Особенности применения виндикационного требования при защите права собственности муниципальных образований на объекты муниципального жилищного фонда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 июля, печатный экземпляр отправим 24 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 09.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Черкасов, Д. А. Особенности применения виндикационного требования при защите права собственности муниципальных образований на объекты муниципального жилищного фонда / Д. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116533/ (дата обращения: 12.07.2024).

Препринт статьи



В настоящей статье автор анализирует законодательство и сформировавшуюся правовую практику защиты права собственности на муниципальный жилищный фонд. По мнению автора, при обеспечении гражданско-правовой защиты интересов муниципального образования большую роль играют споры, связанные с защитой права собственности муниципалитетов на помещения из состава муниципального жилищного фонда. Резюмирует, какие обстоятельства дел учитываются судами при применении виндикационного требования, направленного на возврат муниципальному образованию жилья, незаконно выбившего из его владения.

Ключевые слова: муниципальный жилищный фонд, жилое помещение, право собственности, муниципальное образование, виндикационный иск, выселение граждан из муниципальных общежитий.

Современное развитие теории гражданско-правовой защиты имущества охватывает широкий спектр проблем и вызовов. К ним систематизация способов защиты гражданских прав правообладателей имущества, их дифференциация и усложнение: появляются новые меры гражданско-правовой защиты в связи с усложнением видов имущества, не упоминаемые ранее в гражданском законодательстве, но применяемые на практике. Однако классические способы защиты права собственности не теряют своей актуальности, важно анализировать те проблемы, которые возникают в правоприменительной практике через призму особых субъектов, реализующих свое право на защиту.

По официальным данным количество муниципальных образований сокращается и составляет 19,5 тыс. единиц [6]. Муниципальные образования — особая категория собственников, и у такого большого числа в собственности находится немалая доля жилья, которая необходима для обеспечения конституционного права на жилье для населения из малообеспеченных семей, сирот и проч. категорий граждан, нуждающихся в особой защите. Муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями и в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными субъектами гражданского права (ст. 124 Гражданского кодекса РФ). Муниципальные образования как публично-правовые образования вправе быть собственниками только определенного имущества, необходимого для решения вопросов местного значения и иных публичных задач [3.C.12].

Муниципальный жилищный фонд в законодательстве и практике представляет собой учитываемые в специальном реестре жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям из состава жилищного фонда социального использования или специализированного жилищного фонда. Объекты недвижимости, входящие в состав таких фондов, особым образом учитываются и используются в гражданском обороте на особых условиях, которые определяются межотраслевыми нормами жилищного и гражданского законодательства. Граждане пользуются таким имуществом ввиду своего особого правового статуса при наличии критериев, определяемых в законах субъектах РФ или муниципальных нормативных актах, на основании договора социального найма, заключаемого с муниципальным образованием, при этом собственником жилья остается муниципальное образование, наниматель только получает право пользоваться жилым помещением.

Одним из самых распространенных гражданско-правовых способов, используемых для защиты права собственности на муниципальное имущество, является виндикационный иск . Как следует из судебной практики: «если ответчиком недвижимое имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, и между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, то независимо от избранного истцом способа защиты права применяются правила ст.ст. 301, 302 ГК РФ» [4].

В. А. Белов уточняет, что в ст.ст. 301 и 302 ГК РФ упоминаются самостоятельные требования — виндикационное (ст. 301 ГК РФ) и кондикционное (ст.302 ГК РФ) [1.C.28].

Виндикационное требование может быть предъявлено, когда жилое помещение выбывает из юридического или фактического владения у муниципального образования и имеется несобственик, незаконно завладевший этим жильем, к которому и направлено требование. Или же когда муниципальное образование истребует жилое помещение из владения добросовестного приобретателя.

В правоприменительной практике встречаются споры, в которых объектом выступают жилые помещения муниципального фонда, подвергшиеся неправомерной реконструкции и капитальному ремонту, и вследствие этого муниципальное образование предъявляет виндикационное требование [7].

Защиту права собственности муниципальных образований от любых неправомерных действий осуществляют в рамках их компетенции органы местного самоуправления от лица муниципального образования. В судебной практике одним из наиболее распространенных споров данной области являются жилищные споры с муниципальными образованиями, в которых муниципальное образование выступает как истцом, так и ответчиком [5].

Как отмечает Н. Б. Малявина, «защиту интересов и обеспечение имущественных интересов муниципального образования обеспечивает рассмотрение судами общей юрисдикции споров относительно принудительного выселения недобросовестных проживающих из помещений государственного и муниципального жилищных фондов» [2.C. 36].

В качестве основного требование истец — муниципальное образование заявляет требование об истребовании жилого помещение из муниципального жилищного фонда из чужого незаконного владения, дополнительными требованиями могут быть о прекращения у ответчика права пользования жилым помещением, о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства и о его выселении, прекращении права собственности на такой объект, о признании сделки недействительной (зачастую именно договора социального найма), о признании недействительными юридически значимых документов (например, доверенности или свидетельства о праве на наследство), о применении последствий недействительности сделки и проч.

Литература:

  1. Белов В. А. Виндикационный иск (к вопросу о толковании ст. 301 и 302 ГК РФ) // Законодательство. 2008. № 1.
  2. Малявина Н. Б. Выселение из жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, служебного жилого помещения и общежития: теоретические проблемы и правоприменительная практика // Семейное и жилищное право. 2022. N 6. С. 36–39.
  3. Муниципальное управление бесхозяйным имуществом / ИУРР РАНХиГС [Центр местного самоуправления; отв. ред. К. А. Иванова]. — М.: Изд-во «Проспект», 2020.
  4. Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей по искам государственных органов и органов местного самоуправления, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 октября 2014 г. https://www.vsrf.ru/files/14783/
  5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2017 N 21-КГ17–19// СПС «КонсультантПлюс», 2024.
  6. Результаты мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2022 год [Электронный ресурс]: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/06/main/Rezultaty_monitoringa_mestnykh_budzhetov.pdf
  7. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.06.2019 по делу N 33–16575/2019// СПС «КонсультантПлюс», 2024.


Задать вопрос