Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.06.2020

Статья просмотрена: 800 раз

Библиографическое описание:

Беседина, Р. В. Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе / Р. В. Беседина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 25-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5376/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.

Ключевые слова: профессия, русский язык, работа, профориентация, специалист.

Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.

К. Д. Ушинский

Главным средством социального развития личности, безусловно, является образование. В современном мире система российского образования претерпевает ряд изменений, модернизируется. Новые федеральные государственные образовательные стандарты призывают нас к введению инноваций в процесс обучения.

Основополагающей целью современного педагога является подготовка ученика к вступлению в жизнь, в социум, где он станет применять на практике все полученные достижения. Развитие умения учиться, мотивировать свои действия, разбираться в полученной информации, раскрывать свои способности, применять креативное мышление — основные задачи инновационных технологий педагогической деятельности. В этом и состоит цель педагогических инноваций — ориентировать учебный процесс на реализацию потенциальных возможностей человека.

В любых сферах жизни растёт необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих передовыми достижениями науки и производства, навыками профессионального труда и навыками профессионального общения. С целью удовлетворения этой потребности учитель русского языка и литературы становится для обучающихся своеобразным гидом в мире профессий. Перед педагогом стоит задача органичного включения материала для профессиональной ориентации в процесс обучения.

Поскольку процесс профориентации в школе является приоритетной задачей государства, то особая миссия выпадает на долю учителя. Он становится связующим звеном между учеником и социумом, в который выходят выпускники основной и средней школы. С целью формирования правильной профессиональной ориентации в будущем, ученики уровня основного образования должны познакомиться с новейшими профессиями в современном мире.

Учитель русского языка посредством материала учебника и дополнительных источников информации готовит учащихся к умению ориентироваться в профессиональном самоопределении. Эта работа позволяет рассмотреть и охарактеризовать качества и навыки, необходимые в той или иной профессии, что непосредственно повлияет на выбор профиля обучения в 10–11 классах. Перед педагогом стоит задача органичного включения материала для профессиональной ориентации в процесс обучения. Процесс профориентации в школе является приоритетной задачей государства.

Профессиональная ориентация учащихся на уровне основного общего образования является одной из основных задач школьного образования, а также одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает сформированность у школьника:

– представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

– универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

– общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;

– способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

По подсчетам специалистов, сейчас в мире насчитывается 50 тысяч профессий. Чаще всего дети выбирают профессию, заимствуя опыт родителей, знакомых. Также на их выбор влияют советы и отзывы друзей, информация из телепередач и кинофильмов. Около 70 % людей выбирают свое профессиональное будущее, следуя советам родителей или учителей, либо определяющими являются набранные баллы ЕГЭ. Кто-то ориентируется на месторасположение вуза (ближе к дому). 45 % студентов плохо представляют себе суть выбранной профессии. А почти 60 % молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. К сожалению, только 15 % студентов выбрали профессию в школе и целенаправленно шли к результату.

Таким образом, основанием для работы по профориентации являются индивидуально-психологических особенностей ребёнка, знание особенностей профессии и учет требований рынка профессий.

В связи с этим выделим основное направление в работе школьного учителя:

Направление

Формы работы

Профессиональное просвещение

Создание словарика профессий;

составление буклетов по конкретным профессиям;

виртуальные экскурсии в мир профессий;

собирание сведений о перспективах занятости и востребованности на рынке труда;

конструирование и обыгрывание ситуаций в соответствии с типом профессии;

знакомство с «Атласом 100 новых профессий»;

оформление листа портфолио «Я и моя профессия».

– Данная работа позволит представить обучающимся различные виды профессий;

– познакомит с типологией профессий;

– проинформирует об актуальности в потребности профессий на рынке труда;

– будет способствовать личностному развитию учащихся и развитию интересов и способностей школьников, создавать поля самоактуализации подростков в различных сферах деятельности.

Используя содержание учебника «Русский язык. 6 класс» Быстровой Е. А., Кибиревой Л. В., а также «Атласа новых и вымирающих профессий» и сделав выборку профессий, связанных с предметом «Русский язык» и «Литература», мы подготовили материалы для практических занятий в школе по профориентационной работе учащихся.

1) Упр. 12 (часть 1 учебника)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_1/14.jpg

Вопросы для беседы:

— Как вы думаете, человек какой профессии может по внешнему виду, мимике, жестам, поведению, психологическому состоянию «расшифровать» стоящего перед ним человека, предположить, о чем он думает, что его тревожит? К кому мы можем обратиться с проблемами психологического характера?

— Это психолог . Какими качествами должен обладать психолог, чтобы к нему обращались за советом? Давайте ответим с помощью имен прилагательных (уравновешенный, внимательный, наблюдательный, грамотный в своем деле, коммуникабельный).

Справка:

Эмпатия — умение слушать собеседника.

Психологу необходимо создать доверительную обстановку в помещении, где происходит процесс консультирования. В противном случае человеку, который переступает порог кабинета, будет нелегко расслабиться и привести мысли в порядок.

Ответственность

Какими качествами должен обладать психолог-педагог? Прежде всего, это терпение. Ведь приходится иметь дело со стрессами у детей, связанными с адаптацией в коллективе и различными возрастными изменениями. Необходимо уметь принимать на себя ответственность за результат. Ошибки психолога могут обходиться пациентам очень дорого: принятие неверного решения, повышение уровня тревожности. Вот почему необходимо стараться по возможности их избегать. Начиная профессиональную деятельность, психолог должен обязательно помнить о возлагаемой на него ответственности.

Конгруэнтность безоценочное принятие.

Психолог не должен пытаться критиковать человека, который находится у него на приеме. Нельзя пробовать навязать ему свою точку зрения, подводить к принятию определенного решения.

Эмоциональная отстраненность

Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами — позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.

Основное место работы психолога — это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Преимущества специальности:

– Оказание помощи в решении проблем.

– Возможность личностного роста.

– Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.

– Обретение внутреннего спокойствия.

– Возможность ведения частной практики, независимость от работодателя.

Минусы профессии:

– Постоянное нервное напряжение. Нужно контролировать собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.

Страхи, депрессия, отчаяние — психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них.

– Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

2) Текст на с.17–18 (часть 1)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_1/18.jpg

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_1/19.jpg

В качестве домашнего задания предлагаем найти ответ на вопрос: «О каких профессиях говорит нам данный текст?» Собрать материал об этих профессиях. (Художник, ветеринар, зоолог).

3) Упр.15 (часть 1)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_1/16.jpg

— Это текст о том, какая работа проводилась по созданию книги в древности. А как называются люди, которые создают книги? Попробуем перечислить.

– Полиграфисты: наборщик текста (набирает текст книги), корректор (исправляет ошибки), редактор (следит за грамотностью и логикой текста);

– художник-иллюстратор (делает иллюстрации).

– Верстальщик (специалист вёрстки , который разбивает текст на отдельные страницы, компонует его с иллюстрациями, подготавливает оригинал -макет издания).

– Переплетчик (переплетает книгу).

4) Упр. 49 (часть 1) http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_1/61.jpg

Задание: записать синонимический ряд, выделить нейтральное слово — профессию, подобрать современный синоним. Каких качеств и умений требует профессия парикмахера? Останется ли она востребованной в будущем? Каковы достоинства и недостатки этой профессии?

5) Упр.34 (часть 2)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_2/31.jpg

— О какой профессии идет речь в тексте? Чем привлекательна профессия актера? Какие предметы необходимо изучать, чтобы поступать в театральное училище?

Актер — мастер перевоплощения. Артист драматического театра и кино. Артист музыкального театра. Артист театра кукол. Артист эстрады и цирка.

Востребованность невысокая в небольших городах. Талантливые выпускники вузов могут работать аниматорами или же ведущими торжественных мероприятий. Для того чтобы устроиться по специальности, необходимо пройти целый ряд кастингов. Карьера актера начинается с не слишком престижных мест работы. Обычно это небольшие театры или же работа на праздниках в роли артистов или ведущего. Это позволяет набраться опыта и отточить полученные во время учебы знания и навыки.

Где учиться:

– Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.

– Российский университет театрального искусства — ГИТИС.

– Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова.

– Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова.

6) Упр.39 (часть 2)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_2/37.jpg

— Как называется профессия, в которой задают много вопросов? Как называется эта вопросно-ответная форма? Кто может брать интервью?

Интервьюер — профессия, связанная с общением с людьми. Еще интервью берут журналисты .

Профессия журналиста позволяет охватить огромные объемы информации. В зависимости от типа работы, квалификации и отраслевого предназначения, она имеет свою структуру и классификацию:

Гонзо-журналист. Он создает субъективные повествования о событиях, пропущенных через призму собственного «я» корреспондента. Статьи пишутся от первого лица. В них уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Для подчеркивания деталей используется юмор, издевки и даже бранная речь. Гонзо-журналистика — один из лучших методов пропаганды.

Репортер. Это специалист в сфере написания статей о событиях, в которых он принимал непосредственное участие или был их свидетелем. Репортерам часто доводится работать в горячих точках и рисковать собственной жизнью ради хорошего материала.

Комментатор. Обычно он выступает как закадровый голос, отражающий собственное мнение о динамике события. Чаще всего комментаторами являются представители спортивной журналистики: они детально описывают каждое действие участников какого-либо спортивного мероприятия, упоминая о личных впечатлениях и открыто выражая эмоции.

Ведущий программ. Одна из самых сложных специальностей, требующая выдержки и ораторского искусства. Действовать необходимо в строго оговоренных тематиках, задавая обдуманные вопросы участникам событий и руководя общей дискуссией.

Обозреватель. Это специалист, детально описывающий происшествия в стране и мире от третьего лица и без эмоционального подтекста.

Фотокорреспондент. Название говорит само за себя. Если раньше фотографии просто сопровождали текст, то благодаря фотокорреспондентам изображения теперь стали самостоятельными сюжетами, требующими минимальных пояснений.

Интернет-журналист. Пожалуй, его можно назвать специалистом широкого профиля: один человек совмещает функции самых разных журналистов.

— Подумайте, какие навыки должны присутствовать у журналиста той или области, какие учебные предметы необходимы для освоения данной профессии.

7) Текст на с. 38–39 (2 часть)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_2/40.jpg

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_2/41.jpg

— Как называется человек по профессии, который изучает погоду и составляет прогноз?

Метеоролог это специалист, задачей которого является сбор и систематизирование сведений о процессах атмосферы, анализ полученной информации, а также подготовка долгосрочных прогнозов.

Метеоролог занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных.

Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.

Синоптик это метеоролог, который составляет прогнозы. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

Метеорологи работают на метеорологических станциях. Гидрометцентр России имеет свои подразделения в каждом регионе. Его специалисты занимаются моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы (с помощью радаров, спутников и др.). Также метеорологи работают в частных компаниях, обеспечивающих прогнозами авиацию, мореплавание, сельское хозяйство, строительство.

Метеорологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам. При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т. к. метеоприборы находятся под открытым небом.

8) Текст на с.136–137 (часть 2)

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_2/138.jpg

http://uchebnik-tetrad.com/russkiy_yazyk/6_klass/uchebnik/bystrova_kibireva_2/139.jpg

— Какие профессии связаны с работой в саду, огороде?

Садовник (садовник-озеленитель) — специалист по уходу за садом или озелененной территорией. Садовник проводит посадку растений, ухаживает за ними.

Ландшафтный дизайнер — с помощью деревьев, клумб и кустарников организует пространство сада.

Важные качества — надо любить растения и работу на природе, с землёй. Поскольку работать приходится и в жару, и в заморозки, необходимо крепкое здоровье.

А как называется человек, занимающийся цветами?

Цветовод, цветовод-декоратор, цветовод-озеленитель — э ти специалисты выращивают цветы в теплицах, питомниках, оранжереях. А затем высаживают их в парках, создают яркие композиции в клумбах.

Флорист грамотно составляет уникальные букеты или композиции, эффектно оформляет зал к торжеству, стильно украшает интерьер для важной встречи или фотосессии.

Агроном-гидропоник — занимается инновационными технологиями выращивания растительной еды без использования традиционной почвы, когда все необходимое для растений питание подается им непосредственно к корням. Применяя такую беспочвенную технологию, можно выращивать овощи, включая салаты и пряные растения, фрукты, грибы, а также ягоды и многие цветы.

Таким образом, со вступлением в школьные учебники ФГОС второго поколения мы все чаше задумываемся над тем, как учить детей по-новому? Главным образом, необходимо пересмотреть собственную форму работы и начать модернизацию с себя. Множество учебников предоставляет нам потенциал для осуществления новых образовательных концепций.

Для решения поставленных задач необходима планомерная систематическая работа по профессиональной ориентации обучающихся на уроках русского языка посредством использования ресурсов учебника. Материалы, представленные нами, будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.

Литература:

  1. Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования.
  2. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» Быстровой Е. А., Кибиревой Л. В. и др. — М: ООО «Русское слово — учебник», 2017
  3. http://atlas100.ru/catalog/meditsina/tkanevyy-inzhener/
  4. http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200800323
  5. http://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2018/01/Proforientatsionnaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-S.V.-Erisova.pdf
  6. http://sosh13-ugansk.ucoz.ru/In-Deyat/Proekt-OPR.pdf

Похожие статьи

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Текст-биография на уроке русского языка как иностранного

В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах в условиях малокомплектной школы

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы

В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.

Похожие статьи

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Текст-биография на уроке русского языка как иностранного

В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах в условиях малокомплектной школы

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы

В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.

Задать вопрос