В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, русский язык, литературное чтение, ученик.
Чтение — ничто; осмысленное чтение — кое-что; чтение осмысленное и прочувственное — совершенство.
А. С. Пушкин
Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС. Поэтому одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»?Это умение человека грамотно (квалифицированно) использовать приобретаемые в течение жизни знания во всех сферах человеческой деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач. Важно уметь понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Функциональная грамотность — это тот уровень грамотности, который дает возможность человеку максимально взаимодействовать с социумом, адаптироваться в нём и успешно функционировать. Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Функционально грамотная личность готова обучаться всю жизнь, инициативна, отлично владеет устной и письменной речью, принимает нестандартные решения, умеет находить компромиссы, самостоятельна, разбирается в компьютерных технологиях, свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с общепринятыми ценностями и интересами. Вот такими качествами должен обладать современный педагог и воспитывать их в своих учениках. Задача учителя формировать у подопечных внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности, научить детей идти от незнания к знанию путем собственных находок и открытий. Ведь, как известно, самые прочные знания — это те, что ты добыл своим трудом, порой через многие пробы и ошибки. Мне очень нравится высказывание средневековых гуманистов «Ребенок — не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь». Проще говоря, нужно приблизить образовательную деятельность к жизни. Ученик обретет не только знания, а способность применить эти добытые знания и умения в жизненных ситуациях. Это самое главное, и этому мы должны учить детей.
Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Она включает читательскую грамотность, естественнонаучная грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Более подробно хочу остановиться на главном компоненте функциональной грамотности младших школьников — читательской грамотности.
Это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. Её азы закладываются в начальной школе. Здесь ребенок учится осознанно, правильно и выразительно читать, анализировать, обобщать и извлекать нужную информацию из прочитанного текста, высказывать своё мнение о прочитанном произведении, работать с различными источниками информации, выбирать книги для самостоятельного чтения. Учитель, используя разнообразные методы, приёмы и формы работы развивает в учениках потребность в самостоятельном чтении, создает основу для развития ключевых компетентностей и прогресса ученика в любой предметной области.
Рассмотрим приёмы формирования читательской грамотности из опыта моей работы, которые я применяю на уроках и во внеурочное время.
Приём «Да — нет»
Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве.
Учитель/ученик загадывает, например, предмет, литературного героя, и т. д. Ученики отгадывают. Можно задавать любые уточняющие вопросы, но ответ на них будет «ДА» или «НЕТ».
Приём «Эстафетная палочка» / «Добавь следующее»
Очень интересный приём интерактивного обучения. Идёт активизация полученных ранее знаний, развивается речь и память, умение слышать и слушать одноклассников, учителя . Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафетную палочку соседу. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое по теме и передает следующему участнику. Например, изучаем части речи. Тема «Имя существительное». Первый ученик говорит: «Предмет», второй называет уже два слова «Предмет. Кто?», третий называет два слова и добавляет своё «Предмет. Кто? Имя собственное» и т.д.
Прием «Мне это пригодится»
На любом этапе урока ребятам задаю вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» Ученики в группах ищут ответ на поставленный вопрос.
Прием «Опасное место». Для формирования грамотного письма (чтобы ученик видел орфограмму) на письме все орфограммы выделяем зеленым цветом.
Прием «Словарные слова». Работу со словами с непроверяемым написанием ведем на каждом уроке. Придумываем разные ассоциации для лучшего запоминания трудных орфограмм словарного слова. Например, в слове «горох» пишутся только гласные «О», так как эта буква похожа на горошину.
Приём «Найди слова»
В строчке спрятались словарные слова. Найди их и подчеркни.
МАКОРОВААНОМОЛОКОЛГОСОБАКА
Ребята находят слова: корова, молоко, собака. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, какое слово лишнее?». И тут начинается мыслительный процесс. Кто- то считает, что это «молоко», так как «корова и собака — это животные». Кто — то считает, что «третий лишний» -«молоко», так как слова «корова и собака» заканчиваются на «а» и ударных у них второй слог, а не третий и т.д.
Приём «Слова из слова»
Берем любое длинное слово. Из его букв пробуем индивидуально или в группах составить новые слова. Кто больше? Значение составленных слов, если кому — то непонятно, объясняем. Например, слово «ГАСТРОНОМ». Получились слова: ас, мост, рост, трон нора и др.
Приём «Путаница»
Надо «распутать» пословицы, исправить все ошибки.
Слово не воробей, пригодится воды напиться.
Лучше хлеб с водой, чем журавль в небе.
Береги платье снову, живот в голоде, а ноги в тепле
Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.
Лучше синица в руках, чем пирог с бедой
Держи голову в холоде, а честь смолоду.
Приём «Реклама книги» привлекает внимание к книге и чтению через творчество.
Если ребенку понравилась прочитанная книга, он готовит рекламу. Это может быть плакат или устная реклама, в которой обязательно надо указать автора книги, можно добавить интересную информацию о нем; название книги; краткое описание (где, когда, герои, события), небольшой отрывок из книги; почему и кому ты эту книгу советуешь прочитать; где эту книгу можно купить/скачать и т.п; кто подготовил данную рекламу)
Нравятся детям читать тексты, где слова «играют в прятки» (пропущены или в них буквы переставлены). Обязательно после чтения дети текст разбирают, выделяют ключевые слова, подбирают цитаты, задают друг другу по тексту «толстые» и «тонкие» вопросы, отвечают на них. Понимание причинно-следственных связей — обязательное условие развивающего обучения. Мои ученики любят работать в творческих группах, сотрудничать с одноклассниками. Они инициативны, креативны и активны. У них богатая фантазия и воображение. Мне удалось увлечь и «заразить» детей чтением. Ребята увидели его значимость, у них появилась уверенность в своих силах. Многие из них адекватно оценивают свою работу и способны посмотреть на себя со стороны.
Использование в системе разнообразных приёмов обучения на уроках русского языка и литературного чтения способствует развитию умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Всё это способствует формированию функциональной грамотности школьников.
Литература:
- Балашова, Е. С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е. С. Балашова, И. А. Ерофеева. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2022. — № 3(83).
- Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — Москва: Просвещение, 2004. — 222 c.
- Мастер-класс по функциональной грамотности. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/03/29/master-klass-po-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 31.07.2023).