Влияние семьи на формирование мотивации к обучению у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 14.03.2022

Статья просмотрена: 1984 раза

Библиографическое описание:

Сенкубаев, С. Т. Влияние семьи на формирование мотивации к обучению у младших школьников / С. Т. Сенкубаев, А. М. Тойбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89250/ (дата обращения: 16.12.2024).



В литературе часто проводится различие между внешними и внутренними формами мотивации. Внутренняя мотивация — это акт выполнения какой-либо деятельности исключительно ради удовольствия от ее выполнения, и, честно говоря, это очень редко встречается в школьных и рабочих контекстах. Внешняя мотивация, или использование внешних поощрений или наказаний для поощрения выполнения учащимися работы, обычно изображается в образовании как враг хорошего обучения. В определенной степени это верно, потому что, поскольку обучение сопоставимо с исследованием, использование поощрений или наказаний, как правило, очерчивает границы того, как много ученик должен исследовать.

Мотивация, как следует из названия, — это то, что «движет» нами. Это причина, по которой мы вообще что-то делаем. Для учителей отсутствие мотивации долгое время было одним из самых неприятных препятствий на пути обучения учащихся. Хотя концепция мотивации может интуитивно показаться довольно простой, появилась богатая исследовательская литература, поскольку исследователи определили эту концепцию несколькими способами. Социологи и психологи подошли к проблеме мотивации с самых разных точек зрения, а исследователи образования адаптировали многие из этих идей к школьному контексту. Несмотря на то, что теории мотивации в значительной степени пересекаются, исследователи различаются в определении основополагающих систем убеждений, ведущих к вариациям мотивации. Некоторые теоретики подчеркивают веру в себя и свою компетентность, другие ставят во главу угла целевую ориентацию, а третья группа утверждает, что сложность задачи формирует индивидуальную мотивацию. Этот ресурс предоставит введение в различные теории

Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Под семейными отношениями понимают систему или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним, стиля воспитания.

Стиль воспитания в семье, структурные особенности семьи, тип межличностного взаимодействия, степень заинтересованности родителей в обучении ребенка — все это является неотъемлемой частью при формировании учебной мотивации.

Однако на самом деле существует множество различных форм внешней мотивации, и не все они с одинаковой вероятностью приведут учащихся к апатии и отчуждению от радости обучения. Например, один внешне мотивированный ученик может усердно учиться в школе, потому что боится неудачи и гнева своих родителей. Другой может усердно учиться, потому что видит ценность контента в том, чтобы помочь ему осуществить свою мечту стать врачом. Ни один из учащихся в этих примерах не обладает внутренней мотивацией — их цели лежат за пределами простого удовольствия от занятия. Однако второй ученик, скорее всего, будет более независимым и самостоятельным в своем обучении, потому что он осознает ценность этих внешних вознаграждений. Эта форма мотивации гораздо более устойчива, потому что она не требует постоянных угроз или поощрений со стороны учителей или родителей.

Воспитание интереса невозможно в отрыве от воспитания всей личности человека. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима почва, которую должны подготавливать родители у своих детей. Периодическая оценка социально-эмоционального обучения учащихся служит двойной цели — информировать учителя об успехах и благополучии своих учеников и побуждать учеников практиковать самосознание. Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, настраивает ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, к коллективу учащихся. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение. Нынешнее воспитание терпит реальное катастрофу в вопросах мотивации детей к обучению. Перед школой стоит тяжелая миссия — приучить, привить учащихся к активному познанию и ответственному энтузиазму к наукам. В семьях — форменный страх: родители не успевают за быстрой жизни собственных детей. И все это по причине Всемирной Паутины — Интернет. В век передовых инноваторских технологий ребенку надлежит духовное внимание отца с матерью к нему, к его успехам, познаниям, заинтересованностям. Из-за разобщенности, хладнокровия, чувственной опустошенности, напряжения, имеющихся во взаимоотношениях детей и родителей, дети становятся невосприимчивы и глухи к добру, милосердию, любви к ближнему, имеет место быть незаинтересованность в обучении. А неуспеваемость ведет к отклонениям в поведении. Функция семьи в развитии детей и их возможностей и интересов, в том числе познавательных, высока. Родителям важно обучать детей поддаваться определенным правилам и совершать не то, что не терпится, а что должен: соблюдение режима дня, исполнение домашнего поручения, посещение кружков, спортивных секций, помощь по дому, дорабатывание начатого дела до конца. И так каждый день, а не время от времени. Достижение выполнения этой функции находится в зависимости от воспитательного потенциала семьи. Именно отец с матерью сформировывают стремление учиться, стремление познать новое. Читая книги, знакомясь со свежими творениями искусства, новостями, отправляясь в путешествия, поездки на природу, занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников — это и многое другое родители обязаны непременно обсудить с ребенком так, чтобы у него появилась заинтересованность и развивалась потребность в этом деле. Важно воздействие семьи на многообразные связи домочадцев с находящейся вокруг природой и на характер воспитания, организацию внутрисемейного общения. Это все влечет за собой понимание окружающего мира. Дети познают много новейшего и нужного. Таковым образом, расширяется кругозор ребенка. И родители обязаны сделать так, чтобы заинтересованность была стойкой и потом не пропала. Возникает интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. В каждой семье сформировались устои: в выходные дни, посещение музеев, спортивных мероприятий, городских праздников, просмотров театральных спектаклей, концертов, семейное чтение книг. Прочный интерес к чтению тоже складывается в семье. Приучение детей к чтению требует времени и усилий. Неспособность читать влияет на успеваемость ребенка и его общее прогресс. Заинтересованность к чтению содействует функциональному участию во всевозможных конкурсах, олимпиадах, позволяет развивать эрудицию, расширяет кругозор, творческое мышление, позволяет почувствовать веру в свои силы и возможности, поддерживает интерес к обучению. Чтение, мотивированное любознательностью, становится приятным занятием для ребенка.

В свободное время ребенок тоже обязан заниматься делом, приятным, увлекательным, интересным, с пользой для себя, а не просто отсиживать его за компьютером или телевизором. Некоторый программы, не предназначенные для просмотра детям, открывают безграничный доступ к опасной и жестокой информации. Поэтому родители обязаны брать под строгий контроль досуг своих детей и принимать участие в организации и обсуждении его, выступать с предложениями просмотра образовательных и просветительских программ, а также фильмов с последующим их обсуждением, обменом впечатлений.

Такая тесная коммуникация детей и родителей дарит чувство радости, успехи, гармонии и домашнего счастья. В последующем происходит знакомство ребёнка с профессиональной деятельностью отца с матерью, с различными профессиями, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни. Особенно в школьные годы ребенок раздумывает о своем будущем. О том, кем он будет. Исполнению мечты содействует подготовка детей к самостоятельному выбору грядущей профессии и более глубокому изучению предметов по избранному направлению. Толчок к достижению цели — мотивация. У таких ребят есть познавательный мотив, желание наиболее благополучно осуществлять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если что-то не получается. Миссия родителей складывается в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения формировать благоприятные условия для его развития. Для успеха обучения громадное значение имеет положительный пример. Если отец с матерью хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый действенный путь — сформировать эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в какой угодно момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же.

Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить, дорожить простой добротой и уважением. В повседневной жизни родители обязаны всякий раз поступать честно, а не только лишь призывать к этому на словах. Одним из ключевых жизненных основ является обязанность всегда держать свое слово и выполнять обещания. Только в таком случае у ребенка будут формироваться положительные черты характера. Родителям надлежит быть авторитетом и настоящим другом для своего ребенка и быть ответственными за образование своих детей. Ребенок нуждается в серьезной поддержке со стороны родителей, так как учеба — самое трудное и серьезное дело в жизни наших детей.

Литература:

  1. Абрамов Г. С. Возрастная психология. — М.: 1998.
  2. Андреева Т. М. Социальна психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: 1998.
  3. Генварева Ю. А., Левченко Д. В. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка // Вестник ТГПУ, 2016. № 2, С.89.
  4. Делекреева Н. И. Новое родительское собрание: 1–4 классы. М., 2005.
  5. Винокурова Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психич. развития.:Автореф. дис…канд. психол. наук. -Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999,22с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, познавательный интерес, эмоциональная обстановка, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, обучение, повседневная жизнь, стиль воспитания, том.


Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями

Задать вопрос