Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Создание иноязычной креативной среды в общеобразовательной школе посредством технологии Creative Writing

Педагогика
11.03.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Иванов, Е. М. Создание иноязычной креативной среды в общеобразовательной школе посредством технологии Creative Writing / Е. М. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123272/.


Статья посвящена описанию одного из возможных способов применения технологии Creative Writing в общеобразовательной школе в форме специального курса для учащихся, имеющих высокие потребности в области филологии. Описанные в статье занятия по курсу способствуют созданию особой иноязычной креативной среды, внутри которой происходит специально организованное, целенаправленное, последовательное, планомерное и всестороннее воздействие на личность учеников с целью предметного, метапредметного и творческого развития их потенциала.

Ключевые слова: творческое письмо, техника создания истории, занятие, общеобразовательная школа, творческая способность учащихся.

Творчество — это деятельность, которая помогает формировать самостоятельную личность, готовую в сложных жизненных обстоятельствах найти нестандартный способ решения проблемы и стать успешной в этом мире. Принцип творчества наряду с другими принципами (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности) помогает в реализации деятельностного подхода и, пожалуй, занимает одну из самых важных позиций в современном образовании. Еще Л. С. Выготский в книге «Педагогическая психология» говорил о том, что жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» [1, с. 27].

Новый образовательный стандарт дает широкие возможности для развития творческих способностей учащихся. Но для этого требуется создать благоприятную среду, внутри которой ребенок с заложенным в него творческим потенциалом мог бы раскрывать свои оригинальные возможности. Естественно, что воспитание творческой личности должно происходить в творческой среде. К сожалению, традиционная система образовательного учреждения не только не направлена на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, раскрытие индивидуальности каждого, но за частую препятствует этому, «блокирует» проявление творческой активности. В результате творческие стремления просто угасают. В связи с этим обозначается педагогическая проблема обеспечения условий творческой реализации обучающихся. Одним из возможных решений проблемы я вижу в проведении специального курса по креативному письму (в оригинале Creative Writing) с детьми, имеющими высокие образовательные потребности в области филологии.

На Западе существует большое разнообразие вариантов работы с технологией творческого письма [4–9]. Все они требуют активной работы воображения, переплетенного с чувствами и эмоциями. Бумага становится «испытательным полигоном» для создания нового, ранее не существующего мира. Выбранный жанр в совокупности с ключевыми элементами, характерными для всех форм креативного письма (сюжет, персонажи, действие, структура, стиль, художественное оформление и др.) помогает личности ребенка выразиться новым нестандартным образом. Введение данной технологии в российской общеобразовательной школе будет способствовать ситуации творческого проявления учащихся и содействовать эффективному формированию и развитию не только предметных, но и метапредметных компетенций современного ученика.

Материалом исследования является собственно технология Creative Writing и опыт ее применения в отечественной и зарубежной образовательной практике, а также труды научных исследователей, которые признают важность создания педагогически комфортной среды, влияющей на благотворное формирование и развитие личности. Таковыми исследователями являются: К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, Б. Бло, Э. Нигермайер, С. Уотсон, Дж. Гудленд, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, Н. Н. Иорданский, А. Г. Калашников, А. П. Пинкевич, В. Н. Шульгин, В. А. Караковский, А. А. Леонтьев, В. А. Ясвин.

Основные методы исследования: теоретические (изучение и анализ передового опыта, лингвистической, методической литературы; обобщение, конкретизация и систематизация теоретического материала); эмпирические (педагогический эксперимент, диагностирование, конспектирование); статистико-математические (обработка материала, диаграммирование).

В основу исследования положен системно-деятельностный подход Федерального государственного образовательного стандарта, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий (УУД)); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности [3].

Изменившиеся социальные условия жизни, стремительный научно-технический прогресс выдвигают новые требования к организации образовательного процесса. Однако существует то, что необходимо ставить «во главу угла» независимо от этих изменений. Образовательный процесс должен оставаться комфортным и для этого необходимо создавать специальные условия. От того будет ли создана подходящая школьная среда зависит успешность ребенка. Для того, чтобы он захотел заниматься иностранным языком в обстановке, далекой от ситуации реального общения с носителями языка, от обстановки погружения в язык, тем более необходимо создать благоприятную иноязычную среду. Кроме того, необходимо, чтобы эта среда способствовала творческой реализации личности, необходимой для ее гармоничного развития. В этом может помочь технология Creative Writing, преломленная через специально созданный курс для учащихся общеобразовательной школы, который нацелен на решение упомянутых выше проблем.

Предлагаю ознакомиться с содержанием созданного курса, который проводился с учащимися 10 класса ГБОУ СОШ № 176 Калининского района Санкт-Петербурга в 2024–2025 учебном году. Условно курс разделен на четыре больших этапа: Pre-writing Activity, Guided Writing Practice, Creative Writing, Presentation of Results.

Первый этап (Pre-writing Activity) включает следующие занятия:

– Вводное занятие. Что такое Creative Writing (CW)? История CW в Великобритании и США. CW в России.

– Занятие — практикум. Мир чувств истории: занятие — экскурсия.

– Занятие — практикум. Мир чувств истории: музыкальное занятие.

– Занятие — практикум. Мир чувств истории: роль иллюстраций в творческом письме (обложка и иллюстрации).

– Основа истории: сюжет, тема, проблема, главные и второстепенные герои.

– Занятие — чтение и тренировка определения в историях сюжета, темы, проблемы и главных и второстепенных героев на основе произведений зарубежной литературы.

– Жанры творческого письма и форма подачи (paper work, audio-story, video-story, комикс).

– Работа с лексикой. Знакомство с формами обогащения словарного запаса для написания истории. Создание категорийных рядов слов, интеллектуальных карт для работы с синонимичной и антонимичной лексикой.

– Особенности грамматической составляющей истории.

Особенностью данного этапа является то, что он всецело проходит под руководством учителя, который показывает, что «Creative Writing» — это не только письмо, но и средство для развития творческих способностей учащихся. Поэтому, наряду с языковым материалом, большое внимание уделяется и миру чувств и эмоций. Кроме того, первый этап служит цели сбора и накопления теоретических знаний, необходимых для следующих этапов.

Второй этап (Guided Writing Practice) включает следующие занятия:

– Знакомство с разными техниками создания истории. Техника «Закончи историю».

– Знакомство с разными техниками создания истории. Техника Jumble Story — случайные истории.

– Знакомство с разными техниками создания истории. Story Circle –история по кругу.

– Знакомство с разными техниками создания истории. Scamper Story.

– Знакомство с разными техниками создания истории. Plot Generator — сайт для генерации историй.

– Конструктивная критика: принцип «3 плюса и одна зона роста». Писатель и критика. Примеры прошлого.

– Занятие-практикум. Учимся правильно критиковать.

Особенность второго этапа заключается в его практической направленности. По-прежнему под руководством учителя, но с определенной долей самостоятельности учащиеся погружаются в мир творческого письма и соединяют теорию с практикой.

Третий этап (Creative Writing) включает следующие занятия:

– Creative Writing — пишем историю.

– Редактируем текст. Делаем историю лучше.

Этап творческого письма предполагает написание истории, исходя из выбранного жанра, полученных ранее навыков и сформированных умений, и знаний. Учащиеся используют вспомогательные технические средства для иллюстрации и придания истории необходимого формата. Перед окончательной презентацией проводится совместный с учителем анализ работы с точки зрения грамматической и стилистической корректности.

Четвертый этап (Presentation of Results) включает следующие занятия:

– Публичная презентация истории + обратная связь.

– Присуждение литературной премии.

– Издание общего сборника.

– Want to do more? — заключительное занятие — рефлексия.

Таким образом, введение курса Creative Writing в школе помогает ученикам «окунуться» в творческую языковую среду, которой так не хватает в мире стандартизированного обучения, а учителям выступить в роли создателя благоприятной педагогической среды, с помощью которой возможно достижение целей, поставленных перед современной школой, а именно — воспитание компетентной, творческой и самостоятельной личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  2. История и методика творческого письма [Электронный ресурс] / Creative Writing School. Режим доступа: https://litschool.pro/history--technique-of-creative-writing/
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ — стандарты второго поколения. Режим доступа: http://минобрннауки.рф/документы/543
  4. Future Learn [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.futurelearn.com/
  5. Gillespie, A. Creative writing in the classroom: five top tips for teachers [Electronic resource] — Guardian News and Media Lim. 2018. Режим доступа: https://www.theguard ian.com/teacher-network/teacher-blog/2013/sep/26/five-tips-creative-writing
  6. How to Teach Creative Writing [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.creativewriting-bg.com/assets/HOW-TO-TEACH-CREATIVE-WRITING.pdf
  7. How to Teach Creative Writing [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.wikihow.com/Teach-Creative-Writing
  8. Lesson Plans for a Creative Writing Course [Electronic resource]. Режим доступа: http://teacher2b.com/creative/createwr.htm
  9. Write Shop [Electronic resource] / Design by Contemplate Design. Режим доступа: https://writeshop.com/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
творческое письмо
техника создания истории
занятие
общеобразовательная школа
творческая способность учащихся
Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 277-279):
Часть 5 (стр. 269-339)
Расположение в файле:
стр. 269стр. 277-279стр. 339

Молодой учёный