В статье рассматриваются особенности предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей.
Ключевые слова: предоставление земельных участков, земельный участок, предоставление земельных участков бесплатно.
Как правило, земельные участки в Российской Федерации предоставляются за плату, однако законодательство также предусматривает возможность получения земельных участков для отдельных категорий граждан бесплатно.
Основания предоставления земельных участков в собственность бесплатно содержатся, в частности, в ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), их можно подразделить на несколько групп. Первая группа — предоставление земельного участка в связи с его нахождением во владении (пользовании) лица. Так, религиозная организация может приобрести участок, находящийся у неё на праве постоянного (бессрочного) пользования и предоставленный ей для сельскохозяйственного производства. Вторая группа — предоставление участков в целях развития определённых территорий. Например, предоставление земельного участка не более одного гектара, находящегося на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ или расположенного в Арктической зоне РФ (в соответствии с Федеральным законом № 119) [5]. Третья группа — предоставление земельных участков определённым категориям граждан. К таким лицам также относятся граждане, имеющие трёх и более детей.
Относительно предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, установлена возможность для органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть требования такого рода, как постановка граждан, желающих получить участок, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также может быть предусмотрено предоставление данной категории граждан иных мер социальной поддержки (при их согласии) по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Кроме того, порядок и условия предоставления также определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, Закон Кемеровской области — Кузбасса «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных правоотношений» устанавливает дополнительные условия к пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, и указывает в качестве таковых возрастные ограничения для детей (по общему правилу до 18 лет, в случае обучения в общеобразовательных организациях — до 18 лет включительно, а в случае обучения в организациях высшего образования по очной форме обучения устанавливается крайний возраст в 23 года), а также срок проживания в Кемеровской области не менее трех лет на дату подачи заявления о предоставлении участка. Кроме того, претенденты должны состоять на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность. Стоит отметить, предоставление участка по этому основанию осуществляется однократно.
Законом Томской области от 09.07.2015 «О земельных отношениях в Томской области» также регулируются вопросы предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей. Условия в нём несколько отличаются в зависимости от целей предоставления участка, так, получить в собственность землю для индивидуального жилищного строительства могут граждане, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом такое требование отсутствует в случае предоставления земельного участка в целях огородничества. Кроме того, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, граждане имеют право получить единовременную денежную выплату в сумме не более трёхсот тысяч рублей.
Следует отметить, что при предоставлении земельных участков следует учитывать особенности их оборота. Так, Верховный суд РФ в одном из своих Обзоров обратил внимание, что отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения и его статусом [9]. В рассматриваемом деле судом было отмечено, что положения п.6 ст. 39.5 ЗК РФ не отменяют особенностей оборота земельных участков, в то время как в закрытом административно-территориальном образовании, в котором проживало лицо, установлен в силу закона особый режим использования земель: участки в нём ограничены в обороте. Это и обусловило невозможность сформировать участок.
В настоящее время существуют определённые проблемы с предоставлением земельных участков в собственность бесплатно, основные из которых связаны с отсутствием на таких участках необходимой инфраструктуры или же с расположением в местах, непригодных для проживания.
На данный момент в отношении граждан, имеющих трёх и более детей, действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 327, положения которого носят рекомендательный характер и направлены на единообразие нормативного правового регулирования в этой сфере среди субъектов РФ. Данный приказ содержит критерии, которым должен соответствовать участок, предоставляемый данной группе граждан, среди них: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка; обеспеченность участков объектами инфраструктуры, наличие сроков строительства объектов инфраструктуры [8].
Не все субъекты РФ, однако, стремятся включить данное положение в соответствующие законы, равно как и не везде указанные требования соблюдаются даже при наличии в законе таковых. Впрочем, суды обычно обязывают обеспечить необходимой инфраструктурой земельные участки. Так, Приморским краевым судом было принято апелляционное определение от 25 января 2018 г. по делу № 33А-761/2018, в соответствии с которым бездействие администрации Арсеньевского городского округа по обеспечению инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельного участка было признано незаконным. Судебная коллегия разъяснила, что формирование земельного участка и его предоставление заявителям не свидетельствуют об отсутствии у администрации обязанности обеспечить земельный участок инфраструктурой [11].
Высказывал свою позицию по данному вопросу и Конституционный Суд Российской Федерации. Например, в Определении от 31 января 2023 года № 200 суд вновь указал на недопустимость возложения на граждан, имеющих трёх и более детей, затрат по инфраструктурному оснащению предоставленных земельных участков, коль скоро предоставление многодетным семьям участков в собственность бесплатно является мерой социальной поддержки населения, направленной на защиту лиц «находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества» [10]. Было обращено внимание и на то, что такая обязанность лежит на органах публичной власти.
По мнению В. И. Баловневой, Е. А. Иванова план по освоению предоставляемого земельного участка, который должен включать мероприятия по строительству всей необходимой инфраструктуры, а также разработан и утверждён ещё до предоставления земельного участка [1]. Указанная позиция видится обоснованной, однако нельзя не согласиться с В. В. Литвиновым, М. А. Буранковым, которые, обращая внимание на превышение потребности над возможностями бюджетов, говорят о необходимости введения разумных сроков для осуществления инфраструктурного обеспечения [2].
Таким образом, в случае предоставления земельных участков для граждан, имеющих трёх и более детей, особые требования предъявляются не только к категории лиц, но и к самим участкам, поскольку возможность его получения является также мерой социальной поддержки многодетных семей.
Литература:
- Баловнева, В. И. Реализация прав граждан на бесплатное предоставление земельных участков / В. И. Баловнева, Е. А. Иванов. // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2018.— С. 161–164.
- Литвинова, В.В., Буранкова, М. А. Анализ региональных практик обеспечения жильем молодых семей и предложения по их совершенствованию / В. В. Литвинова, М. А. Буранкова // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — № 13 (133). — С. 109–117.
- Тоточенко, Д. А. Предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно / Д. А. Тоточенко // Нотариус. — 2019. — № 8. — С. 41–43.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024)// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
- Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 18. — ст. 2495.
- Закон Кемеровской области — Кузбасса от 29 декабря 2015 года № 135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» (с изменениями на 3 ноября 2022 года) // приложение «Официально» к газете «Кузбасс». — 2016. — № 2.
- Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области»// Официальный интернет-портал «Электронная Администрация Томской области» (www.tomsk.gov.ru) — 2015.
- Приказ Минрегиона России от 09 сентября 2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» // СПС “КонсультантПлюс”.
- «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2018. — № 11.
- Определение Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 № 200-О // СПС «КонсультантПлюс».
- Апелляционное определение Приморского краевого суда от 25.01.2018 г. по делу № 33А-761/2018 // СПС «КонсультантПлюс».