Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс социализации характеризуется определенным набором приобретенных студентами и выпускниками вуза личностных качеств. В результате аналитических изысканий данной работе становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации личности — это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации личности. Таким образом, определено, что именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, детерминирующие успешность будущей деятельности.
Ключевые слова: социализация, высшая школа, молодой специалиста, факторы социализации, человеческий капитал, компетенции.
В современных условиях развития социума высшая школа теряет функцию профессионализации, хотя именно вуз призван обеспечить социализацию личности. Обучение в вузе можно определить как результат профессиональной социализации личности молодого специалиста. Так, образовательная среда вуза может быть рассмотрена как совокупность ряда факторов и условий, которые способствуют развитию личностных и профессиональных возможностей личности, что обеспечивает движение процесса социализации.
Особенности процесса социализации личности широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, например, в работах представителей структурализма (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс) [1,2] социализация личности изучается через выявление причинных закономерностей и функциональных связей, которые существуют независимо от индивида, воздействуют на него, корректируя его поведение.
В стратификационной концепции (М.Вебер, П.Сорокин) [3] социализация личности представляет собой регулятор деятельности социальных институтов. Соответственно, институт образования, рассматриваемый в социологии М.Вебера, является источником социальной дифференциации.
В отечественной науке, влияние на социализацию молодых специалистов через призму таких показателей, как уровень образования, социальный статус, уровень доходов и т. д., посвящены работы Т. И. Заславской, Н. Е. Покровского и др.
В целом, система вузовского образования призвана осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к профессионально-трудовым условиям. Однако, в настоящее время система высшего профессионального образования, являясь одним из институтов социализации молодежи, находится в стадии трансформации. Соответственно, встает вопрос об изучении продукта системы высшего образования — успешно адаптированной личности и особенностей его социализации.
Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала. Анализируя систему образования и её влияние на профессиональную социализацию личности молодого специалиста, целесообразно обращение к категориям «общего человеческого капитала» и «специфического человеческого капитала». Общий человеческий капитал связан с получением универсальных знаний, умений и навыков, которые призваны увеличить шансы молодого специалиста на рынке труда и профессиональных областях как интегральная характеристика системы социализации. Приобретение общего и специфического человеческого капитала происходит на уровне образовательных институтов и в рамках повседневных социальных взаимодействий, а также связано с социализацией в процессе усвоения норм, ценностей и социальных установок.
Формирование личностных качеств студента в вузе предполагает познавательную деятельность. Соответственно, социализирующая роль вуза предполагает ориентацию на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде учебного заведения. При этом на специфику социализации личности в вузе влияют как внутренние, так и внешние условия. В данной связи, к внешним условиям относят престижность высшего образования, инфраструктуру города и т. д. Перечисленные факторы определяют отношение студентов к своему вузу, специальности, преподавателям и получаемому образованию, что косвенно оказывает влияние на процесс социализации и адаптации.
К внутренним условиям можно отнести преподавательский состав, его профессиональный уровень, социально-психологический климат в группе, студенческую среду и пр.
Однако в сфере образования функционируют не только учебные коллективы, но и общественно-политические организации, научные ассоциации, внеучебные объединения, например, любительские, художественные и спортивные группы, чье влияние на социализацию личности весьма значительно. В итоге выпускник может рассматриваться как продукт вузовской социализации, как носитель усвоенной им образовательной программы, находящей выражение в системе его личностных и профессиональных качеств. Успешная социализация личности в вузе опосредует проблему оценки эффективности данного процесса и является одной из достаточно важных не только для отдельно взятого вуза, но и для региона и страны в целом.
В результате аналитического синтеза социологических теорий «социализация» в целом рассмотрена как результат взаимодействия молодого специалиста и социально-профессиональной среды, где молодой специалист в рамках социализации получает определенное место в иерархии социально-профессиональных статусов. Социально-профессиональная социализация — это процесс, предполагающий успешное овладение молодым специалистом профессией, обретение места в статусной профессиональной иерархии, формирование чувства социально-профессиональной идентификации и профессиональной адаптации.
С помощью комплексного рассмотрения социологического смысла категории «социально-профессиональная социализация молодых специалистов» выделена ключевая роль процесса усвоения социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления и составляет особенность социально-профессиональной социализации.
Таким образом, социологический подход к изучению сущности социально-профессиональной социализации заключается в усвоении социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления. Значит, актуально определение роли профессиональной подготовки как компонента социально-профессиональной социализации и рассмотрение факторов профессионально-трудовой среды.
Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван выполнять следующие функции в вопросах становления молодого специалиста [4]:
1) формирование профессиональных установок, норм, ценностных ориентиров, жизненных идеалов;
2) трансляция и распространение культуры, передача поколениями ценностей культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков;
3) социально-профессиональная селекция.
Рассматривая социально-профессиональную социализацию с точки зрения вхождения молодого специалиста в русло профессиональной деятельности, следует отметить функцию института образования, как ведущую, направленную на формирование молодого специалиста профессиональных установок, норм, представлений и правил профессиональных поведенческих стратегий.
Существенная роль в процессе социализации личности отводится высшей школе как элементу в структуре образовательной системы. Именно вузам принадлежит миссия в профессиональном и социальном становлении молодежи.
Сегодня вузы, как и образовательная система в целом, столкнулись с «вызовами» времени. Изменение государственной политики в области образования выражается в изменениях в самой образовательной практики, вызванных внедрением новых стандартов, которые неизменно затрагивают рынок труда и занятости. Молодому специалисту в современных социально-экономических условиях требуется наличие высоких профессиональных навыков, компетенций и личностных качеств.
Критерии успешности социализации молодых специалистов можно рассмотреть через следующие показатели, как например:
1) мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности;
2) наличия и развития профессионально важных качеств;
3) формирования профессиональной компетентности и профессионального мышления и пр. [5]
В рамках первичной социализации личности в вузе, в то время, когда формируются базисные ценности и самосознание связан с периодом студенчества. В данный период идет процесс активного становления личности, когда социализация в процессе обучения включает в себя не только усвоение умений и знаний, но и приобретение навыков жизни во взрослом социуме, социально-психологической и профессионально значимой направленности в целях обеспечения успешной деятельности как результата социализации.
В вузе студент знакомится с будущей профессией, приобретая профессиональные навыки взаимодействия и коммуникации как части процесса социализации. В данной связи происходит самоидентификация личности. Так, процесс «вхождения» студента в социум оказывают влияние различные факторы, которые влияют на особенности социализации студентов:
1. учебное заведение;
2. культурные аспекты студенческой среды;
3. личностные особенности студентов и пр.
Таким образом, учебные заведения являются одним из основных факторов, которые влияют на процесс социализации личности современного студента и молодой личности и именно вуз формирует социальную зрелость. На протяжении всего периода обучения в вузе обучающийся подвергается непрерывному воздействию различных факторов, которые являются частью учебного заведения.
Успешность процесса социализации, формируемая еще на этапе высшей школы, зависит от степени выраженности мотивации, основанной на интересе к профессии, осознанности и целенаправленности выбора специальности обучения, учебной деятельности и последующего трудоустройства. Соответственно, обозначение зависимости процесса и результата социализации студентов в период обучения в вузе от мотивационных факторов служит основой для формирования решений по усилению социализирующей роли высшей школы, осуществлению дальнейшей диагностики процесса социально-профессиональной социализации молодых специалистов.
Литература:
1. Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996
2. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994
3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147; Сорокин П. А. Социальная мобильность. — Москва: Academia: LVS, 2005
4. Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис.... канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001
5. Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дисс.... канд. наук; Социологические науки: 22.00.04 / Моск. гуманитар. ун-т. — Москва, 2007