Мотивация к чтению современных школьников как методическая проблема учителя-словесника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.09.2023

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Панибрашина, Д. Е. Мотивация к чтению современных школьников как методическая проблема учителя-словесника / Д. Е. Панибрашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106108/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются причины снижения мотивации к чтению у школьников, а также формы мотивации.

Ключевые слова : читательская мотивация, читательский кризис, восприятие художественного текста.

Значение книги и чтения в жизни человека достаточно широко известно в современном мире. Многие учёные, педагоги и общественные деятели говорили о книге как о главном источнике информации, который может развить в человеке духовную и думающую личность.

Но в последние три десятилетия общество претерпело сильные изменения, на смену книге пришли телефон, планшет, компьютер, а главным способом получения информации стал интернет. Досуговая сторона литературы также оказалась не востребованной, так как всемирная сеть предлагает разнообразные формы развлечения: YouTube, Instagram, TikTok, видеоигры, онлайн-кинотеатры и многое другое. Поэтому интерес к чтению и книгам стал снижаться.

Достаточно резкое падение интереса к чтению является мировой проблемой. Во многих странах осуществляется национальная политика в области литературы, в рамках которой создаются комплексные проекты на повышение уровня и качества чтения.

Особо остро эта проблема стоит перед учителем-словесником, чья задача заключается в формировании у школьника навыка осознанного и адекватного общения с книгой.

Есть несколько причин низкого уровня интереса к чтению у подрастающего поколения:

1. Разнообразие других способов получения информации и времяпрепровождения. В настоящее время объём информации, который мы ежедневно получаем — огромен. Обрабатывать такой поток новостей, событий и текстов очень сложно как подростку, так и взрослому человеку.

2. Ещё одна причина читательского кризиса — отсутствие поддержки семьи в формировании у молодёжи интереса и любви к чтению. Для детей основным примером для подражания являются родители. Например, если в семье ни отец, ни мать не увлекаются чтением, то и дети книгой, как правило, не заинтересуются. Но если ребёнок постоянно видит родителей за чтением книги, то чтение и для него станет необходимостью.

Многие международные исследования показали неутешительные результаты. Отсутствие регулярного качественного чтения привело к тому, что школьники разучились воспринимать текст. Эта социальная проблема настолько значительна, что даёт основание говорить о наступлении системного кризиса культуры чтения. Всё это может привести к росту неграмотности населения.

Говоря о чтении как социальном феномене, можно выделить три группы функций, которые выполняются на различных уровнях:

  1. Индивидуальный уровень.

Чтение помогает развить интеллектуальный и эмоциональный планы личности, что в свою очередь отражается в способности к самопознанию и саморазвитию. Читающие люди свободнее мыслят, более критичны, точнее формулируют мысли, имеют богатый активный словарный запас, они легки и приятны в общении. Культура чтения выступает как показатель гармонично развитой личности.

  1. Субкультурный уровень.

Чтение позволяет понять и перенять опыт предыдущих поколений, подчерпнуть новое, познакомиться с мировым запасом идей. Также стоит сказать о беседах о прочитанном, ведь литература и общение неразделимы. Соответственно там, где есть традиция обсуждения прочитанного, требуется серьёзная интеллектуальная работа.

  1. Социальный уровень.

Чтение — инструмент создания социально-значимого типа личности. Литература фиксирует нормы, ценности, обычаи и передаёт их следующим поколениям. Это даёт возможность человеку быть полноценным членом общества, способным принимать и передавать опыт своим близким и детям. Ведь грамотный читатель со временем приобретает мудрость и терпение, необходимые для чуткого общения с детьми. [1]

Учителю в процессе приобщения учеников к чтению также нельзя забывать про индивидуальные различия учеников: природные задатки, социальное положение, условия жизни и др.

Некоторые исследователи считают, что именно на этапе школьного образования общество теряет около 60 % читателей. В этом случае можно выделить несколько аспектов педагогической проблемы:

  1. Несоответствие методик обучения чтению психологии современных детей и подростков.
  2. Несоответствие современного учебного стандарта потребностям и интересам школьников. Многие учителя не учитывают индивидуальные особенности школьников, в том числе, психологию и физиологию. Например, в начальной школе ученики читают на время чётко артикулируя, а в этом возрасте это очень сложно, к тому же цели эмоционального развития здесь нет.

Методика преподавания литературы долгие годы исследовала проблему восприятия литературных произведений, были разработаны методические пособия, уроки, написаны статьи, проводились исследования и пр. Но самым важным и сложным до сих является мотивация к чтению. Цель учителя-словесника не в том, чтобы просто научить читать книгу, а формировать духовный облик и нравственные ориентиры своих учащихся.

Важно, чтобы учащийся смог самостоятельно воспринимать и анализировать текст. Для этого у школьника должна быть хорошая внутренняя мотивация, которая и обеспечит обучающемуся грамотное общение с книгой, а также всестороннее развитие личности.

Современный исследователь Е. П. Ильин выделяет мотивацию, которая имеет положительный характер, а также связанна с мотивами, заложенными вне самой читательской деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В первом случае такая положительная мотивация определяется серьёзными для личности общественными стремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Чтение рассматривается как путь к освоению больших ценностей культуры, как поиск своего назначения в жизни. Данная установка в чтении, при условии, что она достаточно устойчива, формирует у школьника терпение и усидчивость. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе обучения такая установка не будет сопровождаться другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит наибольшего эффекта, так как обладает привлекательностью не сама деятельность, а лишь то, что с ней связано.

Вторая мотивация определяется узколичными мотивами: одобрение со стороны окружающих, получить хорошие оценки и т. п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например, мотивация, связанная непосредственно с целями чтения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе читательской деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная работа и пр.). [2]

Мотивация к чтению — это направленность ученика на инициативную читательскую деятельность. Она может быть мотивирована как исключительно познавательными процессами, так и отношениями с другими людьми во время работы.

Устойчивая читательская мотивация — важная характеристика, которая гарантирует инициативную читательскую деятельность в течение длительного времени. Она обуславливается серьёзной внутренней работой, т. е. полным отсутствием влияния каких-либо внешних факторов.

Восприятие художественного произведения предполагает сложное внутреннее и внешнее взаимодействие учителя и учащихся. Педагогу нужно чётко и грамотно планировать работу с анализом произведений, включать в работу различные современные методики по приобщению школьника в исследование серьёзной литературы, чтобы восприятие текста было полноценным и всесторонним.

Литература:

  1. Козырев, В. А., Черняк, В. Д. Круг чтения и языковая способность российского студента // Вестник Герценовского университета, 2007. № 10. С. 47.
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение, мотивация, инициативная читательская деятельность, книга, читательский кризис.


Ключевые слова

читательская мотивация, читательский кризис, восприятие художественного текста

Похожие статьи

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Как мотивировать ребенка к чтению

Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Похожие статьи

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Как мотивировать ребенка к чтению

Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Задать вопрос