывает, что в учебник включено некоторое количество творческих письменных заданий, например: сделать постер; выбрать текст из учебника, сделать копию или набрать этот текст на компьютере, стереть отдельные слова, например, все глаголы, или половину каждого третьего слова, затем обменяться упражнениями в классе; составить анкету для одноклассников, и т. д. Однако большинство заданий, направленных на развитие письменной речи, являются традиционными, например, делать выписки из текста; заполнять бланки; писать личное письмо с опорой на образец. Данные задания не вызывают у школьников желания проявить креативность, вызывают трудности и стремление поскорее выполнить их самым простым способом, путем списывания или с помощью интернета. Поэтому мы считаем целесообразным дополнить традиционные задания по письменной речи, имеющиеся в учебниках немецкого языка 5-ого класса серии «Горизонты» [1] творческими заданиями, повышающими мотивацию к освоению письма.

В поисках вариантов работы с технологией креативного письма и упражнений, использующих эту технологию, мы обратились к трудам немецких методистов Берндта Каста и Евы-Марии Енкинс — методическое пособие «Fertigkeit Schreiben» [10] («Навыки письменной речи»), а также «Kreatives Schreiben» («Креативное письмо») Ютты Вольфрум [11].

К способам, повышающим использование творческого потенциала учащихся, относятся, на наш взгляд, визуальные средства, музыкальные композиции, активизация ассоциативного мышления посредством опорных слов, например, Liebe, Angst, Mond, и т. п.

Среди визуальных средств хорошо будят фантазию ребёнка серии картинок комического плана, такие как Vater und Sohn известного немецкого карикатуриста Эриха Озера (пишущего под псевдонимом E. O. Plauen). Составление текста на основе истории в картинках должно строиться по принципу от изображения — к слову — к предложению — к тексту.

По тому же принципу — от слова к тексту — строится так называемый синквейн — короткий текст из пяти строк, состоящий из одиннадцати слов (немецкое обозначение — „Elfchen“), упорядоченных по определенному принципу. Такое стихотворение по типу японских хайку, или хокку, можно строить на основе ассоциаций к картинке или же по заданной учителем теме.

Б. Каст и Е.-М. Энкинс предлагают задание „Meine sieben Sachen“ («Мои семь вещей»), которое построено на сочетании говорения и письма: школьники работают самостоятельно, каждый ученик выбирает семь предметов, которые он бы взял с собой в поездку на необитаемый остров, на Луну, и т. п. Затем каждый ученик должен написать свою историю поездки, в которой выбранные школьником семь предметов играют роль, далее каждый зачитывает свое сочинение, выкладывая предметы друг за другом на пол.

К творческим письменным заданиям авторы относят задания „Echo-Texte“, „Geländer-Geschichte“ — создание собственного текста с помощью заготовленных текстовых шаблонов — дополнение предложений; написание истории при наличии первого и последнего предложения и др. [10, с. 131].

Ю. Вольфрум приводит примеры заданий ситуативного письма, способы поиска идей для письменных работ, ассоциативные техники письма, игры для развития письменной речи на уроке [11].

Все приведенные задания построены на использовании разных каналов восприятия и потенциалов левого и правого полушарий головного мозга: музыка, рисунок, графика. Следующим этапом исследования является разработка креативных заданий с опорой на выявленные типы заданий. Подводя итоги, отметим, что креативные письменные задания способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Интеллектуальная деятельность в различных сочетаниях способствует развитию творческих способностей учащихся на разных уровнях обучения, формирует лексические и грамматические навыки, дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность и творческую натуру, использовать созданные ими письменные работы для тренировки навыков чтения и говорения.

Литература:

  1. Аверин, М. М. Немецкий язык, 5 класс [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова / М.: Просвещение, Cornelsen, 2011. — 104 с.
  2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 7-е изд. — М.: Академия, 2013. — 363 с.
  3. Гарднер, Г. Выдающиеся мыслители образования [Электронный ресурс] / Г. Гарднер. — Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070228020628/http://www.ocm.perm.ru/stat/stat_21.htm (дата обращения: 09.11.2019).
  4. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: И. А. Зимняя. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Март, 2005. — 448 с.
  6. Корнхабер, Минди Л. Говард Гарднер [Текст]: пер. с англ. Д. Чулаков [Текст] / Минди Л. Корнхабер // Гарднер. Основные труды Г. Гарднера. Fifty Modern Thinkers on Education From Piaget to Present/Edited by Joy A. Palmer. — Вестник высшей школы. — 2005. — № 2. — С. 43–47.
  7. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст]: Г. В. Рогова / М.: Просвещение, 2015. — 224 c.
  8. Седашова, О. Дивергентное мышление: особенности, способы развития Германии [Электронный ресурс] / О. Седашова. — Режим доступа: https://4brain.ru/blog/ %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5- %D0 %BC %D1 %8B %D1 %88 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5/. (дата обращения: 10.11.2019).
  9. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова / М.: АСТ: Астрель, 2009. — 238 с.
  10. Kast, B. Fertigkeit Schreiben [Text] / Bernd Kast. — München.: Langenscheidt, 1999. — 232 c.
  11. Wolfrum, J. Kreativ Schreiben [Text] / Jutta Wolfrum. — Ismaning.: Hueber Verlag, 2010. — 183 c.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, множественный интеллект, речевая деятельность, задание, обучение, письмо, иностранный язык, Креативное письмо, развитие, немецкий язык.


Задать вопрос