В статье рассматриваются причины снижения мотивации к чтению у школьников, а также формы мотивации.
Ключевые слова : читательская мотивация, читательский кризис, восприятие художественного текста.
Значение книги и чтения в жизни человека достаточно широко известно в современном мире. Многие учёные, педагоги и общественные деятели говорили о книге как о главном источнике информации, который может развить в человеке духовную и думающую личность.
Но в последние три десятилетия общество претерпело сильные изменения, на смену книге пришли телефон, планшет, компьютер, а главным способом получения информации стал интернет. Досуговая сторона литературы также оказалась не востребованной, так как всемирная сеть предлагает разнообразные формы развлечения: YouTube, Instagram, TikTok, видеоигры, онлайн-кинотеатры и многое другое. Поэтому интерес к чтению и книгам стал снижаться.
Достаточно резкое падение интереса к чтению является мировой проблемой. Во многих странах осуществляется национальная политика в области литературы, в рамках которой создаются комплексные проекты на повышение уровня и качества чтения.
Особо остро эта проблема стоит перед учителем-словесником, чья задача заключается в формировании у школьника навыка осознанного и адекватного общения с книгой.
Есть несколько причин низкого уровня интереса к чтению у подрастающего поколения:
1. Разнообразие других способов получения информации и времяпрепровождения. В настоящее время объём информации, который мы ежедневно получаем — огромен. Обрабатывать такой поток новостей, событий и текстов очень сложно как подростку, так и взрослому человеку.
2. Ещё одна причина читательского кризиса — отсутствие поддержки семьи в формировании у молодёжи интереса и любви к чтению. Для детей основным примером для подражания являются родители. Например, если в семье ни отец, ни мать не увлекаются чтением, то и дети книгой, как правило, не заинтересуются. Но если ребёнок постоянно видит родителей за чтением книги, то чтение и для него станет необходимостью.
Многие международные исследования показали неутешительные результаты. Отсутствие регулярного качественного чтения привело к тому, что школьники разучились воспринимать текст. Эта социальная проблема настолько значительна, что даёт основание говорить о наступлении системного кризиса культуры чтения. Всё это может привести к росту неграмотности населения.
Говоря о чтении как социальном феномене, можно выделить три группы функций, которые выполняются на различных уровнях:
- Индивидуальный уровень.
Чтение помогает развить интеллектуальный и эмоциональный планы личности, что в свою очередь отражается в способности к самопознанию и саморазвитию. Читающие люди свободнее мыслят, более критичны, точнее формулируют мысли, имеют богатый активный словарный запас, они легки и приятны в общении. Культура чтения выступает как показатель гармонично развитой личности.
- Субкультурный уровень.
Чтение позволяет понять и перенять опыт предыдущих поколений, подчерпнуть новое, познакомиться с мировым запасом идей. Также стоит сказать о беседах о прочитанном, ведь литература и общение неразделимы. Соответственно там, где есть традиция обсуждения прочитанного, требуется серьёзная интеллектуальная работа.
- Социальный уровень.
Чтение — инструмент создания социально-значимого типа личности. Литература фиксирует нормы, ценности, обычаи и передаёт их следующим поколениям. Это даёт возможность человеку быть полноценным членом общества, способным принимать и передавать опыт своим близким и детям. Ведь грамотный читатель со временем приобретает мудрость и терпение, необходимые для чуткого общения с детьми. [1]
Учителю в процессе приобщения учеников к чтению также нельзя забывать про индивидуальные различия учеников: природные задатки, социальное положение, условия жизни и др.
Некоторые исследователи считают, что именно на этапе школьного образования общество теряет около 60 % читателей. В этом случае можно выделить несколько аспектов педагогической проблемы:
- Несоответствие методик обучения чтению психологии современных детей и подростков.
- Несоответствие современного учебного стандарта потребностям и интересам школьников. Многие учителя не учитывают индивидуальные особенности школьников, в том числе, психологию и физиологию. Например, в начальной школе ученики читают на время чётко артикулируя, а в этом возрасте это очень сложно, к тому же цели эмоционального развития здесь нет.
Методика преподавания литературы долгие годы исследовала проблему восприятия литературных произведений, были разработаны методические пособия, уроки, написаны статьи, проводились исследования и пр. Но самым важным и сложным до сих является мотивация к чтению. Цель учителя-словесника не в том, чтобы просто научить читать книгу, а формировать духовный облик и нравственные ориентиры своих учащихся.
Важно, чтобы учащийся смог самостоятельно воспринимать и анализировать текст. Для этого у школьника должна быть хорошая внутренняя мотивация, которая и обеспечит обучающемуся грамотное общение с книгой, а также всестороннее развитие личности.
Современный исследователь Е. П. Ильин выделяет мотивацию, которая имеет положительный характер, а также связанна с мотивами, заложенными вне самой читательской деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В первом случае такая положительная мотивация определяется серьёзными для личности общественными стремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Чтение рассматривается как путь к освоению больших ценностей культуры, как поиск своего назначения в жизни. Данная установка в чтении, при условии, что она достаточно устойчива, формирует у школьника терпение и усидчивость. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе обучения такая установка не будет сопровождаться другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит наибольшего эффекта, так как обладает привлекательностью не сама деятельность, а лишь то, что с ней связано.
Вторая мотивация определяется узколичными мотивами: одобрение со стороны окружающих, получить хорошие оценки и т. п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например, мотивация, связанная непосредственно с целями чтения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе читательской деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная работа и пр.). [2]
Мотивация к чтению — это направленность ученика на инициативную читательскую деятельность. Она может быть мотивирована как исключительно познавательными процессами, так и отношениями с другими людьми во время работы.
Устойчивая читательская мотивация — важная характеристика, которая гарантирует инициативную читательскую деятельность в течение длительного времени. Она обуславливается серьёзной внутренней работой, т. е. полным отсутствием влияния каких-либо внешних факторов.
Восприятие художественного произведения предполагает сложное внутреннее и внешнее взаимодействие учителя и учащихся. Педагогу нужно чётко и грамотно планировать работу с анализом произведений, включать в работу различные современные методики по приобщению школьника в исследование серьёзной литературы, чтобы восприятие текста было полноценным и всесторонним.
Литература:
- Козырев, В. А., Черняк, В. Д. Круг чтения и языковая способность российского студента // Вестник Герценовского университета, 2007. № 10. С. 47.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004.