Данная статья посвящена применению основных форм и методов искусства на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия арт-технологий: творческие презентации, ролевые игры, театрализованные уроки.
Ключевые слова:арт-технологии, творческие проекты и презентации, ролевые игры, театрализованные уроки.
В условиях современного развивающегося общества с его стремительной динамикой жизни искусство приобретает особое значение, поскольку способно всесторонне влиять на людей и делать их более гуманными. Поэтому в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и поддержки детей.
Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка — метод арт-технологий.
В основе арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, лежит использование техник и приемов арт-терапии. Впервые термин «арт-терапия» был употреблен А. Хиллом в 1938 году. В настоящее время помимо этого термина могут использоваться близкие по значению названия: «терапия творчеством», «арт-терапевтические технологии», «арт-психология», «креативная терапия», «терапия творческим самовыражением» [4].
По мнению М. Ю. Алексеевой, под арт-терапией в школе понимается одно из направлений в работе педагогов и психологов, подразумевающее разработку и организацию развивающих занятий с детьми, направленную на эффективное развитие творческого начала школьников [1].
Близкое по смыслу определение дает М. И. Киселева, отмечая, что арт-терапия является методом, связанным с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем [3].
К арт-технологиям относится использование: средств иллюстративной наглядности; просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах, ролевых играх, небольших пьесах стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства, переживания и даже пластику. Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составными частями арт-технологии [2].
По нашему практическому опыту, включение арт-технологий может быть весьма полезно в процессе обучения английскому языку учеников средней школы. Данный подход позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован.
Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дают очень многое. Самое главное, они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала. Вместе с тем, уроки подобного типа обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, правилам речевого этикета, показывают приемы правильного выхода из конфликтных ситуаций, ускоряют развитие навыков говорения и общения.
На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках. Арт-технологии дают возможность проводить такие уроки. Их структура строится по законам выбранного жанра искусства. Из чего следует, что подготовка подобных уроков является гораздо сложнее, чем обычных, поскольку для них готовится не просто план урока, а, как правило, сценарий. В сценариях таких уроков проявляются элементы самых различных культур: культуры общения, речи, пластики, одежды, отношений. Когда этот сценарий исполняется учениками, то каждый из них вступает с другими в ролевое общение. Идет полная самореализация ученика.
Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности творческой игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: внимание, память, мышление, творческие способности. Игра может стать эффективным средством, помогающим учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игры могут использоваться на любом этапе обучения английскому языку и с любой возрастной группой. Одной из главных задач на среднем этапе обучения английскому языку в школе является постановка правильного произношения. Поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу урока, как фонетическая зарядка, проводимая в игровой форме. Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую помощь оказывают стихотворения, песни и сказки. Использование на уроке английского языка песен, рифмовок, стихотворений позволяет учащимся овладеть лексикой и грамматическими структурами без особых усилий. Включение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, развивает навыки произношения. Содержание текстов песен и стихотворений способствует расширению активного запаса слов учащихся [5].
Наши наблюдения подтверждают мнение Г. А. Подгорневой [6] о том, что иллюстративная наглядность стимулирует активность и интерес у учащихся. Основными функциями наглядности является повышение мотивации обучаемых, развитие творческого воображения и мышления, усвоение учебного материала. Работа с наглядным материалом стимулирует учащихся на говорение, и аудирование. Различные вербальные и невербальные наглядные средства, используемые учителем на уроке, помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. На эмоциональное состояние учащихся позитивно воздействуют сказки. Они снижают тревогу и негативные проявления учеников. При помощи работы со сказкой можно развивать все виды речевой деятельности у учащегося. Например, можно проигрывать эпизоды сказки, и тем самым развивать навыки говорения. Можно дать учащемуся в качестве домашнего задания дописать продолжение сказки, вследствие чего у учащегося происходит развитие навыка письма. После прочтения сказки следует обсудить поведение и действие персонажей, следовательно, развитие навыков говорения. И, наконец, можно использовать аудио и видеоматериалы для развития навыков аудирования. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и доверия друг к другу. Он является эффективным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, для эмоциональной поддержки и, наконец, для улучшения навыков разговора и слушания.
На средних и старших этапах обучения часто используются театрализованные уроки. Сценарии таких уроков включают роли, описание сцен, костюмов, то есть все как в настоящих спектаклях. Для каждого такого урока специально разрабатывается сценарий: сюжет, роли, действия героев, речевые тексты, характер и манеры поведения, цели героев их симпатии и антипатии. Когда этот сценарий исполняется учащимися, то каждый из них вступает с другими в ролевое общение согласно сценарию и тем уже меняет свои, естественно сложившиеся в классе отношения, что помогает школьникам, которые имеют низкий социальный статус в классе, повысить его. И в этом также состоит неизмеримая ценность этих уроков [7].
Кроме того, уже много лет назад педагоги стали использовать на уроках и во внеурочной деятельности имитационное моделирование различных жизненных ситуаций (ролевые игры), постоянно дополняя и развивая это направление и постепенно вводя его в систему своей работы. Так при обсуждении темы «Исчезающие языки нашего мира» учащимся было предложено провести дебаты о необходимости сохранения языков на нашей планете. В качестве примера был взят язык племени Бонго. Учащимся было предложено выбрать следующие роли: ученики, их родители, журналист, ученый-лингвист, иностранный турист — гость этого племени. Обсуждался вопрос о языке обучения в этом племени — английском или Бонго. Родители были за преподавание на родном языке, Ученики — за английский, поскольку с их точки зрения он более полезен для будущей работы в крупных городах, журналист считал, что статьи на английском языке найдут больший круг читателей, ученый лингвист полагал, что язык Бонго необходимо сохранить, так как каждый язык представляет целый пласт культуры отдельно взятого народа. Отсюда разговор перешел к проблеме исчезающих языков вообще и возможным способам их сохранения.
Педагоги убеждены, что такие уроки способствуют дальнейшей успешной социальной адаптации выпускника школы, так как проигрывание подобных ситуаций в классе учит их решению соответствующих проблем за пределами школы. Кроме того, необходимо отметить, что любая ситуация ролевого общения является к тому же стимулом к развитию спонтанной речи, в том случае, если она является динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач (ролевая игра).
Очевидно, что искусство своими многочисленными жанрами способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать, а иногда и ускорить темп их общего и интеллектуального развития и обеспечить устойчивость эмоционального состояния. Применение арт-технологий в обучении способствует эмоциональному подъему ученика, что приводит к расширению спектра его осознанных эмоциональных переживаний и расширению возможности самопознания.
В завершение следует отметить, что арт-технологии подходят для работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку они позволяют каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад индивидуально.
Применение арт-технологий, по — нашему мнению, позволяет сделать обучение английскому языку в средней школе творческим, интересным, нескучным, очень живым и разнообразным.
Литература:
- Алексеева, М. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку): Дисс. канд. пед. наук. — 2007. — 244 с.
- Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М.: «Сентябрь», 2004. — 160 с.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с.
- Копытин, А. И. Системная арт-терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
- Петричук, И. И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 2. — с. 37–41.
- Подгорнева, Г. А. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на младшей ступени // It-n.ru. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http %3A %2F %2Fit-n.ru %2Fttachment.aspx %3Fid %3D15310 &name=attachment.aspx %3Fid %3D15310&lang=ru&c=57362fea3dce (дата обращения: 13.05.2016).
- Трусова, В. Р. Школьный театр на английском языке / В. Р. Трусова, В. К. Бегунов. — М.: Просвещение, 1993. — 158 с.