Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 02.07.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, Н. Н. Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории / Н. Н. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116375/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье автор описывает возможные приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.

Ключевые слова: читательская грамотность, Кубик Блу́ма, технология развития критического мышления, визуальная грамотность.

Уровень сформированности функциональной грамотности является показателем качества образования в масштабах от школьного до государственного. Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность — это базовый навык функциональной грамотности. Уровень читательской грамотности учащихся оценивается в таких международных исследованиях, как PIRLS и PISA.

В исследованиях PISA читательская грамотность определяется как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение выступает как важнейший метапредметный результат обучения. На уроках мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

Согласно классификации текстов, приведенной в материалах исследовании PISA, тексты подразделяются на сплошные, несплошные и смешанные. Именно с этими текстами необходимо научить работать учащихся.

Какие же средства для этого есть у учителя истории.

История имеет большие возможности для применения самых различных средств, направленных на формирование читательской грамотности, то есть на работу с текстом. Потому что текст в широком смысле — это не только художественный текст или текст учебника, пусть даже с таблицами. Для истории таким «текстом» может стать монета, марка, иллюстрация.

Спектр приёмов и технологий для формирования читательской грамотности достаточно широк. Давайте остановимся на известном приёме развития критического мышления «Кубик Блу́ма».

Как работает эта технология?

  1. Учитель формулирует тему урока и определяет круг вопросов, которые будут обсуждаться.
  2. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань указывает: какого типа вопрос следует задать. Причём вопрос должен начинаться со слова, указанного на грани.
  3. Если ответ даётся неправильно или ответ неполный, то одноклассники могут его дополнить или исправить

Каждая грань кубика — это определенный уровень погружения в тему. Начинаем с простого воспроизведения знаний, а заканчиваем проектированием и моделированием ситуаций.

«Назови» — это самые простые вопросы на воспроизведение знаний: термин, явление, историческая личность.

«Почему» — данный блок вопросов направлен на выявление причинно-следственных связей, то есть ответы на эти вопросы позволяют описать процессы, которые происходят с указанным событием, личностью, процессом.

«Объясни» — это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

«Предложи» — ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Объяснить, как использовать полученные знания на практике.

Вариантов использования данного приёма — множество. Использовать «Кубик Блума» можно на любом предметном содержании, для уроков обобщения и систематизации знаний, для рефлексии и т. д. Плюс этого приёма — активная, занимательная форма проверки знаний и умений учащихся.

Еще одно направление работы — это использование визуальных источников в процессе формирования читательской грамотности.

Визуальная грамотность расширяет понятие читательской грамотности, основываясь на идее, что картинки можно «читать», как текст и понимать смысл в процессе такого чтения.

Наша социокультурная среда является преимущественно визуально ориентированной. Для детей визуальная культура является неотъемлемой частью познавательной активности.

Тексты, с которыми мы сталкиваемся в жизни, бывают разной природы. И современный подход к иллюстрации состоит в том, что это своеобразный «текст», который нужно научиться «читать», то есть извлекать информацию, понимать, интерпретировать, использовать.

Как и где можно использовать иллюстрацию на уроке?

На всех этапах урока: и на мотивационном этапе, когда мы пытаемся заинтересовать детей, и на этапе изучения нового материала, на этапе обобщения и закрепления, и на этапе проверки знаний.

Включая в урок работу с иллюстрациями, необходимо ориентироваться на возрастные особенности учащихся, чтобы понимать, чему именно мы должны научить детей и правильно подбирать задания.

Например, на этапе изучения нового материала.

Тема: «Феодалы и крестьянство в средние века», предлагаем детям познакомиться с иллюстрацией и описать, как происходила присяга вассала сеньору (рис. 1).

А затем предлагаем детям задание не просто на извлечение явной информации, а уже смысловой вопрос — В чём заключается главный смысл этой церемонии? Обратите внимание на выражения лиц! Они какие? Кто еще присутствует на присяге? Что он делает? И далее выводим детей на то, что присяга в данном случае — это не просто подчинение, а взаимные обязательства (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 2

Следующий пример — это пример использования визуальных источников на этапе проверки знаний. Предлагаем учащимся иллюстрации, с которых они должны считать информацию и ответить на вопрос. Какое историческое понятие может быть проиллюстрировано данным изображением? (рис. 2)

Еще одно интересное задание, учащимся предлагается текст и карикатура, которая не является прямой «иллюстрацией» для данного текста. Нужно считать информацию и ответить на вопрос: Чем была вызвана необходимость создания ядерного оружия в СССР? (рис. 3)

Рис. 3

Начинаем анализ с карикатуры. Это карикатура известного советского художника-графика, мастера политической карикатуры Бориса Ефимова. Что видите? Обратите внимание на год.

То есть до 1949 года Америка была единственной страной в мире, у которой была атомная бомба. А потом она перестала быть таковой? Кто же ей «помешал»? На этот вопрос мы найдем ответ, если прочитаем веселое стихотворение к этой карикатуре, которое написал Сергей Михалков

Текст в народной манере, похож на частушки! Скажите, а манера текста несёт какой-то посыл читателям?

Какой посыл гражданам СССР?

Какой посыл США и их союзникам?

Затем можно спросить, а когда мир узнал, что у США есть атомное оружие?

Затем обращаемся к тексту из нашего задания.

Не забываем о вопросе, на который нужно ответить.

Формирование читательской грамотности на уроках истории имеет большое значение, так как позволяет:

— обеспечить эффективное усвоение учебного материала на основе более глубокого погружения в смыслы текста учебного параграфа, научной статьи, исторического документа;

— создать условия для успешного овладения метапредметными универсальными учебными действиями: умение построить логический анализ текста, выявить причинно-следственные связи, представить графическую информацию, структурировать текст;

— совершенствовать навыки смыслового чтения.

Заложенные на уроках основы читательской грамотности помогут ребятам критически относиться к приобретенным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых вопросах, обогащать личностный опыт, продуктивно заниматься самообразованием.

Литература:

  1. Иванов О. В., Куцевалов Н. А. Развитие читательской грамотности на уроках истории // Вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности средствами учебных предметов: учеб.-метод. пособие / под ред. И. Е. Барыкиной, Е. В. Иваньшиной. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. С. 44–70.
  2. Мурадян Г. Н. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2022. № 10. С. 10–16. DOI: 10.51653/0132–0696_ 2022_10_10.
  3. Симакова Е. С. Читательская зрелость школьника: проблемы и пути формирования // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 2. С. 117–125.
  4. Стрелова О. Ю. Использование PISA-текстов в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 76–80.
  5. Хачатрян Э. В. Формирование читательской грамотности обучающихся средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25–1. С. 267–272.
  6. Давыдова Н. Н. Из практики формирования функциональной грамотности на уроках истории: читательская грамотность (https://infourok.ru/statya-iz-praktiki-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-chitatelskaya-gramotnost-7239151.html)
Основные термины (генерируются автоматически): читательская грамотность, PISA, текст, функциональная грамотность, PIRLS, визуальная грамотность, критическое мышление, смысловое чтение, урок истории, этап изучения нового материала.


Похожие статьи

Задать вопрос