В статье рассматривается понятие «учитель» и содержание учительского труда.
Ключевые слова: учитель, воспитатель, наставник, ученик, школа, профессия, ребенок, экскурсия, ответственность, мама, авторитет.
Цель статьи: расширить знания школьников о профессии учителя.
Актуальность: очень важно, чтобы школьники расширяли свои познания о разных профессиях. Профессия учителя очень важна, благородна, требует специальной подготовки и призвания.
Тема школы интересует меня все больше и больше. Некоторые ученики нашей школы говорят о том, что хотят работать учителями, и мне захотелось дать им больше информации об этой профессии и самому получше начать в ней разбираться. Я задаюсь вопросом: «Кто такой учитель?» Посмотрим значение этого слова в словарях.
В Толковом словаре С. И. Ожегова данное понятие описано так: учитель — это лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель [1].
В Толковом словаре русского языка Ю. В. Алабугиной понятие «учитель» раскрывается так: лицо, которое обучает; высший авторитет в какой-нибудь области; глава учения, имеющий последователей [2].
В Современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой значение понятия «учитель» трактуется так: «Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета», «тот, кто оказывает… влияние на развитие кого-либо; воспитатель; наставник» [3].
Обобщая рассмотренные нами значения понятия «учитель», мы можем сделать вывод, что учитель — это лицо, которое преподает какой-либо предмет; оказывает влияние, обучает, воспитывает, наставляет кого-либо; является авторитетом и имеет последователей своего учения.
Наш вывод требует пояснений. Для того чтобы преподавать и обучать, учитель должен иметь специальное образование, которое позволит ему передавать знания нам, ученикам. Для того чтобы воспитывать и наставлять, учитель должен быть примером для учеников во всем. Для того чтобы заслужить доверие и иметь последователей, учитель должен сам любить свою профессию и держать слово, быть инициативным, ответственным, уметь поддерживать интерес учеников, иметь разносторонний кругозор.
Однако недостаточно опираться на словари, когда задумываешься о такой профессии. Интересно обратить внимание на пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии. Приведу некоторые из них [4; 5].
Дерево и учитель познаются по плоду.
Учение — путь к умению.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Век живи, век учись.
Не учили, покуда поперек лавки укладывался; а во всю вытянулся — не научишь.
Учить — ум точить.
Ученику — удача, учителю — радость.
Родители создают тело, учителя создают душу.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми.
И груда книг не заменит хорошего учителя.
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
Знание — сила.
От учителя наука.
Строгость учителя лучше ласки отца.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Прочитав их много раз, мы начинаем постепенно понимать народную мудрость об учениках, учителях и учительском труде. Это только часть пословиц и поговорок. Ценность их для нас заключается в том, что они подмечены многими поколениями учеников, учителей, родителей. Главное, что учитель не только учит, но и направляет ученика в жизнь, готовит его к жизни.
Еще вынесем из пословиц для себя, что мы должны помогать учителю в нашем обучении: добросовестно готовиться к урокам, уважать учителя и впитывать самое лучшее.
Толковые словари и пословицы, поговорки об учителе дают нам много информации об учительском труде, но, когда задумываешься над такой профессией, хочется дополнить образ учителя своими мыслями и впечатлениями.
Учитель — это образец в одежде. В школе одежда учителя играет важную роль. Это и профессиональный образ, и формирование авторитета среди учеников. Как одевается учитель, так стараются одеваться ученики. Ведь мы верим, что учитель одевается правильно. Ученикам приятно, когда они видят учителя в красивой, аккуратной, деловой одежде.
Учитель — это человек, который водит учеников на экскурсии по разным интересным местам. Ученикам интересно посетить не только выставки, но и кондитерские, где изготавливают конфеты, шоколад, лимонад. Хочется посмотреть, как пекут хлеб и булочки. Хочется узнать о разных профессиях и вообще задуматься над вопросом, как зарабатываются деньги и создаются всякие блага для человека. А есть ли музей семьи? Все интересно!
Все ученики ошибаются. Думаю, ошибаются и учителя. Когда ошибается учитель, ученики должны поддержать его. В свою очередь, он поможет ученику в трудную минуту.
Трудно ли учителям обучать и воспитывать учеников? Думаю, трудно. Надо иметь много терпения, чтобы не только учить, но и воспитывать учеников. Есть ученики, которые могут быть недовольны своими оценками, просят, чтобы им поставили пятерки, хотя их ответы имеют недочеты. Другие ученики приходят на урок, вообще не выполнив домашнее задание, и не желают учиться. Иные ученики не слушают учителя, иногда грубят и опаздывают на уроки. Не каждый ученик примерно ведет себя на перемене и на уроке. Получается, что учитель должен не только хорошо знать свой предмет, которому он учит, но и быть стойким, сильным, тактичным, уметь управлять собой. Все недостатки в поведении учеников приходится исправлять именно учителю.
Ученики чувствуют, насколько учитель увлечен своим предметом. Если он любит свое дело, то и нам интересно. Даже когда предмет не дается, но учитель — энтузиаст и приводит много интересных примеров, нам становится любопытно все это познать.
По моему мнению, учитель должен быть очень эрудированным и мудрым. От педагога зависит наша жизнь. Мы учимся у него всему: как грамотно говорить, писать; мыслить; сомневаться и быть любознательными. Мы доверяем ему свои помыслы и советуемся с ним. Еще учитель должен быть добрым. Он дарит нам поддержку и заботу, а мы радуем учителя своими хорошими и отличными знаниями. Думаю, что чем старше учитель, тем он мудрее и справедливее.
На уроке учитель должен объяснять новый учебный материал очень доходчиво, чтобы было понятно каждому ученику. Если учитель увидит, что кто-то из ребят недопонимает, то постарается объяснить еще доступнее.
В моей семье есть учитель. Это моя мама Светлана Александровна Ибрагимова. Она преподает математику. Я вижу, как она готовится к урокам и занимается с учениками. Замечаю, что она терпеливо и много раз объясняет урок ученикам, если ребята не могут понять новый материал. Еще ученики приходят к ней со своими проблемами, и мама старается помочь каждому.
Тема учительского труда оказалась для меня довольно большой, и я узнал много нового, исследуя ее. Делаю только первый шаг в познании профессии учителя и задаю себе вопрос: смогу ли я быть учителем? Буду продолжать изучать выбранную мною тему.
В заключение хочется сделать вывод, что профессия учителя подойдет не каждому человеку. Нам, тем ученикам, кто задумался о профессии учителя, предстоит узнать о ней еще многое. Но уже сейчас можно сделать промежуточный вывод: мы, ученики и учителя, должны быть вместе!
Литература:
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — Москва : Русский язык, 1984. — 735 с.
- Алабугина Ю. В. Толковый словарь русского языка / Ю. В. Алабугина. — Москва : АСТ, 2016. — 511 с.
- Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 томах / Т. Ф Ефремова. — Т 3. — Москва : АСТ : Астрель, 2006. — 976 с.
- Пословицы и поговорки об учителе. [Электронный ресурс]. — URL: https://multiurok.ru/blog/poslovitsy-i-pogovorki-ob-uchitele.html
- Пословицы и поговорки про учителей. [Электронный ресурс]. — URL: https://uchitel76.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-uchitelej/