Социально-психологические свойства личности современного учителя начальных классов
Автор: Акчурина Юлия Саидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 03.03.2015
Статья просмотрена: 5600 раз
Библиографическое описание:
Акчурина, Ю. С. Социально-психологические свойства личности современного учителя начальных классов / Ю. С. Акчурина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7412/ (дата обращения: 17.12.2024).
К личности современного учителя начальных классов предъявляется ряд самых серьезных требований. Ряд свойств личности не являются врожденными. Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности ученика, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на ученика огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Какими социально-психологическими свойствами личности должен обладать современный учитель начальных классов? Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.
Today the personality of the elementary school teacher should meet a number of serious requirements. Some personal skills are not inherited. Identification of the personal identities of the elementary school teacher relies on the theoretical explanation of the process of the professional self-identification. Every teacher is individual. When we discuss the development of the pupil's identity we forget about the teacher. Influence of the personality of the teacher is huge and pedagogic technics will never replace it. The statue of a school states the professional duties of a teacher. What social-psychological personal features should contempopary elementary school teacher have? That is why making a social-psychological profile will help elementary school teacher not only to sort oneself out but to make better the professional capabilities.
Результативность профессиональной деятельности учителя начальных классов зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Можно выделить наиболее значимые для учителя начальных классов гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — коммуникабельность, красноречие и др.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие.
Роль личностных качеств учителя начальных классов несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.
Личностные качества учителя начальных классов можно разделить на три группы.
1. Психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы — восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния — усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т. д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа.
2. Психологические качества, характеризующие учителя начальных классов как личность. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.
3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность (сочувствие, сопереживание), аттрактивность (позитивное чувство, состояние любви), красноречие и другие. [1, 2]
Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов.
Ученые сформулировали требования к процессу общения учителя и ученика. Это:
- доверительность;
- умение слушать ребенка;
- взаимопонимание как основа;
- деловой контакт;
- способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств. [4]
Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.
Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности воспитанника, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил. [3]
Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.
Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать ее соматофизиологические особенности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей — пикников, атлетиков и астеников, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.
Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам. Чаще всего встречаются смешанные типы темпераментов, имеющие характеристики от нескольких основных типов. Поэтому, чтобы точно определить тип темперамента учителюможно использовать тест Айзенка. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.
Соционический тип поможет определить Тест Мегедь — Овчарова.
Благодаря современным инновациям все виды тестирования можно пройти в интернете онлайн и получить подробные выводы и описание.
Э. Шостром выделяет два типа личности — манипулятор и актуализатор (Шостром Э.).
Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов
Манипуляторы |
Актуализаторы |
ЛОЖЬ (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств |
ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой |
НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать |
ОСОЗНАННОСТЬ (охотник, жиз-ненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни |
КОНТРОЛЬ (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит под постоянным контролем не только себя, но и других, скрывая от них свои мотивы |
СВОБОДА (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своего мнения. Он хозяин своей жизни — субъект, а не объект |
ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым |
ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас |
Своеобразно влияет на формирование социально-психологических качеств человека и его принадлежность к определенной религиозной конфессии.
В настоящее время существует большое количество методик, которые помогают разобраться в себе. Только разобравшись в себе учитель начальных классов может составить свой социально-психологический портрет.
При составлении социально-психологического портрета современного учителя начальных классов можно порекомендовать следующие методики:
1. Тест Мегедь — Овчарова
2. Тест Айзенка
3. Тест Гуленко
4. Метод Амтхауэра
5. Методика Леонгарда — Шмишека
6. Индивидуально-типологический опросник Л. Н Собчик
7. Опросник Томаса
8. Тест Сонди — Метод портретных выборов
9. Методика диагностики самооценки
10. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
Таким образом, правильно разработанный социально-психологический портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать современный учитель начальных классов. [5, 6, 7]
Изучение собственного психологического портрета, на наш взгляд, не только очень важно, но и очень полезно. Проделанные тесты помогают учителю лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера, а также — в профессиональной деятельности. Составив свой социально-психологический портрет, учитель может выявить какие аспекты индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Учителю нужно быть требовательным не только к окружающим, но в первую очередь к себе.
Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности педагогов. Учителя начальных классов всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов являются базисными при становлении профессионального мастерства.
Литература:
1. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) — ISBN 5–98119–390–5.
2. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).
3. Никитина Л. Е. Психология личности. Учебник для высших учебных заведений. — М., 2003.
4. Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения./ Учителю о педагогической технике. — М.: 2004.
5. http://www.tests-tests.com/
Похожие статьи
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Профессиональное самосовершенствование педагога
Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...
Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры
Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...
Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов
Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...
Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением
В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...
Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект
Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс со...
Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века
В статье рассматривается понятие о формировании взгляда на мир с отбором факторов в различных областях знаний, со стратегией познания, с обработкой информации и различными ментальными процессами, такими как условия обмена. Нужны специалисты, готовые ...
Саморефлексия как процесс, способствующий развитию исследовательских навыков у учащихся, на уроках истории
Автор статьи делится наработанным опытом, как развивать метапознание через рефлексивные практики учащегося. Положение в жизни человека определяется его отношением к информации: кто-то ее производит, кто-то распространяет, а кто-то просто потребляет....
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...
Похожие статьи
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Профессиональное самосовершенствование педагога
Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...
Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры
Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...
Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов
Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...
Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением
В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...
Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект
Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс со...
Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века
В статье рассматривается понятие о формировании взгляда на мир с отбором факторов в различных областях знаний, со стратегией познания, с обработкой информации и различными ментальными процессами, такими как условия обмена. Нужны специалисты, готовые ...
Саморефлексия как процесс, способствующий развитию исследовательских навыков у учащихся, на уроках истории
Автор статьи делится наработанным опытом, как развивать метапознание через рефлексивные практики учащегося. Положение в жизни человека определяется его отношением к информации: кто-то ее производит, кто-то распространяет, а кто-то просто потребляет....
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...